О выборе хорошего нарезного карабина

Описывать CZ 550, право слово, моветон. Пожалуй, это один из самых популярных импортных болтовых карабинов в России. А вот мои страдания при выборе первого нарезного ствола, ход мыслей и последующая подгонка оружия под себя и всякие техниче-ские хитрости могут пригодиться, особенно тем, кто только собирается покупать нарезное оружие.

Для меня в загонной охоте на копытных ТОЗ-34, заряженный картечью или пулей (в зависимости от условий), долгое время был абсолютно достаточен. Первый раз я задумался о нарезном оружии, когда в трехстах метрах от меня лось ушел на махах с опушки леса, на которой я стоял «угловым».

Второй раз — когда семейка кабанов убежала по противоположной стороне оврага в ста восьмидесяти метрах. И третий — когда скрылся секач, находящийся в трехстах семидесяти метрах от меня. Вставая на номер, я всегда промеряю дистанции лазерным дальномером и замечаю ориентиры. Полезная привычка! Помогает не только правильно брать упреждение, но и избежать подранков.

Итак, я решил купить карабин. И тут же оказался в ситуации буриданова осла. Это в СССР было три болтовых карабина: «Лось», «Барс» и КО-44, и два самозарядных: «Медведь» и СКС, ну и недоступный ассортимент ЦКИБа. Честно говоря, полуавтомат я брать не хотел, конверсионные «Вепри», «Тигры» и «Сайги» лишены «охотничьей души», это скорострельные инструменты добычи, эдакий беспроигрышный вариант.

А я всегда тяготел к классике: красивая линия приклада, баварская щека, бархатный ход затвора… Наверное, поэтому первой моей «хотелкой» стал штуцер. Изучив ассортимент и стоимость импортных штуцеров, я с грустью прикинул свои финансовые возможности и обратился к отечественным производителям. ИЖ-94 поразил меня не только убожеством исполнения (о посадке железа в дерево «мастера́», вероятно, слышали, но давно и краем уха, как и о параллельности насечек), но и крайне «оригинальным» решением соединения стволов.

Почему-то эти муфты напомнили мне стенд с эрзац-оружием немецкого фольксштурма времен победоносного шествия Красной Армии по Берлину. Ну не похож ИЖ-94 на оружие, выпущенное заводом со славными традициями, а вот на кустарную поделку, сляпанную выпускником ФЗУ в гараже, вполне.

Вторым рассмотренным мною штуцером была «Артемида» в калибре .30-06. Интересно, авторы этого шедевра слышали о рантованных патронах? Судя по всему нет, раз им пришлось делать отдельную деталь — выступ на экстракторе для извлечения гильзы. Мой опыт общения с «Артемидой» закончился на прилавке. Я отдал лицензию и паспорт продавщице, она сняла со стенда штуцер, я его осмотрел, разобрал и не смог собрать. Цевье не вставало на место.

Увидев мои мучения, продавщица забрала у меня это, скажем, изделие, положила его на прилавок спусковыми скобами вверх, достала из-под прилавка киянку и сильным ударом собрала штуцер. Воспитание и пиетет к печатному слову не позволяют мне передать то впечатление, изумление и смятение чувств, которые переполняли меня в тот момент.

Как завод, имеющий традиции выпуска оружия высочайшего класса, мог сделать подобное? Не кооператив Васи Пупкина, не артель инвалидов умственного труда, а знаменитый на весь мир оружейный завод, выпустивший ИЖ-54, ИЖ-58, ИЖ-12, ИЖ-25! Горько и обидно до слез.

«Лося» я посмотрел мельком. Как посмотрел? Передернул затвор, порезал руку необработанной кромкой и отдал обратно продавцу.

Так закончилось мое общение с современным отечественным рынком нарезного оружия и начались муки выбора оружия импортного. Конечно, где-то на просторах интернета продавались великолепные «Зубры», изящный МЦ 19-09, но времени на поиски не оставалось, стоял октябрь, и в лесу за каждым кустом меня ждали толстобокие кабаны и задумчивые лоси.

