А давайте подарим нож! Знаю-знаю, есть поверье, что ножи дарить нельзя, на кого-то это может навлечь «злые силы», не то на дарителя, не то на одариваемого. Но на это есть «научный рецепт» — надо взять с одариваемого символическую копейку, которая и придаст в глазах «злых сил» всей сделке безобидный и ненаказуемый вид. А что, это проверенный способ, им в наше время все бизнесмены широко пользуются, имея за «злые силы» органы финансового контроля — и помогает ведь!
Конечно, может возникнуть вопрос — а сколько же ножей может иметь человек? Много, это сразу можно сказать. Что-то такое есть в холодном блеске клинка, что притягивает внимание сильного пола. Может быть, просыпается первозданный инстинкт добытчика, а может быть, каждому в глубине души хочется хоть немного почувствовать рыцарем, который, как известно, без клинка никуда... В общем, я многократно наблюдал, как взятый в руки нож, конечно, соответствующего качества, просто «приклеивает» к себе мужской взгляд и руки так, что трудно оторвать.
Конечно, существуют и более разумные причины, чтобы иметь несколько ножей. Все-таки нож — это инструмент и как каждый инструмент должен соответствовать выполняемой работе. Конечно, с горем пополам можно все делать одним ножом. Однако потрошить тушу лося на охоте маленьким перочинным ножичком, хотя теоретически возможно, но неудобно. А затачивать карандаш в офисе охотничьим ножом — не только не слишком удобно, но и выглядит нелепо.
Коль скоро для каждого дела — свой нож, давайте присмотримся подробнее, какой именно, чтобы выбор был разумным и подарок не только пришелся по вкусу одариваемому, но и в действительности был ему полезен.
Раз уж разговор зашел об охоте, давайте и начнем с охотничьих ножей. В наше время роль охотничьего ножа серьезно изменилась по сравнению с эпохой Ивана Грозного. Во времена охоты с самострелами или однозарядными кремневыми ружьями нож служил для добивания раненого зверя. Он мог пригодиться также и для самообороны, если разъяренный зверь, например кабан, вдруг предлагал охотнику поменяться ролями. Поэтому и был это изрядных размеров кинжал или кортик, чаще всего с обоюдоострым клинком. Для разделки туши этого самого кабана или другой добычи такой нож был, мягко говоря, не слишком удобен, но это делу не мешало. В те времена, как правило, стреляли по зверью господа, а добычу разделывали слуги. А ведь богато отделанным кинжалом от известного оружейника можно — и нужно! — было еще и покрасоваться перед другими охотниками.
Теперь раненого зверя добивают выстрелом, выстрелом же можно и оборониться в случае нужды. Поэтому эта роль охотничьего ножа практически сошла на нет. А вот «разделение труда» на охоте между господами и слугами все более и более возвращается на наши охотничьи просторы. Охота как добыча средств пропитания сегодня редкость, она превратилась в элитарное развлечение для состоятельных. Тушу за такого охотника разделает егерь или проводник, а нож ему нужен разве что «колбаску порезать» на охотничьей пирушке. Или покрасоваться перед сотоварищами, в этом смысле как раз ничего не изменилось.
Определить свой выбор по одному только названию предмета, даже такого на первый взгляд простого, как нож, иногда оказывается совсем нелегко. Авторы популярных публикаций на ножевую тему часто сами пользуются неправильной, хотя и громкой, просто «грохочущей»! — терминологией. Например, что это такой «боевой» или, тем более, «штурмовой» нож? Может быть, это нож, которым надлежит вооружиться солдату, отправляющемуся на войну? А будет он в действительности воевать ножом? Вряд ли, хотя и такую возможность не следовало бы списывать со счетов. Однако вероятность разрешения в свою пользу реальных боевых действий ножевой дракой представляется фантастической. А единственным объектом, который современный солдат мог бы штурмовать с «боевым» ножом в руке, представляется продовольственный склад.
