Даже в суровые годы Великой Отечественной войны, когда линия фронта проходила практически по территории завода, туляки не прекращали выпуск стрелкового оружия. Рабочие, отстояв смену у станков, возвращались со своей продукцией в окопы.
Сегодня, когда нет войны, когда качественное оружие на внутреннем и мировом рынке достаточно востребовано, Тульский завод практически остановился. То, что с таким трудом создавали императоры, берегли и развивали при советской власти, искусственно было разрушено в одночасье.
Еще в самом начале 2000-х гг. на заводе появились новые модели двухстволок, которые пришли на смену легендарной «тридцатьчетверке». Ими были ТОЗ-120 и ТОЗ-200.
Данные разработки примечательны тем, что ТОЗ не пошел по пути модернизации отработанной модели, как это было принято и у нас, и делается на Западе, а использовал новые технические решения. И из этих «новинок» несомненно особый интерес представляет ТОЗ-200, часть технических решений которого было заимствовано из легендарной продукции ЦКИБа. Но расскажем обо всем по порядку.
В современном мире все большую и большую популярность набирает использование патронов класса «Магнум». В среде охотников нет однозначного мнения о применении таких патронов, но… производители оружия обязаны считаться с тенденциями времени. «Магнум» более требователен к конструкции ружья, его механизмы должны быть более прочными, но при этом общая масса ружья не должна серьезно возрасти. Именно эти требования и явились подоплекой появления ТОЗ-200.
Итак, а что же такое ТОЗ-200? Это охотничье двухствольное ружье с вертикальным расположением стволов 12-го калибра с длиной патронников 76 мм, номинальный вес ружья 3,6 кг, стандартная длина стволов 750 мм. Каналы стволов хромированы. Завод выпускал такие ружья, как со сменными дульными насадками, так и с постоянными сужениями. Штатное давление пороховых газов в этом ружье 90 МПа!
Стволы отъемные, расположены в вертикальной плоскости. Система соединения блока стволов со ствольной коробкой в определенной степени копирует схему спортивных ружей МЦ со знаменитым «мертвым шарниром». Именно этот шарнир, являющийся изюминкой продукции ЦКИБа, серьезно выделяет «двухсотку» из всей гаммы продукции ТОЗа. Известно расхожее мнение, что при проектировании этого ружья достоинства такого шарнира были реализованы не полностью, и общая площадь шарнирного соединения у ружей МЦ значительно больше, а это существенно сказывается на ресурсе ружья. Я не считаю это мнение правильным, и в этом легко убедиться, сравнив шарниры. Для удобства сборки и разборки ружья угол расположения шарнира в ТОЗе-200 изменен по сравнению с МЦ. Запирание стволов в коробке осуществляется посредством особой рамки, вкладыша и пластины с защелкой на блоке стволов.
Ударно-спусковой механизм с внутренними курками и двумя спусками смонтирован на отдельном основании. Он практически идентичен отработанному десятилетиями ударно-спусковому механизму «тридцатьчетверки». Единственно, во что внесены изменения, это конструкция боевой пружины. В ружье ТОЗ-200 боевые пружины пластинчатые, одноперьевые, что существенно снижает вероятность их поломки. Передний спуск предназначен для производства выстрела из нижнего ствола, задний — из верхнего. Взведение курков, рабочее поджатие боевых пружин осуществляется в процессе открывания стволов. Ружье имеет указатели взведения курков, расположенных сверху у основания хвостовика ствольной коробки. Для устранения случайных выстрелов имеются перехватыватели курков и неавтоматический предохранитель, запирающий шептало. Извлечение стреляных гильз из патронника происходит при открывании стволов, гильзы выдвигаются выталкивателями-экстракторами.
В конструкции ружья предусмотрена возможность устранения продольной и поперечной качки блока стволов после длительной эксплуатации, для чего шарнир выполнен сменным. Новой модели в наследство от ТОЗ-34 досталась возможность регулировки толщины лобовой пластины ствольной коробки. Посредством такой регулировки и заменой шарнира может быть устранена любая качка стволов. Все это очень существенно, учитывая, что патронники у ружья 76 мм под патроны класса «Магнум».Изначально это ружье анонсировалось как охотничье, предназначеное для профессиональной и любительской охоты во всех макроклиматических районах нашей страны. Но большой ресурс ружья делает его интересным и для спортсменов. Для меня эта конструкция показалась очень интересной, и я решил купить такое ружье. Эти события происходили весной 2006 г. Поездив по московским магазинам, я с удивлением обнаружил отсутствие там этого ружья. Изредка попадались ТОЗ-34 и ТОЗ-120, но… о таком ружье, как ТОЗ-200, большинство продавцов в магазинах даже не слышали.