Сейчас отступлю немного от основной темы и порассуждаю о выборе калибра. Насколько я понимаю, в теории цепочка выбора такова: объект охоты — патрон достаточной мощности для его поражения — оружие под данный патрон. Но есть нюансы. В моем случае объекты охоты — это крупные копытные: лось и кабан, изредка сурок и, возможно, бобр.

Кроме всякой экзотики типа 7 мм Rem, моим задачам отвечали три патрона: 7,62х54, .308 Win и .30-06. Под 7,62х54 импортного оружия практически не производится, так что остается старый добрый выбор между .308 и .30-06. Сколько копий сломано на форумах, сколько байт текста ушло в никуда! Вот тут и вступают в дело вышеупомянутые нюансы.

Вам когда-нибудь приходилось остаться без патронов на утиной охоте с ружьем 16-го калибра, в окружении охотников с 12-м? Мне разок довелось. Исходя из этого печального опыта, я опросил всех потенциальных спутников на будущих охотах и остановился на .308-м, как на более распространенном.

Так закончилось мое общение с современным отечественным рынком нарезного оружия и начались муки выбора оружия импортного. Фото: Fotolia.com 

Забегая вперед, скажу честно: выбор был неверный, СZ 550 в средних калибрах делается с одной размерностью ствольной коробки под все калибры, а самая длинная гильза у .30-06 (7,62х63), соответственно, более короткую гильзу у .308 (7,62х54) слегка подклинивает, что не есть хорошо.

Выбрав калибр и тип оружия (а ничего, кроме болтового карабина, мне выбирать не оставалось), я стал изучать рынок с точки зрения финансовых возможностей, простоты эксплуатации, надежности и ряда технических особенностей.

Во-первых, я изначально планировал установку оптики, причем не постоянно, а с возможностью замены. Во-вторых, хотелось карабин с отъемным магазином, так как заряжать патроны сверху при наличии оптики то еще удовольствие, особенно на тридцатиградусном морозе. И в-третьих, мне очень нравился шнеллер. Исходя из всех требований и желаний, ничего, кроме CZ 550, я купить не мог. Так я стал обладателем CZ 550 LUX с отъемным магазином в калибре .308 Win.

И ждала меня масса открытий. Как ни удивительно, но с покупкой нарезного оружия все не заканчивается, а только начинается. Для начала оружие надо было почистить, причем и снаружи, и изнутри. Снаружи металлические части покрывают консервационной смазкой для предохранения от грязи, ржавчины и т.д., а изнутри — пороховым нагаром, освинцовкой и омеднением. Если с наружным покрытием все понятно: уайт-спирит, керосин, растворитель, в тяжелых случаях средство для мытья карбюраторов, ветошь, то с внутренним все сложно.

Из нашего совершенно нового оружия стреляли, и стреляли много. На заводе проводился контрольный отстрел и пристрелка карабина. Для этого делали четыре серии по пять выстрелов, оружие худо-бедно чистили и отправляли в центр криминалистической экспертизы, где из него производили три выстрела для пулегильзотеки. После этого оружие уже никто не чистит, поэтому мы покупаем в магазине изрядно загаженный ствол. Если прогнать через ствол чистую тряпку, она будет абсолютно черной. Про то, как и чем чистить оружие, я писать не буду, этому посвящены целые сайты и форумы.

Не очень оригинальничая, я купил две тысячи войлочных патчей, шомпол Dewey с набором импортной химии, вставку Dewey для предохранения ствольной коробки и патронника от повреждений в процессе чистки и насадку для сбора мусора на ствол. Станок для чистки выбрал совмещенный, с ящиком для хранения принадлежностей Plano. Первичная чистка заняла три дня. В первый день я вычистил ствол до белых патчей.

В основном отчищал омеднение с помощью аммиачного раствора, смазал нейтральным маслом и оставил на сутки, затем прогнал патч, и он вышел полностью черным. Продукты горения сильно въедаются в металл, и масло их постепенно вытягивает. Я повторил цикл чистки и оставил смазанный ствол еще на сутки, но и через сутки патч был черный. Тогда в дело пошел «Шуманит» — щелочное средство для чистки и удаления подгоревшего жира с кухонных плит, духовок, грилей. После этого чернота не появлялась — ни через сутки, ни через неделю.

