Оружие украшали во все времена. Художественное оформление превращает оружие в произведение искусства. С течением времени роль декора претерпевала изменения. Только в XVII столетии начали обращать внимание на текстуру дерева ложи и использовать ее в качестве элемента украшения оружия, хотя даже во второй половине 19-го столетия известный английский оружейник В.В. Гринер писал: «Гравировка должна скрывать все сочленения и смычки, для чего подходит всякий хорошо исполненный рисунок». То есть он рассматривал гравировку как служебный элемент. В это же время большое внимание начинают уделять форме спусковых крючков и скоб. По его же замечанию, «… их значимость для оценки художественной стоимости ружья стала столь же важна, как и форма, и отделка ложи». Бесспорно, в дизайне и декоре ружья отражается тип культуры и личность оружейника. В художественном оформлении охотничьего оружия выделяют три мировые граверные школы: английская, германо-австрийская и итальянская.
АНГЛИЙСКАЯ ШКОЛА
К 80-м годам 19-го столетия фирмами Holland & Holland, Воss & Со, Watson Brothers сформировался и английский стиль оружейного декора, корни которого следует искать в национальных традициях охоты и применявшихся в то время материалах и технологиях. Английские мастера создали легкое ружье, отличающееся особой элегантностью.
Лучшим ствольным материалом для дорогих ружей в то время был дамаск, дававший при травлении поверхности мелкие узоры. Именно как поддержка узору дамаска возник классический английский стиль: гравировка арабесками и букетами роз на замочной доске.
Растительный орнамент, выполненный двойной линией по краю замочных досок, часто встречается на английских ружьях. Его рисунок перекликается с элементами декора древнеримской архитектуры.
Ружья фирмы Watson Brothers гравируют в лондонском стиле мелкими арабесками или арабесками и букетами роз. Отличительной чертой фирменного стиля Watson Brothers является стилизованный растительный орнамент с длинными широкими лианами, причем все свободное пространство между ними заполнено мелкими простыми цветами.
Традиционным для английских ружей элементом декора является цветная калка с плавными переходами цветов побежалости, которые гармонично сочетаются с текстурой дерева приклада. Рисунок насечки на шейке ложи и цевье согласуется с рисунком гравировки. Мастера старались, чтобы на шейке ложи были прямые слои дерева, расположенные параллельно оси ружья.
Особенное значение имеет насечка на шейке ложи и цевье: шаг насечки, угол пересечения линий, схождение линий на верхнем и нижнем гребне ложи.
Английский стиль основывается на тщательной работе со всеми деталями, на скульптурности наружных и внутренних деталей. Отличительной чертой дизайна классических английских ружей является целостность. Плотный граверный орнамент расположен так, что красота линий и форм металлических и деревянных частей ружья становится более выразительной.
ГЕРМАНО-АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА
Корни центральноевропейского стиля уходят в эпоху Ренессанса. В.В. Гринер относит распространение и развитие искусства украшения огнестрельного оружия ко времени появления колесцового замка (начало XVI века), когда огнестрельное оружие начинает шире использоваться знатью как охотничье. В искусстве это совпало с рассветом эпохи Ренессанса. На протяжении XVI — начала XVII столетий (время господства колесцового замка) основной тенденцией оружейного декора было придание элементам оружия: куркам (чаще всего — в форме головы дракона), ложам необычных пластических форм, широкое использование инкрустации костью, перламутром, всечки драгоценных металлов. Своей вершины пластический декор колесцовых замков достиг во второй половине 16-го — первой половине 18-го столетия. В это же время начинается интенсивное использование резьбы в декоре ложи, для изготовления которой чаще всего использовали вишневую древесину, орех, иногда — эбеновое дерево. В качестве сюжетов для гравировки и резьбы по дереву использовались символы и образы античности, религиозные аллегории, охотничьи сцены, орнаменты.
Характерная черта немецких оружейников, начиная с XVII века, — чистота работы и прочность ружей.
По оценке В.В. Гринера, они «…не только основательно понимали начала устройства огнестрельного оружия, но, кроме того, обращали внимание на симметрию и художественную отделку». Характер декора определялся господствовавшим в то время в искусстве стилем барокко.
До настоящего времени мастерами центральноевропейской школы широко используется орнамент из листьев дуба. Классическими элементами орнамента считаются старонемецкий лист репейника и винограда. Характерными особенностями немецкого стиля являются высокий рельеф, сложность композиций, точность изображения, использование филигранных работ на выступающих частях ружья. Работы немецких граверов несколько декоративны, но при этом всегда узнаваемы. Для немецкого стиля характерно также использование резьбы в декоре ложи.
