После выхода статьи с обзором ночных прицелов наши читатели стали спрашивать, что же все-таки лучше для охотника: приборы на базе электронно-оптического преобразователя (ЭОП) или электронные прицелы на базе CCD матриц.
тот вопрос стоял и раньше, но приборы на матрицах стоили существенно дешевле прицелов на базе ЭОП. Когда же на рынке появились приборы
НП-260 по цене около 70 тысяч рублей, что совсем недалеко от цены ближайшего «оппонента» — электронного прицела Pulsar 770, проблема выбора предельно обострилась.
Чтобы выяснить, какой вариант наиболее удобен для охотника, я решил сравнить их, как говорится, вживую. Сегодня оба прибора доступны по цене, близки по габаритам и похожи рабочими характеристиками, но главное — на их примере, как мне кажется, наглядно можно показать все плюсы и минусы ЭОП и матриц. Но сразу оговорюсь: это как раз тот самый случай, когда, какой бы выбор вы ни сделали, все равно в итоге будете сожалеть.
ЭНЕРГОЗАТРАТЫ
К плюсам ЭОП можно отнести низкое энергопотребление: одной батарейки однозначно хватит на всю охоту. Что касается приборов на матрицах, то они очень энергоемки. К примеру, у Pulsar используются четыре батарейки и даже предусмотрен отдельный внешний батарейный блок. Безусловно, такое положение, хотя и неудобно, но не смертельно, благо можно использовать стандартные аккумуляторы формата АА, да и найти такие батарейки можно в любом магазине. Нужно только внимательно за ними следить, так как дешевые элементы питания склонны к протеканию, что может повредить прибор.
ХОЛОД НЕ СТРАШЕН
Это высказывание совершенно справедливо для приборов ЭОП, способных работать при температуре до –40°. Кроме элементов питания, ничего в них не реагирует на низкие температуры, и в этом одна из причин того, что в качестве батареек в них используется CR 123, малочувствительный к низким температурам. Совсем недавно для прицелов на базе матриц отрицательная температура была реальной проблемой, но с применением новых технологий стало возможным использование прибора до –25°, что в общем-то достаточно для большинства охот.
УСТОЙЧИВОСТЬ К ОТДАЧЕ
Если для прицелов на базе ЭОП первого поколения эта проблема стояла довольно остро, то на приборах второго и третьего поколений ее, по сути, вообще нет: эти прицелы способны выдерживать отдачу практически любого калибра, включая магнумы. Прицелы на базе матриц, если они правильно спроектированы и собраны, изначально равнодушны к отдаче.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К ЗАСВЕТКАМ
Все ЭОПы чувствительны к засветкам. Для первого поколения это реальная проблема. Но в любом приборе второго поколения стоит защита, которая просто выключает прибор, если уровень освещения превышает определенный лимит. Для использования прибора на свету используются различные фильтры, диафрагмы или, как в случае с НП-260, крышка объектива с различными меняющимися отверстиями. В отличие от этих приборов, ночники на базе матриц не боятся никаких засветок, не требуют фильтров и не нуждаются в регулировках. Конечно, это удобно, прицел, по сути, можно использовать и днем и ночью. Кстати, при освещении в прицел на матрицах видно значительно лучше, но, конечно, сравнивать его с обычным дневным прицелом нельзя. На практике разница в отношении засветки очевидна. При выстреле из винтовки с ночником на ЭОПе происходит временное ослепление стрелка, вспышка выстрела подавляется электроникой прибора, но сам он становится «слепым» на пару секунд, чего достаточно, чтобы цель ушла из поля зрения. В электронном приборе такого не происходит.
ВЕС
В большинстве случаев традиционные приборы на базе ЭОП тяжелее своих электронных собратьев. В нашем случае похожие по функционалу приборы различаются по весу почти на
30 %. Так, «Пульсар» весит 1 кг, а НП-260 почти
1,3 кг. Такая разница, особенно если приходится охотиться из засидки, некритична.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
О приборах на базе ЭОП сказать особо нечего. Это просто прицел, который можно включить или выключить. Как в старом анекдоте:
— Что вы умеете?
— Могу работать.
— А еще что?
— Могу не работать.
В электронных приборах все, конечно, интереснее. Возможна смена прицельных марок и их цвета; рисунки марок можно скачать с сайта и менять их по своему усмотрению; теоретически можно нарисовать свою сетку. Кстати, пристрелка при смене марок не сбивается. Есть функция изменения цвета изображения, хотя оно и остается монохромным. Одна из самых интересных возможностей — запись изображения прямо с прибора. Конечно, логичнее был бы слот для карты, но конструкторы решили сделать видеовыход. К сожалению, в продаже не так много устройств для записи с видеовыхода, но они есть, и, если задаться целью, их можно найти. Безусловно полезная функция — запоминание пристрелки. Прицел можно пристрелять на нескольких винтовках и для разных стволов, а затем, переставляя его, возвращаться к прежним положениям.
