Вести с водоёмов

Минувшая неделя в столичном регионе отличалась особенно крепкими морозами, при этом они сопровождались ощутимым по силе ветром, что порой делало невыносимым рыбалку на просторах больших водоемов. Столь некомфортная погода говорила только об одном, что стабильность огромного блокирующего антициклона, принесшего нам аномальные холода, постепенно стала нарушаться. И поэтому не случайно ближе к концу отчетного периода прошел сильный снегопад, отмечались колебания атмосферного давления, а в воскресенье рыболовам даже выдалось немного отдохнуть от жгучих морозов. И тем не менее, перспективы пока таковы: скорого ослабления холодов не ожидается, лед везде толстый и будет еще прирастать, активность рыбы почти повсеместно снизилась до минимума – все вместе это и определяет характер рыбалок в ближайшее время.

Последний месяц зимы традиционно считается глухозимьем, когда составить достойный улов в течение дня бывает очень непросто и доступно только настоящим мастерам, у которых техника ловли и снасти доведены до высокой степени совершенства. Однако не всегда в феврале бывает трудно рыбачить – не раз выдавались зимы, когда этот месяц был теплым, с мягкой устойчивой погодой, что обычно способствовало хорошему клеву плотвы и леща на больших проточных водоемах и реках, где рыба не испытывала дефицит растворенного в воде кислорода и сохраняла высокую подвижность.
Нынешней зимой картина ловли сложилась неблагоприятная с самого начала сезона, когда вначале аномальное тепло просто не позволяло попасть на лед достойных по размеру водоемов, а затем резкое похолодание лишило рыболовов интересной рыбалки по первому льду. Теперь приходится тщательно подбирать не только водоем, где есть надежда попасть на клев той или иной рыбы, но способ ловли и оптимальную снасть, поскольку рыба под лункой может быть, однако на рыбацкие ухищрения она реагировать не станет. Дело в том, что сейчас под очень толстым льдом наступил тот сложный период, когда жизненная активность всех водных организмов предельно замедлилась – и тех, кто есть, и тех, кого едят. Поэтому зачастую остаются без улова сильно активные рыболовы, неусидчивые в своем желании поскорее увидеть поклевку, побыстрее поймать. Они много бегают, много делают лунок, подолгу на каждой из них не задерживаясь, особенно это относится к любителям ловли на блесну или на мормышку без насадки. Но рыба сейчас долго настраивается на поклевку, кормится короткое время и в определенный период суток, зачастую негативно отзывается на неестественно шустрые движения приманки.
В сложившейся обстановке можно проблему с плохим клевом решить достаточно успешно только комплексным подходом к этому делу. Для начала, как уже было сказано, нужно выбрать для рыбалки тот водоем, о котором есть самые свежие положительные отзывы, но подходить к информации критически, всегда сопоставляя несколько ее источников. Затем нужно определиться, какую рыбу перспективнее ловить: например, несмотря на мороз и высокое давление, плотва или густера на водохранилищах сейчас заметно активнее не менее многочисленного там окуня, а ловить в мороз леща с очень большой глубины трудно, да и клюет эта рыба нестабильно. Еще следует понять, что для любой рыбы, отошедшей сейчас на значительные глубины, вряд ли будет привлекательна крупная приманка, а это сразу же предполагает применение в оснастке очень тонкой лески. И самое главное – даже в перспективном месте желательно по возможности максимально уплотнить рыбье население под лункой, для чего потребуется использовать прикормку. Если ее опустить на дно в нужном количестве и хорошего качества, то усиление пищевой конкуренции в локальном месте всегда ведет к усилению клева и к его большей продолжительности по времени. А хорошее прикармливание – это не когда рыбу кормят, а когда лишь возбуждают ее аппетит, стремление разыскивать корм. Поэтому прикормку нужно подавать понемногу, порционно, постоянно отмечая для себя реакцию рыбы на очередную дозу корма и корректируя дальнейшие действия. Если рыба успешно собрана и она клюет, тогда уже можно ловить и на мотыля, и без насадки – кому что нравится. Но сейчас все же чаще успех приносит ловля на неподвижную тонкую и легкую снасть с наживкой из самого качественного мотыля.
