Ведомство подготовило проект закона «О внесении изменений в статью 13 Закона «Об оружии». Теперь изменяются правила регулирования условий приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом. Разработчики предлагают исключить положение части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии», в которым не конкретизирован срок запрета на приобретение охотничьего огнестрельного оружия, заменив его новой редакцией:
«Спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые являются спортсменами высокого класса и которым выданы спортивный паспорт или удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием такого спортивного оружия.
Перечень профессий, занятие которыми дает право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень видов спорта, занятие которыми дает право на приобретение спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается из видов спорта, включенных в программу олимпийских игр и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел».
Кроме того, уточняется перечень лиц, которым запрещается иметь оружие:
«3) имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, а также имеющим снятую или погашенную судимость за совершенное тяжкое или особо тяжкое преступление с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;».
Нас, охотников-любителей, конечно же, не может не волновать еще и другое изменение в статье 13 ФЗ «Об оружии».
Разработчики предлагают пункт 5 части двадцатой статьи 13 ФЗ «Об оружии» после слов «порядок управления» дополнить словами «административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты».
Как разъясняют это разработчики, лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам, совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и по-требления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ.
Следующим этапом нормотворчества МВД стал проект Приказа «Об утверждении Порядка участия сотрудников полиции в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене, либо осуществлении такого досмотра самостоятельно».
На воздушном транспорте работу досмотровых зон четко регулирует глава XII Воздушного кодекса и приказ Минтранса 2007 года «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотра», у РЖД такой правовой базы нет. С 1 апреля 2013 г. на 32 российских вокзалах в тестовом режиме начали действовать досмотровые зоны для пассажиров, на обустройство которых было потрачено более 1 млрд руб.
На эти деньги закупили более 180 рентгеновских установок конвейерного типа для багажа, более 50 рентгеновских сканеров для пассажиров, а также 116 металлодетекторов. Причем сотрудники вокзалов будут вынуждены проводить досмотр пассажиров, руководствуясь специально изданными нормативными актами МВД, в которых никак не регламентирован ни порядок работы инспекторов, ни правила прохождения ими аттестации.
В СМИ распространена информация пресс-службы Минтранса России, где сказано, что сейчас сотрудники вокзалов не вправе досматривать пассажиров без их согласия, но ведомство планирует это исправить. «Министерством совместно с МВД уже разработан ряд поправок в нормативные акты, в том числе Закон «О транспортной безопасности», в случае принятия которых сотрудники транспортной безопасности будут наделены полномочиями обязать пассажиров пройти процедуру досмотра. Сейчас это могут сделать только полицейские».
Названный выше проект Приказа МВД разработан в целях реализации права полицейских, предусмотренного пунктом 16 части 1 статьи 13 Закона «О полиции». Проект приказа предполагается утвердить и Порядок участия сотрудников полиции в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене либо осуществлении такого досмотра самостоятельно. Думаю, что нашим читателям надо знать, что в соответствии с ним, основаниями для участия сотрудников полиции в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене являются:
– план комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация);
– приказ или распоряжение начальника территориального органа МВД России об обеспечении правопорядка в общественных местах, в зависимости от объема решаемых задач по обеспечению общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения массовых, оперативно-разыскных и профилактических мероприятий;
– распорядительный документ МВД России с решением об обеспечении правопорядка в период подготовки и проведения крупномасштабного массового мероприятия (выборов, референдумов, юбилейных региональных мероприятий и других);
– сообщение, поступившее в территориальный орган МВД России, о попытке перемещения предметов и веществ, запрещенных для перевозки на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене, либо о попытке перемещения предметов и веществ, оборот которых запрещен или ограничен.
В досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на объектах транспорта участвуют: сотрудники подразделений патрульно-постовой службы полиции; сотрудники подразделений полиции по досмотру; сотрудники иных подразделений полиции территориального органа МВД на территории оперативного обслуживания.
Сотрудники полиции, участвующие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа в местах его проведения, имеют право:
– проводить опрос пассажиров с целью установления противоправных намерений с их стороны;
– осуществлять досмотр самостоятельно в целях изъятия запрещенных предметов и веществ;
– принимать решение об осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при пассажире (физическом лице);
– осуществлять проверку лиц по автоматизированным информационно-поисковым базам данных МВД.
Сотрудники полиции, участвующие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа в местах его проведения, обязаны, кроме прочего, осуществлять контроль за соблюдением правил перевозки оружия и патронов.
Основаниями для личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследования вещей, проводимого без нарушения их конструктивной целостности, является даже наличие достаточных оснований полагать, что в его вещах находятся оружие и боеприпасы.