ТИП ПОДСВЕТКИ
Приборы на базе ЭОП требуют инфракрасной подсветки с длиной волны порядка 870 нм, что находится на грани видимого спектра. Существует мнение, что некоторые животные, в частности кабан, ее видят, и, если на животных уже охотились, она их пугает. Однозначно, в темноте красный глаз работающей подсветки виден отлично. В общем, подсветка нужна и пользоваться ею приходится часто.
Прицелы на базе матриц нуждаются в подсветке еще больше. Здесь используется подсветка с длиной волны 915 нм. Несмотря на малую разницу, эта длина волны переводит подсветку полностью в невидимый спектр, и животные ее не видят. Интересно отметить, что «Пульсар» отлично видит подсветку обычных ночников на ЭОП, в то время как такой ночник видит подсветку «Пульсара» как слабое свечение и может различить ее на расстоянии 50–100 метров.
Закончив с теорией, обратимся к практике. Нам удалось заполучить оба прицела одновременно и сравнить их, как говорится, вживую. С точки зрения внешнего вида претензий к приборам нет. НП-260 выглядит весьма элегантно (мы привыкли к угловатому дизайну прицелов на ЭОП, но о НП этого не скажешь). Органы управления удобны и интуитивно понятны, в общем и целом все как на обычном прицеле. «Пульсар» необычен: множество рычажков и настроек, кнопки управления меню — во всем надо разбираться. Но когда вы поймете что к чему, все станет простым и логичным. Первое различие наблюдается при включении. НП включается сразу, буквально через секунду, «Пульсар» загружается примерно 3–4 секунды. Эту его особенность нельзя не учитывать, так как он прожорлив и его нельзя оставлять включенным.
При луне картинка в ПН-260 яркая и контрастная, но немного размытая, навести прибор на резкость нелегко, и с изменением расстояния до цели приходится постоянно подстраиваться. В «Пульсаре» картинка резкая, контрастная, при недостатке света появляется незначительный муар, который, однако, не мешает целиться. Можно менять не только резкость, но и яркость картинки. Включатель неудобный. Если вы включили прибор и констатировали, что нужна подсветка, то в большинстве случаев, повернув барашек, вы прибор просто выключите. А чтобы его снова включить, нужно время. Лучше было бы разнести функции, как это сделано на большинстве ночников.
Качество картинки у обоих приборов, можно сказать, хорошее, но чувствительность у ЭОПа заметно лучше. Вы это понимаете, когда смотрите в тень деревьев. Собственно, на мой взгляд, это единственный жирный плюс для прицелов на базе ЭОП. Дело в том, что, если включить подсветку, она высветит ветви деревьев, причем очень ярко, поскольку они находятся близко. Выходит, заглянуть под ветки можно, только не включая подсветку, и тут большая чувствительность выигрывает. А вот при стрельбе на открытой местности с использованием подсветки выигрыш в чувствительности совсем не очевиден.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ
Итак, можно смело утверждать, что выбор прицела на сегодняшний день — дело вкуса и бюджета охотника. Если бюджет ограничен и выбор стоит между поколением 2+ ЭОП и приборами на базе матриц, охотник выбирает обычно то, к чему привык. Если есть опыт охоты с ночниками поколения 1 или 2, то чаще выбирают именно ЭОП, поскольку все плюсы и минусы уже прочувствованы, а электроника — это все же terra incognita, а, как известно, самая короткая дорога та, которую знаешь. Молодое поколение ночных охотников, конечно же, выбирает электронику как более близкую по духу к компьютерам и другим гаджетам. Но, как я говорил вначале, что бы вы ни выбрали, все равно пожалеете (добавлю: пожалеете, что выбрали не тепловизор).
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Уже после написания статьи и проведения сравнения мне захотелось проверить тезис о том, что в приборы поколения 2+ и электронные приборы при полной темноте ничего не видно. В лесу мне это сделать не удалось (в мае ночь короткая, луна яркая, да и звезды тоже), а вот в 50-метровом тире, находящемся в подвале... «Выключу свет и посмотрю в кромешной темноте», — подумал я. Но не тут-то было! Выключив свет, я, как мне показалось, действительно погрузился в полную темень, но, включив прибор, обнаружил, что слева в галерее, почти у мишеней, пробивается луч света, не видимый глазом, но отлично видимый в оба прицела. Нет, он не был сильным, но насладиться темнотой, увы, не дал. Кстати, именно в тире хорошо была заметна разница в качестве изображения «Пульсара» и при свете, и в темноте при включенной подсветке, что в лесу не было очевидно. При свете, даже тусклом, картинка была четкая и яркая, в темноте с подсветкой — несколько размытая, с муаром. У НН-260 картинка всегда одинаковая, и, конечно, при свете приходится смотреть через крышку с отверстием.