С приходом календарной весны неустойчивость в погоде будет только нарастать, как это наблюдалось в столичном регионе в минувшие выходные дни, когда непрерывно менялись направление и сила ветра, солнце закрывали тучи и сыпал снег, а перепады температуры иногда достигали двадцати градусов. И все это происходило не в течение месяца или даже недели, а в трехдневный период. Конечно, такой крутой слом против зимней стабильности не мог не сказаться на поведении различной рыбы. Однако о негативном влиянии погодных коллизий говорить не приходится: рыба лишь начала активнее двигаться, быстро менять места обитания, выходить на разные глубины, подниматься в полводы, при этом она весьма неплохо ловилась. А с уловом были те рыболовы, которые, невзирая на толстый лед, рыбу упорно искали и в итоге находили.
Начало весны в центральных областях обычно мало отличается от зимних условий, но все же и под толстым слоем льда и снега рыба не может не чувствовать, что день стал намного длиннее, что интенсивность освещения значительно усилилась. Именно рост активности нашего светила служит тем спусковым механизмом, который заставляет все живое в водоемах менять стабильный зимний режим обитания и начинать перемещаться к свету, корму, к предстоящим местам нереста. Это так называемая первая волна миграции, когда разная рыба, вслед за мелкими кормовыми организмами, вдруг быстро уходит с больших глубин на относительные мелководья и задерживается здесь на две-три недели. Тут она чувствует себя комфортно до тех пор, пока горячее весеннее солнце не растопит снег и не истончит ледовый покров – тогда в солнечные дни рыба на малых глубинах будет клевать лишь рано утром и поздним вечером, а затем избыток освещенности будет вынуждать ее покидать кормные места. Поэтому весной для успеха ловли всегда наиболее хороши тихие пасмурные дни.
Однако весной, когда в природе и водоемах постепенно все оживает, приходит в движение, нельзя сказать, что рыбу нельзя успешно ловить и при ярком солнце. Вполне возможно – только в этом случае активную рыбу гораздо труднее найти, потому что она стоит не на дне и не на характерном донном рельефе, а чаще всего над глубоким местом занимает комфортный для нее горизонт, то есть встает в полводы. При этом происходит, как в сепараторе, четкое разделение рыбы как по видам, так и по размерам. К примеру, обычно ближе всех ко льду оказываются мелкий окунь, верховка, мальки и уклейка, гораздо ниже них идет слой плотвы, густеры, подлещика, под которыми ходят крупный окунь, судак, щука. Крупный лещ, язь, голавль, а также поднявшиеся после спячки карп и карась стоят обычно еще ниже, опасаясь к тому же излишнего шума на поверхности льда. Конечно, рыбу, стоящую в полводы, искать очень непросто, пока в водоемы еще не начало поступать огромное количество талой воды – тогда и рыба, и рыболовы движутся к источникам этой воды, подходят вплотную к берегам, входят в притоки, затоны и заливы, где рыба может быть и на дне, и в полводы, но собирается она здесь густо и поэтому быстро обнаруживается. Сейчас же, когда солнце только начало свою работу, трудно предсказать, где на акватории обширного водоема рыба скопилась и встала на определенном горизонте. В этом случае могут помочь либо коллективный поиск, либо постоянный контроль обстановки с помощью портативного эхолота. Иногда рыба сама выдает себя, когда рыболов начинает опускать легкую приманку с наживкой, но она вдруг не доходит до дна, схваченная рыбой – эту глубину, где была поклевка, следует зафиксировать, подмотав лишнюю леску на катушку удочки, и стараться не терять найденный на сегодня рабочий спуск. При этом рыбалка будет успешнее, если вовремя покинуть место, даже если клев еще продолжается, когда на малой площади льда постепенно собирается очень много рыболовов: рыба, напуганная ярким светом из множества лунок и непременным в этом случае шумом, скоро разбежится, а рыболовы еще долго будут сидеть на месте, теряя драгоценное время. Нужно всегда чувствовать тот момент, когда следует искать новое место, потому что у первого, кто его «распечатает», вначали и клюет очень интенсивно, и рыба ловится самая крупная.
