В Гостином Дворе прошла очередная оружейно-охотничья выставка ARMS&Hunting-2012. Как и на любой другой выставке, здесь присутствовали женщины – либо стендистки, то есть элемент оформления, либо персонал фирм, то есть компетентные собеседники. Но все же выставка оружия – самое неподходящее для них место.
Украсить собой винтовку они не в состоянии, выгодно подчеркнуть достоинства товара тоже, профессионально поговорить – тем более. Здесь женщины в том же положении, что мужики в отделе женской одежды…
ARMS&Hunting – место мужского реванша. Тут мир крепких дядек, достойных стариков, степенных конструкторов и матерых охотников. Примечательно, что в оружейной теме нельзя быть дилетантом. Незнание и неумение – моветон. Начинающие стрелки чуть ли за людей не считаются и воспринимаются помехой в устоявшемся и сбалансированном мире метких стрелков. Поэтому показывать свое незнание недопустимо, и надо изображать либо бывалого, либо очень бывалого.
Особенности жизни и закона в России диктуют предложение на стендах. Оружие здесь в основном охотничье, почти нет тактического, и еле-еле проглядывают пистолеты. Но летняя инициатива сенатораА.П. Торшина все же побудила часть фирм к риску, и они привезли короткоствол, а одна наша фабрика даже сумела стать производителем австрийского Glock, прокладывая дорогу под будущий спрос своими руками и отвертками.
Всплыл даже знаменитый бразильский Taurus во всем своем модельном блеске. Подержать в трясущихся от вожделения руках Beretta 92 (PT 92 AFS) стояла очередь. Тут же просилась в руку еще одна легенда – Colt A1911, но в калибре 9 mm.
Кстати, в нашем законодательстве случилась поблажка. Теперь можно спокойно владеть винтовками под пистолетный патрон .45. Они есть и в продаже, и на стендах выставки (и боеприпасы, и ружья). На сегодня это знаменитые по ковбойским фильмам Winchester с трубчатым подствольным магазином, перезарядкой от рычага (скоба Генри) и пополнением магазина через боковое окошко – те самые, завоевавшие Запад (The Gun that Won the West). К нам они пришли из Бразилии от фирмы Rossi и сделаны сразу в нескольких калибрах, но, конечно же, с патроном SWS .45 LC они наиболее легендарны.
Под патрон .45 (но не револьверный, а .45 ACP (11,43х23 мм) на одном из стендов вынырнул боевой пистолет-пулемет Thompson (Томми-Ган, разрекламированный кинематографом как оружие гангстеров времен сухого закона). Экспонат оригинальный, фирмы Auto-Ordnance Corporation с дульным компенсатором, но упрощенным прицелом. Бывалый стрелок, прилагавшийся к оружию, сообщил, что пистолет-пулемет сейчас проходит сертификацию и вскоре поступит в продажу.
Удивило и обрадовало, что в стране стали появляться оружейные производства, причем абсолютно новые, созданные «с нуля», самостоятельно разрабатывающие и выпускающие изделия под конкретные цели. Из разговора с представителями сразу двух фирм выяснилось, что работают на производстве не деды, оставшиеся на память от советской власти, а молодежь преимущественно до 30 лет, с высочайшей инженерной, конструкторской и, что особенно удивляет, слесарной квалификацией. Оказывается, есть смена поколений, есть потенциал, есть продолжение у этой профессии. Оба производства мобильные и малочисленные, человек по 200 каждое.
А на контрасте с молодыми и задорными – уныние и печаль знаменитых оружейных предприятий советской эпохи. Вятско-Полянский завод «Молот» сохранил около 2000 человек персонала из 14 000. Конструктор тягостно гордился невиданным охотничьим карабином Griffin со сменными стволами трех (!) калибров, двумя нарезными .223 Rem, .308 Win и одним гладким 20/76 и горевал о заводской беде: низкие зарплаты, отсутствие молодежи, профессию передать некому… Основная деятельность завода – ружья 12 калибра, переделка под гражданский оборот военного оружия со складов и сборка импорта…
На выставке много пневматики – и боевой, и развлекательной. На страйкбольных стендах дети тянулись к ручным гранатам и охотно поясняли перспективы их применения в родной школе на нелюбимых уроках.
Как и полагается, по периметру копошились аксессуары. Тягостней всего видеть «кладбища», украшенные шкурами животных. Люди развлеклись, убили, получили тряпку на стену и посчитали это достойным всеобщего обозрения.
А вот среди ножей и нагаек было интересно. Залихватский дубовский казак (Всевеликого Войска Донского) настолько азартно рассказывал о нагайках и так мастерски демонстрировал навык владения, что народ сначала замирал перед ним на долгие минуты, а придя в себя, непременно покупал изделие. Метательные ножи соседнего стенда просились в руку, а прилагавшийся «маркетолог» объяснял, что нож через полчаса тренировок сам летит в цель…
Самый внезапный экспонат выставки – пистолет Luger, он же легендарный Parabellum, в максимально длинном исполнении получивший право считаться пистолетом-карабином и потому тихонько отодвинувший в сторону наш закон «Об оружии», запрещающий боевые пистолеты. Длинный, с прочно прикрученным прикладом, богато оформленный, с инкрустацией. Ценой чуть больше миллиона рублей. На заказ. Для особых ценителей…
От редакции
Ежегодные выставки ARMS&Hunting уже стали традиционными, как, впрочем, и многочисленные репортажи из Гостиного двора. Отчеты корреспондентов вполне предсказуемы: 90% меда, 10% дегтя. На этом фоне интересно познакомиться с острым, нестандартным взглядом на суть вещей. Возможно, мнение вызовет споры, но читать будет не скучно.