Златоуст — это название неразрывно связано с развитием и становлением отечественной металлургии. Основанный в 1754 г. у Косотурских гор купцами Мосоловыми завод дал жизнь новому городу. В 1811 году мосоловское предприятие перешло в казенное ведомство, а 15 декабря 1815 года в Златоусте была построена новая оружейная фабрика, по Высочайшему указанию начавшая производство холодного оружия для русской армии. И именно тогда в Златоусте зародилось оригинальное прикладное искусство — гравюра на стали.
Первыми известными мастерами златоустовской художественной обработки металла были два Ивана — Бояршинов и Бушуев. С именем последнего связана история появления крылатого коня на гербе города — именно такого коня Бушуев часто изображал на своих гравюрах. Пожалуй, самым известным златоустовским мастером считается великий русский ученый и металлург П.П. Аносов, чей вклад в развитие гравюры поистине неоценим. Именно под руководством Аносова в России была получена первая булатная сталь, споры о которой не прекращаются и сегодня.
Для некоторых читателей это может стать неожиданностью, но в начале XIX века в Златоусте работало около 50 немецких мастеров. А за короткий период, с 1814 по 1818 год, их количество удвоилось — видимо, не так уж и плохо жилось приезжим мастерам в России! Мы с немцами всегда имели тесные и взаимовыгодные экономические связи. Причем именно в технической и производственной сферах сотрудничество было наиболее эффективным. И оружейную златоустовскую фабрику в народе называли «немецкой».
Сегодня в Златоусте работает множество весьма успешных и знаменитых на весь мир предприятий по производству «белого оружия», продолжая традиции своих именитых предшественников. Эти фирмы выпускают не только замечательное дорогое авторское художественно украшенное оружие, но и серийные простые и надежные охотничьи ножи.
С целью популяризации кузнечного дела, ножевого мастерства и искусства гравюры на стали в Златоусте проводятся кузнечные фестивали, где собираются российские мастера и множество поклонников этого непростого, но интересного древнего ремесла.
Что очень важно, современные «ножевые предприятия» — фирмы вроде бы коммерческие, но, как и в старые добрые времена, их производство тесно связано с наукой. Институт физики металлов Академии наук, Южно-Уральский госуниверситет, лаборатория Магнитогорского комбината фактически обеспечивают залог успеха новых уральских ножевых сталей. В кооперации с учеными внедряются технологии ЭШП сталей и сплавов, порошковой металлургии.
Не так давно, в 2009 году, появилась очень интересная технология производства углеродистых и атмосферостойких дамасских сталей марки Zladinox (название состоит из выделенных букв слов «ZLAtoust», «Damast», «INOXidable»). За прошедшие годы Zladinox получила признание многочисленных российских и европейских мастеров за свои высокие эксплуатационные и декоративные свойства. На основе этой технологии начато производство углеродистого (ZD-0803) и атмосферостойкого (ZDI-1016) дамаска.
Но насколько хороша отечественная продукция, могут ли современные уральские ножи соперничать с современной западной продукцией от именитых производителей? Пожалуй, тут однозначного ответа не существует. Я же проверил это на практике эксплуатации двух отечественных ножей от одной из златоустовских фирм («АиР»). Мой выбор пал на модели «Следопыт» и «Снегирь». Почему меня заинтересовали именно эти ножи? Тут сыграли роль практическая составляющая новаторской конструкции «Следопыта» и неординарность «Снегиря». Ножи эти совершенно разные, даже по фотографиям можно было определить, что яркий и изящный «Снегирь» по функционалу будет проигрывать «Следопыту» практически по всем параметрам. Но уж больно красивым показался этот нож. И на деле, как показала практика, он оказался вполне неплох.
В основу «Следопыта» легла стандартная модель, которую выпускают с начала 2012 года. Клинок этого ножа выполнен из знаменитой стали Zladinox (в составе этого материала 1,7% углерода, 18 хрома, 3 ванадия и 1% молибдена). Нож имеет сквозной монтаж со стяжным креплением на гайку в торце рукояти. При общей длине ножа в 240 мм длина клинка — 125 мм, ширина — 29 мм. Спуски высокие, слегка вогнутые. Пята узкая — нож «заточен» под серьезную работу по обдирке и разделке туши. Толщина клинка в обухе — около 3,5 мм, что оптимально для охотничьего и туристического ножа, который не предполагается использовать в качестве топора или кинжала. Клинок имеет очень тонкий и красивый рисунок композита. Обух клинка чуть заметно спущен вниз. Подводы тонкие, что дает ножу хорошее подспорье в резе, ошкуривании, а также в работе по дереву строганием.