Из-за снегопадов с ветром и поземкой, бывших накануне выходных дней, рыболовы лишились многих удобных подъездов к водоемам, поэтому статистика рыбалок по разным местам не столь богатая, какая она была в период морозов. К примеру, на Рузском водохранилище основная масса любителей подледного лова собиралась на обширном плесе от Беляной Горы до Овсяников, где есть заезд на базу в Акатово. Здесь многие пытались ловить леща «по-зимнему», размещаясь на русловой зоне, где глубина достигала 10-12 метров. И вновь на этих местах результаты ловли оказывались очень низкими – довольно вяло и редко клевал лишь мелкий подлещик. Вероятно, виной тому не только изломы погоды, но и накопление на дне остатков избыточного прикармливания, и начало естественной сезонной миграции разной рыбы на другие места, потому что все же нашлись предприимчивые рыболовы, которые не жалели сил и времени, искали и находили стоянки мерного подлещика, плотвы и окуня, которых неплохо ловили, используя мобильную снасть. Так вот, удача чаще сопутствовала тем, кто пользовался не поплавочной удочкой на прикормленных лунках, а применяя умеренное порционное прикармливание, ловил на «паровоз» из двух самых мелких «чертиков». При этом много уверенных поклевок случалось при очень высокой проводке приманок, часто без игры, а просто при медленном подъеме вверх. Это ясно говорит только об одном, что рыба, уйдя с глубинных мест, где она кормилась со дна, перешла на питание другими организмами, живущими в толще воды, которых обычно представляют мелкие ракообразные, поэтому и приманки нужны самые мелкие по условиям ловли, и мотыль на крючке часто оказывается излишним. На сей раз больше всего поклевок плотвы, подлещика и окуня на Рузе происходило на прирусловых поливах в диапазоне глубин от 9 до 7 метров. Однако надо понимать, что, следуя за ходом весенних событий, уже через неделю все может существенно поменяться – лучшими окажутся места, к примеру, с глубинами от 7 до 4 метров, в зависимости от солнечной или пасмурной погоды.
На Можайском водохранилище, где вода сильно сброшена и рыба вроде бы должна скопиться в русле, тем не менее русловая зона на большом плесе в районе Красновидова практически перестала работать, а неплохие уловы стали случаться на характерных участках поливов, где есть бугры и коряжники. Здесь более всего ловится некрупной плотвы и достойного по размеру окуня, которые быстро подходят на простую прикормку из сухарей и чистого мелкого мотыля. А вот с подлещиком и лещом ситуация явно ухудшается: думается, как это не раз бывало в суровые зимы, эта рыба быстро ушла в верховья водохранилища, где от водоема после сброса воды осталось только русло с ощутимым течением и глубиной максимум до 4 метров.
На Истринском и Озернинском водохранилищах, потерявшим за зиму много воды, сейчас ловля подлещика тоже стала непродуктивной – клюет он либо плохо, либо попадается мелочь. Зато на этих водоемах явно активизировались местные плотва и окунь, которые скопились на характерном рельефе с относительно небольшой глубиной. Также много этой рыбы непосредственно на крутых береговых свалах. На Озерне лучше ловить на затопленной дороге, что около моста через водоем, а на Истре хорошо клюет «на валах» в районе Пятницы.
На Угличском водохранилище продолжается медленное снижение уровня, меняется и поведение рыбы. Так, еще недавно на обширном поливе ниже устья р.Медведицы хорошо клевал крупный окунь, затем его заместила мерная густера, но уже в прошедшие выходные дни на этих же местах густера и окунь ловились очень мелкие, а в уловах преобладала плотва весом 100-300 граммов. Это говорит о том, что рыба в водоеме пришла в движение, и если уровень воды упадет еще хотя бы на полметра, то, вероятно, начнется заход разной рыбы на устьевые участки больших притоков – Медведицы, Нерли, Печухны.
На р.Оке в районе Каширы клев разной рыбы заметно усиливается, но ловить становится труднее, потому что рыба недолго задерживается на вновь найденных местах и ее приходится опять искать, что трудоемко, учитывая толстый лед. Так, в районе ГРЭС неделей ранее судака хорошо ловили на русловой яме со слабым течением и довольно значительной глубиной. Сейчас там рыбы нет, но на минувшей неделе судак и крупный окунь стали вдруг неплохо клевать под крутым береговым свалом на «чертика». В этом месте течения почти нет, а глубина при этом достигает 5 и более метров. Видимо, рыба уже ощущает усиление течения по руслу и смещается в более тихие зоны, возможно ожидать ее заход в затоны, заливы и на прибрежные столы с ровным дном и малой проточностью. То же видно и по белой рыбе, всегда обитающей на течении реки – по белоглазке и густере. Теперь и эта рыба ушла из русловой канавы, где клевала весь морозный период, и сейчас ее чаще удается обнаружить на глубинах 5-7 метров, но искать каждый раз приходится долго, потому что стаи все время перемещаются.
В прошедшие выходные дни, кажется, завершилась рыбалка со льда на Пахре, на ее глубинном участке под с.Ям. Даже в условиях очень слабого здесь течения толщина льда во многих местах, особенно над руслом, уменьшилась почти в два раза. Лед становится опасным, учитывая тот момент, что в Пахру поступает много теплых стоков. К тому же, и хорошего клева леща на данном участке в эту зиму так и не случилось – вплоть до минувших выходных дней исправно клевали лишь мелкие подлещики, густера и достаточно приличная по размеру плотва, часто попадался крупный окунь.