Вот и я, возвращаясь с реки Битюг после удачного синнингования, не преминул посетить лесной «остров» посреди черноземной степи. На что надеялся – просто, на удачу! Ведь накануне несколько дней шли нудные затяжные дожди, хорошо промочившие почву. Знать быть и разномастному грибу!
Лесной «остров» не какая-нибудь лесопосадка, а естественный массив, пусть и небольших размеров, но не тронутый веками человеком. Дуб, береза, клен и осина преобладают в нем, а разновидовых кустарников там и не счесть. Десятилетия назад здесь я с заядлым гончатником Самбуровым, бывшим в ту пору директором лесосеменной станции, успешно охотился на русаков.
Ныне времена другие и ни зайцев, ни обитавших там кабанов не осталось. Но древа по-прежнему стоят! Да и мелкая живность в них водится: белки, мыши и разнообразные оседлые птахи. Но не с ними же пришел я на свидание. Надеюсь на возможный грибосбор. И… не ошибся, зайдя в младой березнячок, сразу наткнулся на гриб-зонтик, в простонародье называемый «попом». А дальше, что ни шаг, то иной гриб, причем из разных их категорий… Подберезовики встречались повсеместно.
Правда, хорош этот гриб, приготовленный на шкварчащей сковородке или в наваристом супе. Но время-то осеннее, и хочется собрать не на разовое потребление, но и порадовать душу воспоминаниями, а обоняние и вкусовые рецепторы заготовками и в зимнюю стужу. Хожу-брожу, ворошу опавшую листву, здесь же срезанным посошком, натыкаюсь на колонию рядовки двухцветной, по-местному прозванной «синеножкой» по ее характерной окраске. Вжик-вжик ножичком, и лукошко мое новое начало наполняться. Шаг, другой – и новая колония деликатесного гриба встречается.
По словам одного из местных жителей гриб этот в жареном виде напоминает вкус курятины, но, когда его отпробовал, то понял, что привкус трав, средь которых он взрос, придает еще и очень специфический оттенок. А как хорош он становится посоленным холодным способом… Но, как бы то ни было, а тара под грибную продукцию была уже заполнена, и я отправился к машине. На опушке набрел на заросли пожухлого к этому времени девясила.
Высокие растения потеряли уже свою красу в виде крупных желтых цветков, но вся сила у этого растения в корнях. И… оставив грибы в багажнике, взяв саперную лопатку, приступил к откапыванию корней травы, издавна считающейся в народе панацеей от многих напастей. Не буду перечислять ее свойства от недугов, но в нашей семье отвары корней эффективно помогают при бронхите и других легочных заболеваниях…
Только некую толику крупных корней девясила поместил в холщовый мешочек, как услышал призывный лай собаки. Прибой, мой охотничий пес, до того накупавшийся в Битюге, разгонявший пролетных уток с прибрежья (охота там вблизи поселения запрещена, о чем я подумал с сожалением), пробежавший за машиной с пяток километров, а затем отлеживавшийся в тени березы, вдруг встрепенулся.
Иду на голос и вижу, что пес облаивает сидящую на кусте барбариса, стайку дроздов-рябинников. Те же и внимания не обращают на собаку: высок куст, да и разросся основательно. Правда, при виде меня, птицы вспорхнули и улетели восвояси. Я же не преминул собрать и этих дарующих природой ягод. Когда-то, много лет назад, знакомый таджик угостил меня пловом, в котором в качестве вкусовой добавки использовался сушеный барбарис - он придавал легкую кислинку и нежный аромат ягод. С тех пор в нашей семейной готовке этого блюда барбарис сушеный, иль свежий, присутствует непременно…
Один осенний денек, убегающий скоротечно к предзимью, благо, оказался он достаточно теплым и солнечным, нежданно подарил столько даров…