На облик охотничьего оружия определяющее влияние оказал наиболее распространенный в Центральной Европе вид охоты — охота на крупного зверя. Дробовые ружья и экспрессы австрийского и германского производства отличают мощные колодки, угловатые, жесткие линии. Все это подчеркивает их надежность и прочность. Приклад с пистолетной шейкой и баварской щекой, гребень в форме «кабаньей спинки» оптимально соответствуют условиям стрельбы с предварительной изготовкой. Использование мощных пулевых патронов определило контур колодки, с которым гармонирует рельефный декоративный орнамент, делающий движение более тяжелым, но и более выразительным по сравнению с английским орнаментом. Современное искусство мастеров центральноевропейской школы представляет дифференцированный подход к конструктивным и качественным особенностям ружья в сочетании с декором. Особенности немецко-австрийского стиля отчетливо прослеживаются на ружьях ведущих фирм Германии: «Хейм», «Меркель», «Зауэр» и «Кригхоф».
Ветвью центральноевропейской школы можно считать «чешский стиль» гравирования, основоположником которой был пражский мастер Антонин-Винценц Лебеда (1795–1857).
Характерными чертами художественной гравировки классических образцов ружей центральноевропейского стиля являются:
— многофигурные охотничьи и бытовые сюжеты, выполненные в высоком рельефе;
— использование растительных и классических видов орнаментов;
— многоплановость;
— комбинации различных граверных техник при выполнении орнаментов и сюжетов.
ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА
Изделия итальянских оружейников всегда выделялись высоким качеством работы. По оценке В.В. Гринера, «… гравировка, чеканка, насечка и филигранная работа отличают итальянские изделия от немецких; быть может, они страдали излишком украшений, но не бросаются в глаза неправильностями рисунка или перспективы, замечаемыми на лучших вещах наиболее знаменитых немецких мастеров». В этом, несомненно, сказывалось влияние итальянской школы живописи, длительное время занимавшей ведущее положение в Европе.
Для современной итальянской оружейной гравировки характерно использование техники «булино», выделившей искусство итальянских граверов в отдельную школу. Техника «булино» создает на плоскости светотеневые эффекты. Для их получения используют либо короткие штрихи различной глубины, либо точки различной интенсивности и глубины. К родоначальникам этой техники можно отнести Анджело Галеацци и Фирмо Фракасси. Это самая сложная и трудоемкая техника, но она позволяет получить великолепную градацию тонов, большую точность деталей и реалистичность изображения. Оно получается теплым и объемным. Мастер может изобразить как светотеневые эффекты в целом, так и отдельные элементы, например волоски на шкуре зверя.
Большую роль в развитии и популяризации итальянской школы оружейной гравировки сыграл Марио Аббиатико. Высокий художественный уровень его работ привлек внимание иностранных коллекционеров. Это послужило хорошим примером для молодых граверов.
Многие итальянские граверы объединяют в своих работах несколько техник: прорезку, глубокую гравировку молоточным резцом, тонкую работу штихелем, «булино», инкрустацию драгоценных металлов. С 60-х годов и по настоящее время они проявляются в творческом поиске, который выражается как в большей реалистичности и точности деталей, так и в новых композиционных находках. Традиционным композиционным решением является сочетание орнамента, выполненного штихелем и молоточным резцом, с великолепно исполненным сюжетом техникой «булино». Нередко в качестве композиционных акцентов применяются фигурки животных и птиц, выполненных всечкой золота и последующей светотеневой проработкой в технике «булино».
Деликатное включение золотых цветков в орнамент обогащает общую композицию оформления.
Характерной чертой итальянских ружей является применение цветочных орнаментов и орнаментов в стиле барокко, розеток и стилизованных аллегорических элементов.
Исторические, мифологические и религиозные сюжеты во многом напоминают живописные картины великих итальянских мастеров. Совершенно новым течением в оформлении оружия явилось воспевание красоты тела человека и животных. По своим композиционным находкам и художественным достоинствам можно выделить работы Манрико Торколи. Переплетение прекрасных женских тел, птиц и змей с элементами орнамента создают ассоциативные композиции.
Современная гравировка по технологии и трудозатратам ушла далеко вперед, техника «булино» становится предпочтительной, хотя традиционные граверные приемы по-прежнему популярны. Новые стили и новая техника гравировки привели к большому разнообразию сюжетов, изображаемых на оружии.
Работы итальянских граверов гармонично вписываются в общий ансамбль ружья благодаря легкости и мягкости изображения. Искусство современных итальянских художников-граверов выполняет в большей степени художественную функцию, часто поднимая оружие на уровень произведений мирового художественного искусства. Ружья такого уровня изготавливаются для дорогих коллекционных и выставочных собраний.