Почти каждый год бывает такой момент, когда водоемы уже покрываются льдом и ловить на летние снасти невозможно, но толщина этого льда не позволяет на него выйти. Тут рыбаки делятся на несколько групп: самые терпеливые просто ждут неделю, пока лед не окрепнет, самые смелые пытаются всеми правдами и неправдами выползти на тончайшую корочку льда и что-то с нее половить. Ну а самые хитрые отправляются на микро-озерца, на них лед уже достаточно крепкий, ходить по ним не страшно и не опасно.
И самое главное, что на таких водоемах как раз в первую неделю или иногда даже за пару дней становления льда начинается оживление рыбы. Рыба здесь обитает только одного вида – это ротан. Но клев его по первому льду бывает просто отменный, а размеры выловленных рыб - удивительными. Рыбалка на таких озерцах всегда доставляет мне много радости, здесь нет «перволедной» толчеи и суеты больших водоемов, на озере ты один или со своей компанией, обстановка очень уютная. Единственная сложность такой рыбалки – отыскать ловчее озеро. Причем здесь, как я заметил, действует следующая закономерность: если на водоеме ротан брал летом и осенью по открытой воде, то 99%, что по первому льду здесь не будет никакого клева. А вот если водоемчик молчал все лето, там не клевала даже мелочевка, то по первому льду ротан там может просто сойти с ума и начать хватать любые наживки.
Помню, несколько лет назад лед на озерах в пойме Клязьмы замерз уже на ноябрьские праздники, и я поспешил на проверенные «ротаньи» старицы половить по первому тонкому ледку. Но все водоемы, где буквально две недели назад ротан ловился исправно, встретили меня полным бесклевьем. «Вот тебе и первый лед», - подумал я. Вечером, обескураженный, вернулся домой, подошел сосед-рыбак Николай справиться о моих успехах. Я пожаловался ему на неудачи, и он рассказал, что ему, наоборот, удалось случайно найти озерцо, где ротан отлично ловится. Как он сказал, забрел туда случайно, уже в конце дня, тоже от безысходности, потому что там ротан не клевал уже несколько лет. Но в первой же лунке рыба начала жадно брать. Я пошел посмотреть, сколько бычков он наловил и, мягко говоря, сильно удивился.
На следующий день договорились ехать вместе. Озерцо это я знал с детства, было оно почти у самых наших домов. Места там было лунок на пятнадцать, но нам хватало и по две на брата. Ловили мы вчетвером: я с отцом и другом и Николай, ловили на удочки с двумя крючками и постоянно вытаскивали по два ротана за раз. Было такое ощущение, что под нами просто ковер из этой рыбы! И где только она там помещалась? Через пару часов лед был усыпан ротаном, и мы решили тормозить, чтобы не выбить всю рыбу. Клев продолжался здесь всего три дня, потом сошел на нет.
Все последующие года только повторяли описанный случай: на «летних» водоемах ротан просто начисто отказывался брать по первому льду, а на забытых «лужах» мы попадали на бешеный клев. Единственной задачей было отыскать такой водоем, но наличие автомобиля и хорошее знание окрестностей помогали решать ее достаточно быстро. Надо отметить, что клев на микро-водоемах длится всего несколько дней, поэтому его нужно буквально караулить. А как только клев здесь заканчивается, можно отправляться на крупные озера и заливы – там за эти дни уже встает надежный лед и начинается совсем другая рыбалка.