Люблю я вечером стоять в лесу на тяге,
С природой-матерью свободно и легко,
Тут забываются мирские передряги,
И думы смутные отходят далеко…
Дмитрий Велинский
Природа пробуждается от долгой зимней спячки. Возвращаются в родные места перелетные птицы, и у них начинаются брачные игры.
Радостней на душе становится и у любителей весенней охоты. Они первым делом проверяют ружья, снаряжение, одежду и обувь. Готовят патроны, некоторые посещают стрелково-стендовые комплексы с целью проверки: не растерялись ли за долгую зиму стрелковые навыки?
Хотя весенняя охота по времени непродолжительна, но по эмоциональным ощущениям ни с чем не сравнима. Утренние и вечерние зори на весенних разливах со звонкоголосой подсадной уткой. Будоражащее «жвяканье» крякового селезня, гомон гусей в поднебесье и тетеревиные турниры на лесной поляне. А ожидание тянущего вальдшнепа в голубеющем вечернем небе? Этого волшебства охотники ждут с нетерпением. Охота на весенней тяге не требует больших физических нагрузок, напряженного внимания, длительного выжидания и терпения. Она доступна как начинающему, так и убеленному сединами охотнику. Наивысшее наслаждение от охоты человек получает, если его сопровождает вежливая подружейная собака. Беспокоиться о возможной потере трофея не следует – четвероногий друг отыщет.
Тяга – это брачный ритуал. Самец-вальдшнеп в поисках подруги, совершает облет излюбленных мест, издавая своеобразные звуки, которые охотники называют «хорканьем» и «цвиканьем». Высота полета вальдшнепа зависит от высоты деревьев в данной местности. Почти у каждого охотника есть на примете свои заветные места, где он не один год дожидался волнующих встреч с лесным отшельником. Выбранное место должно соответствовать определенным требованиям. Прежде всего рядом не должно быть высоких деревьев, которые бы мешали своевременно заметить подлетающего кулика. Короче говоря, чтобы была возможность принять вальдшнепа, летящего с любого направления. Желательно, чтобы невысокий куст закрывал охотника по грудь. Если охотник пришел на охоту рановато и солнце еще не коснулось вершин деревьев, это даже хорошо. Можно спокойно подготовиться к охоте – оттоптать под ногами место. Ноги не должны путаться в высокой траве, под ногами не должно быть кочек, которые, как правило, в самый неподходящий момент мешают занять удобное положение для стрельбы. Дрозды, радуясь весне, во всю гомонят. Можно в ожидании тяги присесть отдохнуть на прихваченный с собою складной стульчик и полюбоваться окружающей красотой. Кажется, время остановилось. Но вот охотник замечает, как оранжевое солнце опускается за зубчатые вершины деревьев. По кустам расползается легкий сумрак. Птичье щебетание потихоньку смолкает. Охотник поднимается со стульчика и кладет ружье на локтевой изгиб левой руки. Он готов к встрече.
СПОСОБЫ СТРЕЛЬБЫ ПО ВАЛЬДШНЕПУ
Некоторые охотники считают стрельбу весной на тяге довольно простой. Дистанция стрельбы не превышает 30–40 шагов. Птица летит медленно и прямолинейно, не то что чирок. О своем приближении предупреждает чарующим голосом. Стреляй себе в удовольствие! А бывалые вальдшнепятники, говорят, что они на этой охоте вообще не мажут. Ох лукавят! Еще как мажут! Так как стрелять приходится по летящей птице на различных дистанциях, в разных направлениях и под разными углами, а зачастую в условиях ограниченной видимости, то получается не все так просто.
Траектория полета птицы условно делится на зоны: зону восприятия, зону вскидки и поводки, зону коррекции прицеливания и выстрела. Разговор начнем со стойки и вскидки ружья. Прежде всего хотелось бы обратить внимание охотника на положение ног относительно направления стрельбы. Если охотник стреляет стоя, то ноги надо ставить на ширину плеч, ступни развернуть несколько правее линии выстрела, левую ногу немного вынести вперед, массу тела равномерно распределить на обе ноги, а корпус слегка наклонить вперед, что будет способствовать гашению отдачи.
На охоте не всегда удается произвести выстрел при абсолютно правильном положении ног и корпуса, но основополагающие элементы правильной стойки должны присутствовать даже в экстремальных условиях. Например, чтобы концы стволов были на уровне глаз и левая рука охватывала цевье на одном и том же месте. Скажем, стрельба сидя – в резиновой лодке или на тяге со стульчика. На управление ружьем и мобильность поворота корпусом влияет манера вкладывания его в плечо. Приклад при вскидывании ружья должен ложиться в плечевую впадину и ни в коем случае не упираться в бицепс. Все эти приемы должны быть отработаны до автоматизма. Как говаривал мой незабвенный тренер, первый чемпион Советского Союза на круглом стенде Иван Абрамович Канцер, «ружьем надо управлять естественно, как ложкой за столом».