Характерным примером ловли в глухозимье по месту, где определенная рыба образовала естественное скопление, может служить рыбалка в прошедшие выходные дни на Угличском водохранилище – на многокилометровом левобережном поливе водоема от устья р.Медведицы до выхода в водохранилище рек Печухна и Нерль. Здесь на глубинах 4-7 метров весьма плотно встала густера весом 100-300 г, которая после обнаружения ее стаи очень весело клюет как на мотыля, так и на приманку без насадки, если подобрать нужный темп игры. А многочисленные здесь же окунь и плотва попадаются лишь изредка, потому что более активная густера на данный момент доминирует в охоте за кормом. Думается, подобное явление сейчас можно объяснить тем, что в водоеме начался интенсивный сброс воды, которая уже упала почти на полтора метра. Усиление течения по фарватеру выдавило стаи густеры на поливы, где поток слабее, но локальное уплотнение здесь рыбы повысило кормовую конкуренцию. А вот другая глубинная рыба, которая не ушла с русла, ведет в данный момент себя на водохранилище стандартно и в соответствии с сезоном: леща приходится много дней буквально приваживать к определенному месту, чтобы дождаться его устойчивого клева; судак и берш берут вяло, поэтому этих хищников выбивают огромным количеством лунок, перемещаясь на большие дистанции по перспективным зонам.
Чем-то похож характер рыбалки и на основных плесах Рузского водохранилища от Глазова до Акатова, где за истекшую неделю уровень воды тоже значительно понизился. Здесь на малых глубинах теперь с трудом удается ловить только мелкого окуня, но солидный полосатый хищник нередко клюет на больших глубинах, где прикормлены лунки на плотву или леща. При этом крупный окунь практически не реагирует на блесну или играющего чертика, зато уверенно берет на мотыля на неподвижной снасти. Что касается белой рыбы, то она пока стабильно держится на значительных глубинах: плотва – на предрусловых поливах с глубиной 6-8 метров; лещ – практически на самом русле, где высота водяного столба достигает 12-14 метров. Но чтобы эту рыбу успешно ловить, желательно на водоем отправляться не на один день – прикормка собирает рыбу не скоро, а хороший клев, как правило, на выбранном верно месте начинается в лучшем случае на второй день.
На Можайском водохранилище, где вода сильно сброшена еще накануне ледостава, возможны даже сейчас два варианта успешной рыбалки – активный и пассивный. Второй, как и на Рузе, приходится практиковать на обширных глубинных плесах водоема в районе Красновидова и Блазнова – здесь проточность очень умеренная. Зато выше Троицы, где после сброса воды на большом протяжении водохранилище узкое, а проточность усиленная, по границам русла р.Москвы на блесну и мормышку еще ловится неплохой окунь, а минимальная прикормка привлекает много активных плотвы, подлещика и густеры, правда, не великих по размеру.
На глубоких плесах Оки под Каширой, не забитых ледяными торосами, рыбу при определенной сноровке можно поймать везде, но все же последние рыбалки показали, что на разных участках реки она стоит не одинаково плотно. Сейчас уже, когда лед повсеместно стал толстым, а уровень воды понизился значительно, гораздо лучше густера, белоглазка и даже лещ клюют на плесе Оки от устья р.Каширки до ГРЭС. Здесь же удается обнаружить скопления активного крупного окуня. И опять же, белая рыба почти не ловится даже при минимальной скорости донной проводки – лучше, найдя уловистое место, ждать поклевку рыбы с неподвижно установленной снастью. Своеобразно ведут себя и хищники, за которыми чаще всего рыболовы охотятся на глубокой канаве выше железнодорожного моста – если раньше они брали и на блесну, и на малька на крючке крупной мормышки, то теперь их лучше привлекает кисточка мотыля на предельно легкой приманке, которую довольно далеко сносит течением. При этом облавливать каждую лунку приходится достаточно долго.
На глубинном участке р.Пахры выше плотины в Новленском, где лед нынешней зимой достиг небывалой толщины, а уровень воды упал более чем на метр, местные плотва, густера, подлещик и окунь в настоящее время тоже резко снизили свою активность, несмотря на хорошую проточность. Теперь любая рыба в реке заметно лучше клюет в местах ее скоплений, если ловить на мотыля на стационарную снасть, применяя три типа относительно легких оснасток: поплавок-грузило-крючок, кивок-мормышка и кивок-грузило-крючок. Однако высокую активность пока еще сохраняет рыба на другом участке Пахры от Куприянихи до Григорчикова, что выше другой плотины – под пос.Володарского. Здесь даже на глубоких ямах проточность сильнее, рыба больше двигается, что позволяет ее успешно ловить на мормышку без насадки, подобрав темп проводки и игры.

Что еще почитать