Игра блёсен и балансиров

Каждому зимнему рыболову, наверное, приходилось сталкиваться с необъяснимыми, казалось бы, изменениями в клеве рыбы на разных глубинах. Одна и та же проверенная и ходовая блесна могла стать неуловистой «золушкой», едва блеснильщик переходил на другое место, более глубокое.

Интуитивно, по мере опыта, рыболов предполагает, что изменения в частоте поклевок напрямую связаны именно с изменениями глубины, но проверить это и что-то изменить может только также интуитивно или путем экспериментов. Понятно, что узконаправленный блеснильщик всегда найдет ключ к разгадке подводных неудач, хотя бы за счет количества фирменных приманок и разно­образия игры блесен и балансиров. Словом, с приобретенным опытом и профессиональной экипировкой. Рыболовы-любители, к которым отношу и себя, ловят больше для души и на самые разнообразные снасти, нередко самодельные. И не всегда могут сориентироваться в тонкостях игры приманок под водой. Этот небольшой обзор я адресую именно им, не претендуя на авторство и новые идеи. Как увидел и понял сам…

БЛЕСНА «ГВОЗДИК»
Всем известные еще с советских времен зимние блесны-гвоздики не отличаются особым разно­образием игры и вычурностью форм. По сути, их игра напоминает однообразное падение и подъем по вертикали, почти без отклонений в сторону или с небольшими отклонениями до 30 градусов. Но при определенных условиях и в определенное время монотонная игра «гвоздиков» почему-то больше привлекает хищника, чем увертливые и лукавые игры планирующих обманок. Чаще это случается в глухозимье. Особенно жадно хищники бросаются на «гвоздики», если предварительно постучать блесной о дно и поднять муть.
В отличие от планирующих блесен, в игре «гвоздиков» почти отсутствует эффект подвисания: едва блесна уйдет под лед, как сразу же следует отдача-толчок в руку рыболова. Лишь на паузе и возврате к вертикали у «гвоздиков» есть какое-то подобие игры – тот самый возврат. Здесь нередко и следуют поклевки. Эта игра-возврат до полной остановки блесны занимает около 8–15 секунд и является очень привлекательной для судака и прочих хищных рыб. Но на глубинах свыше 6 метров блесны-гвоздики уходят ко дну совершенно вертикально, теряя привлекательную игру на возврате. При этом рыболов, проверивший игру приманки в ванне или в открытом водосбросном водоеме, отсчитывает привычную паузу, ставшую уже ненужной, поскольку блесна и не отклонялась в сторону. И есть еще одна особенность при глубинной ловле. Если на мелководье толщина лески играла какую-то роль в игре
обманки, то на глубине исчезала, нивелировалась эта разница. Более того, на толстой леске игра «гвоздика» становилась даже более плавной и привлекательной.

Фото Анатолия Маилкова Для успеха зимнего блеснения необходимо иметь несколько сбалансированных снастей с разными приманками. 

ПЛАНЕРЫ
Планирующие блесны имеют более разно­образную игру, формы и выгибы. Их характерная особенность в том, что при сбросе обманки в лунку они подвисают, то есть в этот момент присутствует уход блесны в сторону, ее колебания, различные движения, имитирующие больную рыбку. Все это можно видеть при проверке блесен в ванне и в неглубоких незамерзающих водоемах. Но уже на глубине около 4 метров игра планеров обедняется, исчезают юркие живые движения и вибрации. А ниже 6 метров планирующая блесна уже превращается в откровенный «гвоздик», так как игра ее становится преимущественно вертикальной. Это можно заметить по тому, как обманка перестает подвисать и начинает отдавать в руку тычками. Замечая глубины, где планирующие блесны начинают превращаться в «гвозди», можно протестировать свои приманки. И тогда будет ясно, на какой глубине хорошо играет или не играет та или иная обманка. Нередко неожиданный и очень хороший результат в зимнем блеснении могут дать летние блесны. Даже на большой глубине летняя блесна может играть как живая рыбка, причем и на подъеме, и на сбросе. Видимо, следует обратить внимание и на летний ассортимент блесен.