К сожалению, техническое или утилитарное соответствие ножа условиям и среде его использования не исчерпывает всех критериев выбора. Не слишком много будет толку от ножа, сам вид которого будет производить сенсацию или вызывать нездоровое возбуждение окружающих, даже если его хозяин будет вести себя как нельзя более миролюбиво и пользоваться ножом абсолютно разумно и безопасно. В обществе почему-то укоренилась стойкая ассоциация ношения ножа с чем-то социально опасным, недозволенным или, по крайней мере, неправильным. При этом начисто забывается факт, что само по себе ношение потенциально опасного предмета или даже явного оружия никогда и никого еще не сделало преступником и не подтолкнуло к противозаконным действиям.
Но подсмеиваться в душе или в кругу знакомых над мещанским взглядом на вещи — это одно дело, а пренебрегать им, игнорировать его — это уже совсем другое. Все-таки живем в обществе, а не на необитаемом острове. Например, возможны неприятности от не в меру усердного представителя органов охраны правопорядка, которому может попросту приглянуться ваш нож. Даже если вы «упретесь насмерть» и в конце концов докажете свою правоту — что не слишком вероятно, — то сил, времени и нервов-то сколько на это истратите! Лучше уж держаться в тени и не бросаться в глаза более.
Кроме того, существуют еще и законодательные ограничения возможности легального ношения ножей. В разных странах они различные и не всегда могут находиться на видном месте для пересекающего границу. Что, как известно, не освобождает от обязанности их соблюдения. Ставшая «притчей во языцех» российская, украинская и белорусская обязательная сертификация ножей на предмет, не являются ли они холодным оружием, это «явление» уже само по себе, которое, возможно, когда-нибудь в будущем вдохновит юристов и психологов на многотомные исследовательские трактаты.
В других странах не так плохо... но бывает и хуже. В соседней Польше, например, можно вполне легально носить при себе нож любых размеров, величины и типа, только бы пользоваться им без вреда для окружающих. А вот в Англии можно «затрубить под фанфары» на два года в тюрьму уже только за то, что просто имеешь в кармане маленький складничок с блокируемым клинком. В Швейцарии нельзя носить в местах публичных складные ножи, открываемые одной рукой и с блокируемым клинком, если длина клинка превышает 2,5 дюйма (63 мм). А в Германии — ограничение введено буквально пару лет назад — нельзя носить складные ножи, если они имеют возможность открываться одной рукой или имеют блокируемый клинок. Но можно носить нескладные с клинком не длиннее
12 см (то есть вполне порядочной величины). Вот и разберись тут! Понять трудно, но соблюдать приходится. С законом, как известно, не спорят — его или соблюдают, или нарушают. А нарушать по таким мелочам нет никакого смысла, себе дороже выйдет...
Вот, в принципе, и все (или почти все) основные или скорее основополагающие критерии, которые надлежало бы учитывать, выбирая нож. В подарок другу или самому себе — это уже не суть важно. А нагляднее проиллюстрировать эти самые критерии я позволю себе несколькими ножами, представляющими разные их группы и назначения.
Дуэт ножей для профессионалов американской фирмы Columbia River Knife & Tool (сокращенно CRKT), изготовленных по проекту Расса Коммера (Russ Kommer), профессионального охотника и охотничьего проводника с Аляски. № 1 — шкуродер Alaska Cobuk с клинком, оборудованным режущей выемкой для быстрого и безопасного вскрытия туши, без риска прорезать кишки или порезаться самому. Сильно выгнутое лезвие и не слишком агрессивное острие короткого клинка делают более удобным подрезание мездры при снятии шкуры и уменьшают вероятность ее прореза. № 2 — нож для потрошения Alaska Carcajou, изготовленный по проекту того же автора. Узкий клинок с агрессивным острием обеспечивает хороший маневр им при сложный резах. Рукояти обоих ножей оборудованы кольцами, в которые можно продеть палец. Такой хват не каждому может понравиться на первых порах, но к нему можно привыкнуть. Зато он оказывается более уверенным и, следовательно, безопасным при работе мокрыми, скользкими, сильно загрязненными руками, что совсем нередко при разделке туши. Кроме того, он позволяет разжать пальцы и не выронить при этом нож. А вот при работах по устройству лагеря или приготовлению пищи эти ножи заметно проигрывают более универсальным.
