Зимняя ловля на малой глубине

Проще всего сейчас в полводы ловить подлещика на чертика

Зимний сезон в основном начался. Однако осторожные рыболовы, не желая рисковать, и это правильно, сезон только открывают. К тому же, истинная подготовка начинается, когда рыболов первый раз побывал на льду. Только после этого выявляются все огрехи как в снастях, так и в тактике ловли. Сегодня разговор именно о тактике ловли, поскольку еще «не забытая» руками тактика последнего льда с прошлого сезона может сослужить плохую службу.

[mkref=1122]

Дело в том, что ловля по самому первому льду начинается на мелководье, но с ростом льда рыболовы быстро начинают «осваивать» глубины и нередко попадают впросак.

Неизвестно, по каким причинам, но судя по всему, из-за потери прямой связи с тем, что происходит над поверхностью воды, рыбы поднимаются от придонных слоев и занимают средние и верхние горизонты. Рыболов, по старой памяти, опускает приманку сразу ко дну, а поклевок нет. Хорошо, если поклевка происходит в толще воды, и рыболов это замечает и делает правильный вывод, но очень часто рыболовы считают сей факт случайностью. В результате приманка у дна, а рыба ее не видит, поскольку находится выше. Если вы ловите на мелком месте с глубиной до метра, то так или иначе рыба все же находит мормышку, а тем более блесну, но поклевки редкие и осторожные. Через некоторое время рыболов делает проводку выше, добивается поклевки и начинает ловить в полводы или подо льдом. Отсюда следует простой вывод-напоминание, что буквально во всех книгах советуют периодически проверять все горизонты. Обычно этот совет относят к ловле на блесну, но он также верен и для мормышки. Еще более выраженный эффект клева из-подо льда проявится, если вы подбросите в лунку несколько мотылей для активизации клева окуня или плотвы. Рыба начнет брать буквально в лунке, как в глухозимье на мели, но только намного активнее. При такой ловле не забудьте позаботиться о маскировке, тем более что лед уже укрыт хоть и не толстым, но непрозрачным слоем первого снега. Характерно то, что при переходе с лунки на лунку имеет смысл сначала опускать приманку ко дну, а затем уже разыгрывать рыбу на более высоком горизонте. Часто случается так, что если сразу же опустить мормышку в полводы, то приходится долго играть до первой поклевки, в результате чего появляется ощущение, что рыбы под лункой нет.

Труднее всего тем рыболовам, которые привыкли действовать по стандартной схеме ловли с обязательным прикармливанием. То есть, рыболов делает несколько лунок в перспективном районе и сразу же их прикармливает, не проверяя ни наличие рыбы, ни то, на каком она горизонте.

Наиболее часто так поступают охотники за подлещиком и плотвой. В результате клев может начаться завтра или послезавтра, когда рыба опустится ко дну. Почти полная аналогия с глухозимьем. Но сейчас все намного проще. За счет того, что рыба активная, не приходится тратить много времени на ее поиск, даже если она стоит подо льдом. Достаточно двух-трех проводок по всем горизонтам,чтобы убедиться в наличии рыбы. После того как горизонт найден, ловля упрощается.

Тактика поиска на мелких местах практически одна, клюет ли рыба со дна или выше дна. Только нужно первые проводки вести со дна и по всем горизонтам, при каждой проводке доводя мормышку до льда. Когда в лунку подбросите мотыля, то в первые несколько минут клев может прекратиться. Несколько поклевок будет со дна, а затем рыба опять начнет брать выше.

