В большинстве случаев миграционные перемещения вальдшнепа происходят ночью. Время старта ночного перелета не имеет четкого расписания. Вальдшнепы могут часть времени провести за кормежкой, а затем пуститься в перелет. Либо сразу же при вылете из леса подняться на значительную высоту и отправиться в путь.
При определенных обстоятельствах вальдшнепы пускаются в путь и в дневное время. Это чаще всего связано с вынужденными массовыми перемещениями из-за неблагоприятных факторов. Так перелет около 2-3 тысяч вальдшнепов в дневное время был отмечен в ноябре 1964 г. в городе Эльзасе во время подхода на данную провинцию холодного фронта.
В обычных условиях птицы чаще отправляются в путь во второй половине ночи маленькими группами или поодиночке. Многие из одиночных мигрантов могут образовывать разреженные связки. Мигрирующая группа насчитывает максимум 15 особей, которые следуют друг за другом на расстоянии 50 метров.
Иногда удается увидеть мигрирующих птиц на фоне диска луны. Впервые увидеть ночью в луче прожектора мигрирующих вальдшнепов удалось в Шенкурском районе Архангельской области в 1997 году, когда во время кольцевания делались попытки высветить в ночном небе стаи гусей. Прожектор направлялся в сторону их криков, и неоднократно луч света высвечивал высоко в небе одиночно летящих вальдшнепов. Их полет носил явно целенаправленный характер, поскольку эти птицы не были подняты в процессе отлова.
В качестве эксперимента нами был проведен подсчет летящих после полуночи вальдшнепов, для чего на высоком берегу реки Вага (левый приток реки Северная Двина) в течение часа учитывались вальдшнепы, попавшие в зону света прожектора. За час непрерывного свечения 25 сентября 1997 г. удалось увидеть 7 вальдшнепов, летящих в южном направлении вдоль реки. В 2000 г. 26 сентября было учтено 5, а в 2001 году 6 вальдшнепов. Теоретически использовать подобный метод учета возможно, однако иные цели использования аккумуляторов (ночное кольцевание) не позволили заниматься целенаправленно и в течение всего ночного времени.
В других регионах Европейской части России во время отлова нами также были зафиксированы ночные перелеты мигрирующих вальдшнепов. Так во время ночного мечения не всех увиденных птиц удается окольцевать. Некоторые из обнаруженных вальдшнепов при подходе к ним взлетали и, резко набрав высоту, присоединялись к летящим в южном направлении вальдшнепам, либо самостоятельно летели в южном или юго-западном направлении.
Метод радарных наблюдений показывает, что во время перелетов птицы нередко ориентируются по впереди летящим стаям. Так в дневное время расстояние между стаями гусей может быть 50–60 км, но и при этом они находятся в пределах видимости друг друга. Чем больше высота полета и многочисленнее стая, тем реже они летят. Не исключено, что и вальдшнепы, летящие в одиночку или в составе небольших групп, при перелетах видят себе подобных. Об этом косвенно свидетельствуют их высыпки; иначе, чем можно объяснить, что вальдшнепы для дневных остановок подбирают определенные участки леса, где они и концентрируются нередко до нескольких десятков особей одновременно. Как правило, встреча с одним вальдшнепом в лесу в пик пролета дает шанс поднять еще птиц.
С рассветом вальдшнепы рассеиваются над лесными массивами и останавливаются на дневку. Осенние концентрации вальдшнепов никогда не бывают многочисленными, что обычно присуще многим видам куликов, образующим скопления в сотни и тысячи особей на сравнительно небольших по площади территориях.
В целом метеорологические условия могут благоприятствовать или же тормозить процесс перелетов. К примеру, туманы «приковывают» птиц к земле, а сильные дожди замедляют продвижение их. В туманные ночи значительно облегчается процесс отлова вальдшнепов, птицы «легче» подпускают к себе, и чаще удается их накрыть сачком. Густые туманы над Балтийским морем вызывают иногда остановку их продвижения. Так несколько сотен вальдшнепов были задержаны в течение нескольких дней на южной косе Оттенби, маленьком острове на юго-востоке Швеции. Эти случаи имели место в конце октября — начале ноября 1958, 1961, 1976 и 1986 гг. Однако, как показывают данные отлова, больше всего вальдшнепов на ночной кормежке регистрируется после сильных и продолжительных дождей. В случае их прекращения или отсутствия, по мере высыхания почвы, число встреч постепенно уменьшается. В сухую осень птицы на открытых участках ночью встречались значительно реже, а после наступления морозные октябрьских ночей их вылеты на открытые кормовые стации могут прекратиться совсем. Очевидно, этот связано с доступностью дождевых червей для кормящихся вальдшнепов. В засушливый период осени черви уходят глубже в почву, делая кормежку на пастбищах, сенокосах и дорогах менее эффективной, чем в лесу.