Более универсальные охотничьи ножи. № 5 — нож из мастерской швейцарского мастера Ханса Петера Клёцли (Hans Peter Klötzli) с 3-дюймовым клинком. Отлично зарекомендовал себя при разделке добычи, но может оказаться несколько маловат для большинства работ по обустройству лагеря. № 4 — пресловутая «золотая серединка», нож H1 шведской фирмы FÄLLKNIVEN в стиле традиционных скандинавских ножей, обеспечивает пользователю максимальную универсальность, в разумных границах, конечно. № 3 — нож Dayhiker, изготовленный американской фирмой SPYDERCO по проекту Джерри Хоссома (Jerry Hossoma). Стилизация под ножи пионеров Дикого Запада явно не слишком пришлась по вкусу современным пользователям, нож продержался в производстве только один сезон и теперь представляет собой предмет поисков коллекционеров. Может оказаться полезным при разделке туш крупного зверя, как, например, лося или медведя, также при работах по обустройству лагеря и готовке еды. Это, можно сказать, максимальный размер охотничьего ножа, большие уже определенно проигрывают по удобству и производительности.
Тут представлена верхняя граница величины и веса туристических ножей с 5-дюймовыми клинками. Большими уже трудно делать что-либо точное и осмысленное, а следовательно, — явно без толку таскать на себе излишнюю тяжесть. № 6 — FÄLLKNIVEN S-1, № 7 — SOG Field Knife.
Небольшие, удобные, сравнительно легкие, не занимающие слишком много места туристические ножи с клинками длиной около 4 дюймов. № 8 — GERBER Freeman. № 9 — FÄLLKNIVEN F-1, кстати, официально принятый на вооружение шведских военно-воздушных сил в качестве ножа выживания. № 10 — очень легкий и отлично режущий, именно благодаря своему тонкому лезвию SPYDERCO Bill Moran Featherweight, который изготовитель предназначил как раз для охотников.
Явно предназначенные именно для гладиаторских поединков №№ 11, 12 (или для коллекции любителей) два ножа Alley Cat американской фирмы KATZ KNIVES. Тот, что побольше, — в правую руку, поменьше — в левую, и — вперед, на арену! № 13 — более демократичный, оптимизированный, скажем, для кабацкой поножовщины, нож Street Bowie, который американская фирма SPYDERCO изготовила по проекту француза Фреда Перрена (Fred Perrin), в прошлом бойца армейского спецподразделения, а ныне «мастера прикладного рукоприкладства».
Ножи, вид которых явно должен привлекать изголодавшихся по экзотике гражданских парней, измученных компьютерными играми-стрелялками. № 14 современная ипостась чуть ли не культового ножа USMC Utility/Fighting Knife, то есть утилитарно-боевого ножа американского корпуса морской пехоты, в исполнении фирмы KA-BAR. Похожими, только проще выполненными ножами были вооружены морские пехотинцы во время двух мировых войн, хотя уже тогда эти ножи представляли собой анахронизм, более уместный во времена... Гражданской войны Севера и Юга в США. Если кому-нибудь уж очень хочется покрасоваться перед девушками, то лучше выбрать № 15 — BENCHMADE CSK (сокращение от Combat Survival Knife) — все-таки более современная конструкция, немного легче да и режет получше, хотя тоже далеко ему до рассмотренных выше.
Довольно-таки типичные ножи, которые можно было бы считать тактическими. № 16 — BENCHMADE Nimravus, № 17 — GERBER Yari. Если к ним прибавить еще изображенные на фото №№ 6, 7 FÄLLKNIVEN S-1 и SOG Field Knife, то как раз и получится совсем неплохой ассортимент ножей, которыми солдату стоит вооружиться, собираясь на войну. С одной стороны — относительно легкий, прилично режущий инструмент выживания, с другой — достаточно эффективное холодное оружие в случае нужды.
Продолжение следует.