Рукоять ножа выполнена из нормализованного и насквозь проморенного граба. Она довольно толстая — это непривычно, но в работе удобно. Нож великолепно сбалансирован и посадист. Что интересно, при массе на 10 граммов больше, чем масса «Снегиря», «Следопыт» в руке воспринимается как более легкий. Вот что значит разная развесовка.
Отверстие под темляк просто просверлено в толще рукояти, без темлячной трубки, что в совокупности с легкой алюминиевой гардой придает ножу своеобразную, но узнаваемую аскетичность. При внимательном осмотре придраться к качеству слесарных работ так и не получилось — все выполнено безупречно.
Из недостатков «Следопыта» необходимо отметить относительно неглубокие ножны, и, если придраться, — непривычно объемную рукоять. В плюсе: малая масса, отличный баланс и посадистость, оптимальные общие размеры и размеры клинка, его удачный строй. И несомненные декоративные достоинства, нержавеющий дамаск в новейшей композиции, крепчайший материал рукояти и общая лаконичность этого изделия уральских ножеделов. Надо отметить специфику реза «Следопыта», его можно охарактеризовать как агрессивный. Достаточно тонкий клинок позволяет без затруднений делать разрезы, по глубине превышающие ширину клинка. Режущая кромка клинка хорошо держит заточку, и вообще — модель явно удалась.
«Снегирь» радикально отличается от «старшего собрата». Судя по всему, набрасывая эскизы этого ножа, разработчик находился в добром расположении духа. Нож действительно получился позитивный, «живой», а сочетание изящных форм с дамаском и карельской березой делает нож визуально небольшим и легким. На деле же «Снегирь» является полноценным ножом, способным выполнить практически любую работу, за исключением раскалывания полешек и рубки костей при разделке — для этого у него просто масса недостаточная.
«Снегирь» выпускается в различных исполнениях. Самые простые версии имеют клинок из нержавейки 95х18 и рукоять из ореха или текстолита. Мой же экземпляр имеет клинок из композита ZDI-1016, что говорит о среднем содержании углерода (1,0 %) и среднем содержании легирующих элементов (хрома, молибдена, ванадия и т.д.) — 16%. Как уже упоминалось выше, «Снегирь» является вполне «взрослым» ножом. Общая длина 227 мм, длина клинка 112 мм, масса ножа без чехла 126 граммов. Обух спущен выпуклой дугой. Спуски низкие, немного вогнутые, симметричные. Подпальцевая выемка по ширине равна пяте и соответствует средним размерам фалангам указательного пальца. Клинок проходит через всю рукоять, имея с торца рукояти выступ с необычно оформленным отверстием под темляк. Плашки рукояти крепятся двумя заклепками с декоративными вставками. Металлических элементов гарды или навершия нож не имеет.
Ножны из черной кожи, петля подвеса фиксируется к ним посредством стального кольца. Ножны можно надеть на ремень и через петлю на самом теле ножен. Все металлические элементы ножен оксидированы или окрашены в черный цвет.
В руке нож посадист, баланс из-за металла в рукояти смещен назад. «Снегирь» позволяет выполнять довольно тонкую работу, но из-за своих размеров и конструкции клинка для разделки более-менее крупных животных будет не очень удобен. Рез агрессивный. Из явных недостатков можно отметить опять же относительно неглубокую посадку ножа в ножнах и, возможно, значительную массу ножа.
Отрадно то, что в России старинные традиции производства «белого оружия» не только трепетно сохраняются, но и развиваются в соответствии с достижениями современных науки и технологий, отечественных — в том числе. Возобновленное сотрудничество с немецкими мастерами позволяет как получать качественно новую кузнечную продукцию, так и выводить изделия златоустовских мастеров на мировой рынок. Уже сейчас можно справедливо отметить, что отечественные ножи изготавливаются на высоком уровне и во всем могут соперничать с западной продукцией.