То, что многие вальдшнепы отсиживаются ночью в лесу во время длительной сухой морозной погоды, регулярно подтверждается нами во время ночных и дневных обследований вальдшнепиных участков леса с легавыми собаками и прожектором (ночью). Регулярно удается поднимать от 2 до 5 вальдшнепов в кустарнике и порослях молодых деревьев на краях средневозрастных вырубок, а также в ольшаниках, растущих по берегам лесных речек (к сожалению, отлов с помощью сачков здесь невозможен).
Весьма осложняют перелеты штормовые и сильные встречные ветры. При обычном ветре движение перелетных птиц в целом не зависит от его направления, у них существует замечательная способность компенсировать снос, корректируя влияние боковых ветров. Сильные попутные ветры или безветренная погода оказывают положительное влияние на скорость полета. Миграции птиц достигают кульминации при попутном ветре. Это правило в целом справедливо и для вальдшнепа, тем более что в ночное время даже неблагоприятный ветер заметно ослабевает.
Большинство исследователей миграционного поведения птиц придерживаются того мнения, что фазы луны имеют значительное влияние на пролеты этих птиц. Это подтверждается и наблюдениями охотников, что время полнолуния — самое благоприятное для пролета вальдшнепа и охоты. Вне сомнения, это связано с освещением чистого неба, облегчающим миграцию эффектом ночного сияния, связанного с фазами луны.
Осенью, во время миграции на юг, при неожиданных и обильных снегопадах на северных территориях, когда вальдшнепы вынуждены совершать большие перелеты к местам зимовки, они при этом значительно теряют в весе. Так на территории французских Альп охотники отмечают массовое появление вальдшнепов очень отощавших, но бодрых и подвижных. Резкое снижение веса свидетельствует о поспешном бегстве от непогоды без остановок для поиска корма и восстановления сил. Требуется несколько недель, прежде чем вальдшнепы войдут в норму. Большая зависимость вальдшнепов от состояния погоды, безусловно, относит этих птиц в группу так называемых «погодных» птиц.
Во время миграции вальдшнепы никогда не следуют узкими миграционными коридорами. Все их перемещения носят рассеянный характер. Исключением, и то не всегда, являются горные районы, поскольку в условиях сложного рельефа все перелетные птицы стремятся экономить силы. Здесь они, как правило, выбирают наиболее легкие пути, например, идущие через перевалы, где не надо преодолевать препятствия или их огибать. В таких районах наблюдается высокая концентрация птиц в период миграции. Высокие горные хребты нередко служат преградой на путях пролета, хотя удалось выяснить, что многие виды птиц могут летать на столь больших высотах, что им не препятствуют даже Гималаи. Раньше думали, что многие виды во время миграции огибают, например, Альпы или Гималаи. В то же время имеются наблюдения за такими видами перелетных птиц, как горный гусь, утки и воробьиные, которые преодолевают эти высочайшие вершины по прямому пути.
Аналогичное поведение вальдшнепов наблюдается и на Кавказе. По сообщениям корреспондентов из Грузии и Абхазии, первые вальдшнепы делают остановку на высотах от 1200–1500 м над уровнем моря. Отдохнув несколько дней, они покидают эти районы и спускаются ниже, где окончательно распределяются по территории зимовки на высотах от 600 метров и ниже, вплоть до побережья моря.
Расстояние, которое за одну ночь может преодолеть вальдшнеп, достигает 400–600 километров, однако чаще вальдшнеп вообще не стремится к большим дистанциям, предпочитая делать короткие броски и остановки на пути.
Надеюсь, что пытливым российским охотникам эта информация, доступная прежде всего специалистам-орнитологам, поможет не только лучше понять лесного кулика, но и успешно на него охотиться.