Вычистив ствол, я решил сделать сразу два дела: обкатать ствол и привести оптику к нормальному бою. Оптика у меня была старая, купленная давно, для пневматики, — Bushnell 4-12x40 Elite 3200 с охотничьей прицельной сеткой. Оптику надо как-то крепить к оружию: или присоединить ее навсегда, или сделать съемной. Первый способ проще, второй универсальнее и дороже, так как, кроме колец для оптики, нужно еще и основание для крепления колец, и сами быстросъемные кольца стоят дороже обычных.

Если бы я пользовался только интернетом и периодическими изданиями, то наделал бы массу ошибок, но, к счастью, у меня есть хорошие друзья, которых я не могу не поблагодарить за неоценимую помощь. В частности, я очень благодарен своему старинному другу Петру Костромину, под чутким руководством которого совершал все дальнейшие действия с карабином.
Планку я выбирал долго и в конце концов остановился на Kozap Weaver. Петр помог вклеить ее на эпоксидную смолу. У CZ на ствольной коробке есть фигурная проточка, а у планки зубец, точно входящий в проточку.

Первый раз я задумался о нарезном оружии, когда в трехстах метрах от меня лось ушел на махах с опушки леса, на которой я стоял «угловым». Фото: Fotolia.com 

Для прицела мы выбрали кольца Warne 1BLM, Петр притер их и установил на оптику. Процедура, надо сказать, долгая, нудная и грязная. После всех манипуляций мы поехали на стрельбище и пристреляли винтовку, сделав 15 выстрелов, причем после каждых трех я чистил ствол и полировал его полировочной пастой Josso. Таким образом я обкатал ствол, и теперь чистка даже после нескольких десятков выстрелов занимает 15 минут.

Первый же выезд на охоту показал полное несоответствие моей оптики нашим условиям. Кратность четыре избыточна для загонной охоты, а больше шести и не нужна. Приобрел загонный прицел Hawke Eclipse 30 1,5-6х44, кольца, и началось: притирка, пристрелка и в поля. Для переноски оружия купил пластиковый кейс Plano.

Что касается погонного ремня, то он у меня один — ремень Riserva; на все оружие установлены быстросъемные антабки Unkle Mike’s, а на карабин я просто привернул пару таких антабок, и вопрос был решен. Кстати, на ответственных охотах, в засидке и на вышке ремень лучше снимать, чтоб не мешал, с быстросъемом это делается за секунды.

По итогам эксплуатации могу сказать следующее. Дерево, из которого сделана ложа CZ 550 LUX, достаточно нежное, быстро царапается и колется. Пластик, конечно, практичнее, но с пластиковой ложей карабины с отъемным магазином не выпускаются. Открытые прицельные приспособления вообще не нужны, их наглухо перекрывает планка крепления оптики. Про намушник, который слетает на первой же охоте, знают, пожалуй, все.

Я демонтировал мушку и целик, залил отверстия от крепящих болтов термоклеем и оклеил карабин виниловой камуфляжной пленкой.

В целом впечатления от карабина двоякие: при относительной точности (а я выжал из него половину угловой минуты на сто метров) сделан он грубо; обработка металла требует полировки и доводки; круглая головка рукоятки затвора расположена неудобно и усложняет быструю перезарядку, пришлось заменить ее на каплеобразный кноб.

Относительная дешевизна оружия, массовое машинное производство привели к тому, что мы имеем далеко не бархатный ход затвора, и даже купленный дополнительно магазин встает на свое место с усилием и требует подгонки. Сам выбор болтового карабина для загонной охоты оказался неверным, и, если меня сейчас спросят, какое оружие я бы выбрал в качестве основного для загонной охоты на лося и кабана, я бы посоветовал Benelli Argo c прицелом Aimpoint T-1. Калибр .308 оказался достаточным.