Интересно то, что в прикормленной лунке со дна будет брать преимущественно окунь, а выше окуня будет брать плотва. Причем плотва при этом интересуется очень активно играющей приманкой. Не редки случаи, когда на прикормленной лунке при охоте за плотвой имеет смысл отказаться от насадки или наживки и ловить на безнасадочную приманку типа нимфы или козы. На безнасадочную приманку будет и плотва крупнее, и поклевки чаще. При соответствующей погоде окунь, который на некоторое время опустится ко дну за прикормкой в виде небольшого количества мелкого мотыля, постепенно будет подниматься и с каждой проводкой хватать мормышку все выше. Так стаю нетрудно подвести под лунку и ловить не то чтобы быстро, ведь глубина и так небольшая, но очень эффективно. При быстрой ловле окунь, стоящий под лункой, хватает мормышку, как только она появляется в поле зрения. Если вы сбились с ритма, то придется рыбу «раскачивать» заново. То есть, опять начинать со дна и «поднимать» рыбу к лунке. Повторно это удается сделать намного быстрее, чем в начале ловли. При ловле на мелких местах, если удалось расшевелить рыбу, обычно получается переловить большую часть стаи и возвращаться к таким лункам смысла нет. Если же в соседних лунках удалась в начале ловли поймать единичных окуней, а тем более плотву, то после обеда есть смысл вернуться к этим лункам. Ближе к вечеру здесь очень вероятны поклевки самых крупных рыб.

Сложнее, когда ловля происходит не на мели, а на глубоких местах, но рыба стоит в полводы. Сложнее прежде всего психологически. Именно неделю назад на очень многих водохранилищах и озерах наблюдалась ситуация, когда рыба отошла от берега на самые глубокие места, но встала в полводы. Искать одному в таком случае весьма проблематично, но можно. При этом не стоит мелочиться и использовать самые мелкие мормышки. Нужно взять достаточно мобильную снасть, которая позволяла бы относительно быстро проверять лунки на горизонте от дна до двух-трех метров выше дна. Нередко это надежнее всего сделать с нимфой, козой или чертиком. После первой поклевки все становится проще, поскольку горизонт уже известен и рыбалка становится аналогичной ловле на мелком месте.

Наверное, самый сложный случай, который, кстати, повсеместно встречается почти всю зиму, это когда вы ловите окуня на блесну или балансир, а рыба стоит в полводы. С появлением хороших эхолотов это явление было обнаружено рыболовами и найдены соответствующие приемы ловли. Собственно, прием один. В новой лунке вы опускаете приманку на полтора-два метра ниже льда и играете, затем опускаете блесну на метр и так далее, до дна. Затем все повторяется, но уже исходной точкой служит дно. Хорошо, если эхолот показал рыбу на конкретном горизонте, что, впрочем, не означает, что она активная и будет клевать. После того как поймали, например, окуня, следующую проводку нужно сделать аналогичной. Например, в одном общеизвестном окуневом районе Пироговского водохранилища из года в год происходит ловля по одному и тому же сценарию. Окунь стоит над глубиной 4-6 метров, но на глубине 2-2,5 метра ниже льда. Ловят исключительно на небольшие балансиры любого цвета. Тактика весьма однообразная, но результативная. Приходишь в хорошо известную зону стоянки окуня, которую он не покидает всю зиму. Опускаешь балансир сразу до дна, заведомо зная, что окунь стоит выше, играешь и, постепенно подматывая леску, поднимаешь приманку до уровня 2-3 метра. После пяти-семи подъемов можно менять лунку на соседнюю. Характерно то, что сначала, то есть по первому льду, можно с лунки поймать две-три рыбы. В середине и в конце зимы поймать даже вторую рыбу с той же лунки удается крайне редко. Рыба бродит.

Как ни странно, но проще всего сейчас в полводы ловить подлещика на чертика. Во-первых, подлещик обычно проявляет свое присутствие буквально с первой поклевки на высоте не более трех метров выше дна. Во-вторых, поймать с лунки можно и две, и пять рыб, но задерживаться нет смысла.

Плотву ловить тоже не составляет большого труда. Нужно определить несколько лунок, между которыми плотва гуляет, и после двух-трех «пустых» проводок менять лунку. Прикормка в виде мотыля хорошо привязывает к лункам и плотву, и окуня.

Ловля по первому льду, даже если рыба стоит в полводы, почти всегда результативная, потому что рыба еще активная. Это позднее будет мало обнаружить стоянку и горизонт стоянки рыбы, но еще и найти «активную» рыбу, которая сейчас кормится.