Я вышел конкретно на завод и заказал там ружье. Причем моим требованием было две пары стволом с постоянными дульными сужениями: одна — чок, получок, другая — цилиндры. И обязательно рядовое исполнение без всякой «хохломы». То есть мне нужен был утилитарный набор, который я смогу использовать на всех видах охот.
Приехав на завод, все эти особенности заказа я оговорил с мастером и стал ждать его исполнения. Ружье делали не быстро, не было стволов. Почти несколько месяцев я ждал необходимых стволов. И вот я приехал за своим заказом. Не все было так, как я хотел. Вместо чистых цилиндров мне сделали блок стволов, в котором один лишь был цилиндр, а другой цилиндр с напором. Я осмотрел полученное ружье на скорую руку, стволы были грязные, после испытательной стрельбы их никто даже и не думал чистить, что-то увидеть в них было невозможно.
Дома, тщательно вычистив ружье, я увидел серьезнейший дефект. К стволу с дульными сужениями нареканий не было. Но в нижнем стволе «цилиндров» была огромная раковина, как оказалось, это был скол хрома. Иметь такой дефект на новом ружье было очень обидно. Связавшись с заводом, я потребовал замены или перехромировки стволов. Там я столкнулся со стеной непонимания, аргумент заводчан был простой: если бой у ружья хороший, то не все равно ли мне, какое состояние хромового покрытия? Мне было не все равно.
После помощи знакомых ружье взяли отремонтировать. Стволы были перехромированы. Честно сказать, после всех этих перипетий я зарекся иметь дело с продукцией ТОЗа. К слову сказать, до этого у меня было новое ружье МЦ 21-12, автоматика которого работала на удивление отлично, но и там было не все в порядке с «хромом», были задиры в дульной части, а для того, чтобы установить мушку, туляки просверлили ствол насквозь.
Итак, новый ТОЗ-200 уже отремонтирован, первый же отстрел показал, что ружье обладает отличным резким боем и превосходной кучностью. Оба блока стволов отлично подогнаны, никаких нареканий на работу ружья у меня не было. Его баланс для меня был очень удобен.
И в процессе дальнейшей эксплуатации никаких нареканий по поводу работы ружья, на качество его изготовления у меня не было. Как показало время, оно оказалось у меня самым результативным. На мой взгляд, это замечательное ружье является вершиной разработок отечественной оружейной промышленности, а точнее, массового оружейного производства. Конечно же, с ружьями МЦ такое сравнение неуместно. Сколько тысяч выстрелов из моей «двухсотой» было сделано за эти шесть лет, я сказать затрудняюсь, но ни малейших следов износа механизма ружья не наблюдается. Надежность оружия никаких вопросов не вызывает. Кстати, перехромированные стволы также показали себя замечательно.
Мое ружье имеет номер 98, думаю, что за все годы выпуска их было выпущено не более 300 штук. Еще находясь в цехах завода, оно становилась раритетом. Чем-то вроде оружейного курьеза. То ружье, которое надо было выпускать многотысячными тиражами, которое могло успешно поставляться на экспорт, фактически делалось в единичных количествах, и просто забыто.
А ведь в первоначальных планах был даже выпуск комбинированных ружей на базе 200-й модели. Сейчас же, по имеющимся у меня сведениям, выпуск ТОЗа-200 свернут. Даже в 2006 году это ружье не могли изготовить из-за нехватки стволов. А именно качеством стволов и умением их отлично делать всегда славился ТОЗ.
А получилось так, что и сразу сделать нормально стволы на заводе не смогли. Очень печально, что одно из старейший оружейных предприятий в мире развалено, его перспективные оружейные разработки забыты, а отечественные охотники довольствуются турецким ширпотребом сомнительного качества.
Что очень страшно для завода, так это кадровый голод; еще в начале 2000-х гг. мне рассказывали, что для изготовления продукции — какой именно, не уточнялось — из-за нехватки рабочих на заводе привлекали военнослужащих. Такой порядок несомненно сказывался и на качестве оружия.
Снижение качества, объемов выпуска, повышение цен — все это было сделано в Туле. И какой мы видим закономерный результат? Современное тульское оружие перестало пользоваться спросом. И, несомненно, вина в этом лежит не только на общей ситуации в оружейной отрасли страны, но и на руководстве предприятия, которое фактически бросило флагман отечественной оружейной промышленности в пропасть. Надеюсь, что сменившаяся на заводе «власть» сможет переломить ситуацию и возродить фактически один из символов нашей страны — Тульский оружейный завод.