ЭФФЕКТ
НОВИЗНЫ
Оказывается, для любопытной рыбы первый сброс блесны имеет очень важное значение, даже большее, чем дальнейшая игра приманки. Нередко в первое опускание блесны закладывается эффект последующего или непоследовавшего клева. На больших глубинах возврат блесны к вертикали может достигать 25 секунд, а то и доходить до одной минуты. Естественно, если обманка сработала не по версии «гвоздика». (Как этого можно достичь, речь пойдет дальше). Именно на этом возврате к вертикали блесна завораживающе привлекательна для хищника на всем ее пути. Есть смысл даже начинать блеснить, не дожидаясь выхода блесны на исходную. Это может стать одним из приемов блеснения. После предварительного и, вероятно, неточного сброса блесны можно сразу начинать рыбалку, а потом уже искать дно и определять положение удильника для обычной ловли. Как случалось, наверное, у каждого рыболова, первый сброс блесны иногда наталкивается не на дно, а на жадную пасть хищника, причем это может случиться и в полводы. Эффект новизны, в котором просто само появление странной рыбки сначала шокирует подводного агрессора, а потом провоцирует на атаку…
ИСПРАВЛЕНИЕ
ОШИБОК
Самая разнообразная и богатая игра искусственных приманок возможна, как оказалось, лишь на глубинах до 1,5 метров. В более глубоких местах игра большинства блесен становится все более скудной и предсказуемой и сводится лишь к работе в вертикальной плоскости, за редким исключением. Даже широкие планирующие и хищно выгнутые блесны, в полутораметровых пределах точно имитирующие отчаянно бьющуюся рыбку, на глубине 12 метров падают вниз «носом», точно по вертикали, напоминая заурядный «гвоздик». Не влияет здесь и замена лески на более тонкую. Это бывает, если блеснить традиционным способом, то есть полноценный взмах удильником, сброс блесны, пауза и снова взмах… Исправить игру обманки и вернуть ей качества, возбуждающие аппетит и азарт хищника, поможет более короткий взмах удильника, даже не взмах, а вскид кончика удильника на высоту, равную длине блесны. Пусть даже это окуневая легкая блесенка
не больше 3 см. Как было показано на подвод­ных съемках, и такая миниатюрная обманка начинает заполошно резвиться и заманчиво играть даже на 12 метрах глубины, если лишь поддергивать удильник и сократить паузы. Причем игра становится стабильно одинаковой на самых разных глубинах. Если же говорить о более крупных блеснах, то на коротких вскидах будут отлично играть все блесны с несим­метричным профилем, нижним или s-ообразным изгибом. Даже «гвоздик» начинает играть, подброшенный коротким взмахом удильника.

МУШКА И ШЕРСТИНКИ
НА КРЮЧКЕ
Оснащение крючка блесны различными мушками и шерстинками не всегда приносит положительный результат. Все зависит от типа обманки. Планирующие блесны теряют часть своих «летных» данных. Напротив, блесны «гвоздики» приобретают их, так как при падении вниз встречают большее лобовое сопротивление и отклоняются от вертикали. При рывке вверх «гвоздики» опрокидываются плашмя, а потом та же мушка не позволяет им слишком резко и быстро «клевать носом» вниз. И еще на подводных съемках, даже глубинных, оказывалось, что и на 12 метрах подо льдом все видно, даже то, что шерстинки красные, а не по рыбацкой легенде – черные или фиолетовые. Мол, черно все подо льдом и нет разницы, какую мормышку или шерстинку цеплять… Нет, все видится отчетливо: и цвета, и форма, и блеск металла, и рыба, даже надпись на блесне можно прочитать. Лишь бы вода была не мутная и день светел.

 

Фото Анатолия Маилкова 

БАЛАНСИРЫ
Это та приманка, которая при широких взмахах почти одинаково работает как на мели, так и на глубине. Конечно, и в игре балансиров есть различия, в зависимости от глубины, но они менее заметны, чем в игре вертикально работающих отвесных блесен. На мели после взмаха балансир совершает довольно далекий уход в сторону с последующим возвращением по горизонтали на исходную. Игра напоминает форму «восьмерки» и очень живо имитирует резвящуюся рыбку. На более глубоких местах амплитуда игры и уход в сторону становятся чуть меньше, и движения обманки уже не столь стремительны.
Возврат к вертикали у балансира почти одинаков, независимо от глубины, и занимает около 8 секунд. Иногда пауза может достигать и 18 секунд. Это зависит от вида и размера балансира. Нетерпеливые рыболовы, не выдерживающие паузу, могут потерять часть потенциального улова, так как в ловле на балансиры пауза очень важна. И опять же плюс подводных съемок… Принятый плавный и вялый подъем обманки, оказывается, вызывает лишь такой же ее вертикальный подъем и такой же провал, почти без ухода в сторону. Резкий и короткий взмах заставляет играть балансир как на подъеме, так и на сбросе приманки, с уходом в сторону и относительно долгим возвращением на исходную. Тогда чаще и следуют поклевки. Ухудшают игру балансиров и различные мушки, навитые и нанизанные на подвесной тройничок приманки. Особенно это сказывается на горизонтальном уходе в сторону.

Что еще почитать