К примеру, плотва (тарань) в южных водоемах зимой никогда не клюет в зарослях камыша или тростника. Здесь многие виды рыбы находят тень и относительно прохладную воду только в солнечные летние дни, когда все испепеляющая жара угнетает рыбу, зверей, животных, людей, объекты флоры и фауны…
Зимние поклевки бывают только вблизи границы воды и камыша (тростника), иногда – в редком тростнике. Удивительно, что даже рыбалки в соседних регионах требуют от рыболова частичного отказа от привычного и традиционного, к чему душа и руки «прикипели». Смею утверждать, что не знаю ни одного региона России, куда забрасывала судьба или приводили дела служебные, где мог бы сказать себе: «Сейчас поймаю!.. Что может быть привычнее и проще?!»
Осмысливание южных рыбалок, наиболее лично изученных, сложилось в кое-какое представление, может быть, близкое к истине. Толстый лед на южных водоемах никогда не образуется, то есть его толщина всегда менее 0,5 метра, чаще – 0,2-0,3 метра и менее. Период ледостава редко превышает два месяца. За это время бывает минимум шесть затяжных оттепелей, «размывающих» лед в тех местах, где изобилуют родники. Иногда промоины в таких местах можно наблюдать всю зиму. Оттепели активно разрушают и береговой ледовый припай. Часто приходится долго искать на берегу участки, где заход на лед еще возможен. В конце февраля и начале марта, как правило, заходишь на лед по искусственной гати, сооруженной рыболовами из разных подручных материалов. Понятно, что кислородный режим в южных водоемах весьма далек от заморного. Кстати, наблюдать здесь заморы рыбы никогда не приходилось, как, к примеру, на уральских озерах, где они обычны.
Не процветает в южных водоемах и зимняя прибрежная рыбалка, даже среди веток и корней прибрежных деревьев. Вблизи берегов многие рыбы появляются только при первых признаках весны. К примеру, в водохранилищах Кубани удачно половить плотву (тарань) удается не ближе 500-700 метров от берега, на глубинах 3-4 метра. Обширная прибрежная зона водохранилищ чаще безрыбна, где нет и намека на поклевку. Вдали же от берега концентрация плотвы (тарани) может быть обусловлена участком с размерами около 150 на 150 м, а численность стаи может быть очень значительной. Везунчики могут поймать до 300 шт. тарашек за одну рыбалку, даже неумехи – до 100 шт.
В один из зимних сезонов мне повезло почти ежедневно ловить тарань со льда Варнавинского водохранилища. Интересно, что тарань месяц клевала только на избранном ею месте обитания, не обращая никакого внимания на наши теории о вреде ежедневного внесения прикормок в лунки в одном месте ловли. Уточню, кубанские рыболовы мотылем рыбу не прикармливают – довольствуются измельченной макухой, жмыхом, отрубями… Простейший математический расчет, полагаю, может быть полезным для полного понимания ситуации. За оду рыбалку около 200 рыболовов ловят около 4 тонн плоты. За месяц – три вагона! А еще 30-50 вагонов рыбы счастливо избегают встречи с нашими крючками… Такую прорву рыбы горстями макухи не перекормишь! Что давно доказала практика кубанских рыболовов. А разными «извращениями» рыболовам приходится заниматься там, где рыбы мало. К примеру, в водоемах Черноземья мотыль для прикормки просто обязателен… Здесь зимние успехи местных рыболовов близки к успехам рыболовов Подмосковья – и по видовому составу, и по весу уловов почти равнозначны. Здесь начинают «работать» и правила Яншевского. Как видно из сказанного, в наших делах рыболовных корректировка любых правил неизбежна и зависит от региона.
И в проточных прудах, к примеру, бассейнов кубанских рек Челбас, Бейсуг плотва зимой клюет не ближе 12-15 м от берега, где глубина около 3,0-2,5 м. Попытки ловить плотву вблизи берега всегда бывали провальными, за исключением весеннего хода рыбы к берегам. По каким-то причинам избегает плотва и фарватерных глубин, и бровок, и участков дна со сложным рельефом и перепадом глубин. Клев плотвы всегда сопряжен с ровными участками дна. Только крупная плотва всегда держится особняком, вне стаи. Ее стоянки чаще обнаруживаются случайно, а целенаправленный поиск всегда трудный. Правда, в некоторых водоемах ловить крупную плотву до удивления просто. Так, в пруду Дикий плотва весом до 1 кг часто клевала попутно с карасем, как прилов.
Обрывы поводков плотвой для меня нонсенс. Рывки рыбы прекрасно гасят специальные зимние удилища длиной около трех метров. Других удилищ опытные кубанские рыболовы не признают. С применением коротких удилищ обрывы, конечно, неизбежны, поскольку первый рывок крупной плотвы всегда впечатляет рыболова… Мои рекомендации часто шокируют рыболовов. Некоторые рыболовы считают их извлечениями из старых книг времен покорения Очакова и Крыма. Меня тоже смешат признания, что плотва обрывает поводки... диаметром 0,16 мм! Наверное, каждому свое. На то она и рыбалка…
Иногда, когда бывали «пролеты» с мотылем, плотву мне удавалось успешно ловить поплавочной удочкой с кусочком дрожжевого теста на крючке. Секрет есть, но он очень простой. Оладьевое дрожжевое тесто выдерживается хозяйками для созревания около 1,5 часа. Если его налить в сковороду сразу после приготовления, то получатся у хозяйки «резиновые» оладьи. Отщипнутые от такой оладьи кусочки теста могут находиться на крючках «вечно»… «Нимфам» и «чертикам» тесто всегда дает фору…
И немного о ловле плотвы в водорослях. Скажу сразу: за много зимних сезонов успеха не добился. В южных водоемах водоросли привлекают плотву размером до половины ладони и таких же подлещиков. Поклевки всегда редкие. Прогалы в водорослях хороши для ловли карася, но не плотвы. Местная особенность. Иногда здесь же клюет сазан, но всегда весом менее четырех килограммов. А трофейных сазанов добыть в водорослях не привелось, даже случайно.