Выполнение этих требований исключит возможность «таскать» ружье за целью руками. Чтобы убедиться, что при вскидке ружья приклад ложится в плечевую впадину, достаточно выбрать на удалении 3–5 м на стене какой-нибудь предмет, например выключатель, и повскидывать ружье. Ружье должно ложиться в плечо так, чтобы была видна мушка, но не вся прицельная планка. Чтобы ружье после вскидки не приходилось поправлять вправо или влево, вытягивать шею или втягивать голову в плечи, чтобы голова не заваливалась на приклад и чтобы не приходилось смотреть на цель исподлобья.
Охотник должен усвоить, что во время вскидки ружья подключаются мышцы плечевого пояса, способствующие необходимому наклону и группированию верхней части корпуса для последующей обработки летящей цели.
Целиться желательно с открытыми глазами и стрелять тоже. Попытайтесь проделать упражнение – в момент вскидки закрыть глаза. Открыв их, охотник должен видеть, что мушка – на выбранном предмете, прицельная планка чуть видна. Значит, упражнение выполняется правильно. Но может случиться и так, что даже при неоднократных тренировках оно не выполняется. Причина – ружье не прикладистое, значит, надо идти к мастеру.
В нашем случае будем считать, что ружье соответствует всем требованиям. Мы на охоте. Слышим и видим долгожданного вальдшнепа (значит, он вошел в зону восприятия). После вскидки ружья выполняем поводку, обгоняем стволами цель, следя за тем, чтобы стволы не накрывали птицу при поводке, а ружье приближалось к вальдшнепу сзади и снизу. Сопровождение птицы осуществляем с угловой скоростью, заданной работой корпуса, соизмеряя ее со скоростью полета дичи. Входим в зону коррекции и производства выстрела. Все охотники знают, что по летящей и бегущей цели надо стрелять с упреждением. То есть стволы ружья выносить вперед. Величина истинного упреждения в нашем случае зависит от скорости полета птицы и времени, за которое дробь долетит до нее. Из школьной арифметики мы знаем, как это расстояние вычисляется. Опыт охоты подтверждает, что большинство промахов по движущимся целям происходит из-за малого упреждения. Сегодня в стрелковом мире сложился способ стрельбы «на обгоне». Суть этого способа заключается в короткой поводке, как бы подчеркивающей птицу, уходе вперед птицы до появления необходимого просвета и нажатии на спуск без остановки ружья. Чем быстрее поводка, тем меньше величина упреждения. Практикой подтверждено, что ускоренная поводка «съедает» почти 2/3 величины упреждения.
Читатели могут меня спросить: а что, кроме стрельбы «на обгоне» других способов нет? Почему? Есть. Некоторые охотники стреляют навскидку – прямо в цель. Как они говорят, без всякого упреждения. Что бы они ни говорили, а упреждение здесь присутствует. Согласитесь, без упреждения попасть в летящую цель невозможно! И при этом способе стрельбы упреждение «съедается» за счет быстрой поводки.
Также стрелки и охотники знают о стрельбе «в точку». Этим приемом пользуются спортсмены на круглом стенде, особенно при стрельбе по угонным мишеням с 1, 7 и 8-го номеров, а также на траншейном стенде при стрельбе по первой мишени упражнения «дубль-трап».
Хотелось бы предупредить охотников: как бы мы «глубоко» не были теоретически «подкованы», овладеть искусством меткой стрельбы по летящим целям можно только систематическими тренировками дома, на стенде и тренажере под руководством тренера или более опытного товарища. Теория без практики мертва.
С каким ружьем отправиться на тягу, я думаю, у охотника не должно возникать вопроса. Да с тем, которое у тебя есть. Наиболее удобна двустволка. Можно пойти и с самозарядным ружьем. Закладывать в него более
3 патронов нецелесообразно – хватит. С калибром ружья тоже не должно быть проблем. Сегодня в ходу калибры 12, 16 и 20-й.
Поговорим о патронах. Патроны стандартные. Для 12 калибра навеска дроби не более
32 г. Я даже не говорю о «магнумах» – они ни к чему. Дробь не крупнее № 7. Вальдшнеп на рану не крепок. Поэтому говорить о резкости и кучности боя не имеет смысла. При охоте на тяге охотники стремятся применять более «раскидистые» патроны. Здесь будут хороши патроны «дисперсант». Можно и самому снарядить патрон с раскидистым боем. Я когда-то войлочный пыж разрезал крестообразно на 4 части и помещал его в гильзу, засыпая прямо на него дробь. В другом случае помещал в гильзу опять же крестообразно соединенные тонкие прокладки и засыпал дробь. Некоторые разделяют дробовой снаряд прокладками послойно на 4 части.
В последнее время я пытался снаряжать «биопатрон». На пороховой войлочный пыж засыпал 10 г дроби № 7, а затем на нее сыпал 22 г дроби № 9. Где-то вычитал, что «семерка», как дробь более крупная, при выстреле «расталкивает» мелкую. Говорят, вроде бы ружье бьет «ширее». Честно признаюсь, я особенно проверкой таких патронов не занимался, а потом от снаряжения подобных патронов вообще отказался по причине свинцевания ствола. Остановил свой выбор на заводском патроне «дисперсант».
Удачных выстрелов на охоте!