Голод не тетка

Необычайную смекалку проявляют братья наши меньшие при поиске пропитания в голодную зимнюю пору. Некоторые из них «льнут» к побочному продукту урбанизации — свалкам бытовых отходов.

Многотысячные стаи ворон, грачей и галок главенствуют там в светлое время суток, а вспугнутые с куч съедобных отбросов пернатым охотником ястребом-перепелятником порой затмевают своими крылами и небо…


Но вот полчища крыс и мышей, скрытых от человеческого взора, все же преобладают. Они-то и являются основным объектом промысла и манят из окрестных полей, лесополос и лесов четвероногих хищников. Лисы, куницы, горностаи и ласки с наступлением сумерек, когда затихает шум мусоровозов и рабочие покидают территорию, а серые грызуны выбираются из убежищ, чтоб насытиться объедками, отправляются за живой добычей на свалки. В естественной среде их шанс благополучно пережить зиму значительно бы уменьшился…


Кому не знакома картина: на улице лютый мороз, а в помещениях железнодорожных вокзалов и в вагонах пригородных электричек полно воробьев. Не миновала сия участь и крупных продовольственных магазинов. Не только ради сугрева через двери и окна проникают туда вездесущие, но крайне осторожные птушки — немало найдется сердобольных граждан, готовых подкормить страдающих от холодов воробышков. Оттепель на дворе — птахи дружно улетучиваются из вынужденной неволи и бодро принимают водные процедуры в образовавшихся лужах.


С раннего детства я, заядлый, можно даже сказать потомственный, рыболов-любитель и в ледоставный период каждый год с целью ублажения давней страсти посещаю десятки замерзших водоемов. И если поблизости от одного из них находится пусть и малое сельское поселение, то непременно встречаю гостей в образе брошенных хозяевами собак и кошек. Рыбаки — народ гостеприимный, никто и никогда не прогонит изголодавшуюся животину, поделятся с ней взятым на перекус бутербродом иль пирожком, а то и кусманом колбасы побалует. Что интересно — псы появляются на льду лишь тогда, когда заметят обеденное кучкование приехавших, и обходят каждую компанию поочередно. И очень редко, когда уж совсем от голода невмоготу, во время процесса лова.


Коты, те поосторожнее, пробавляются на заледенелой глади оставленной мелкой рыбешкой, собаки-то до нее не дюже охочи.


И совсем уникальный случай. В одном из сел Подворонежья, соседствующих с моей дачей, уже много лет живет пес-инвалид. Безродная и бездомная дворняга с перебитым каким-то нелюдем позвоночником, сумела приспособиться к реалиям жизни. Научилась передвигаться, балансируя на одних передних лапах, прижав задние непослушные к туловищу.


Не обижают селяне пса, но особо и не балуют, большинство из них пенсионеры, сами едва концы с концами сводят… Где живет несчастная животина, никто из жителей и не ведает. На мои вопросы стандартный ответ: «Кто его знает… Может, на заброшенной конюшне недуг свой перетерпливает. А так… кличем его Дружком, больно миролюбивый».


Не задирают Дружка и местные злобные кобели, сорвавшиеся с цепи, обходят его стороной, собачье сочувствие проявляя…


Четыре раза в день приезжает в село автобус. Прибытие первого рейса в шесть утра, последний — в половине восьмого вечера. И каждый раз встречает автобус на остановке у магазина собака-инвалид. Ровно за пять минут до прибытия появляется. У всех водителей, работающих на маршруте, даже ритуал сложился: после посадки пассажиров заходят в сельмаг, прикупают что-нибудь из съестного и подкармливают так с нетерпением ждущего их лохматого друга…