Учитывая, что все ножи Brous Blades выпускаются ограниченными тиражами и на российский рынок мало что попадает, мы непременно решили рассказать о восходящей звезде, а заодно понять, достигнет ли в будущем она своего зенита или же обречена на угасание.
БЕСШУМНЫЙ СОЛДАТ И ДРУГИЕ
В России Brous Blades не такой раскрученный бренд, как многие другие компании США, хотя, как только он появился, руки коллекционеров среднего класса нервно потянулись за кошельками. И оно понятно, ведь ножи изготавливаются в Штатах, проходят ручную сборку и контроль качества, их ведут настоящие спецы своего дела.
С чего начинала компания? С неудачи. Джейсон Брауз попробовал делать ножи, едва разменяв третий десяток (сегодня ему 28 лет), и на вооружении у него уже был десятилетний опыт работы со станками на числовом программном управлении (ЧПУ). «Многие, многие часы точных расчетов положены в мои творения», — говорит сам дизайнер.
Дело в том, что отец Джейсона имел собственную мастерскую и зарабатывал на хлеб высокоточной металлообработкой инструментов, в том числе и для медицинской отрасли, так что юноша с ранних лет отлично знал, как управлять с помощью ряда последовательных координат фрезой, как получать нужную форму на станке, предварительно переведя в цифры каждую ее точку и изгиб.
Но тем не менее первый нож Джейсона провалился. Он был сделан в биомеханическом стиле, сочетающем детали машин и робототехники с элементами фауны и флоры, получился красивым, но неудобным и мало отвечал требованиям даже средней руки найфомана.
Однако Джейсон не сдался и решил переработать дизайн своего творения, и в итоге новая модель получилась броской, цепляла взгляд и этим выделялась среди конкурентов. Дизайн новинки вполне можно было назвать смелым, а фортуна, как известно, смелых любит.
Так и получилось, что его подход к делу не подражать признанным гуру ножеделия, а выпускать на рынок необычные формы клинков дал положительный результат: небольшой нескладной шейник под названием «Бесшумный солдат» (Silent Soldier) имел большой успех. Этот нож представляет собой своеобразный коготь, сделанный из стальной пластины без больстеров, тыльников, накладок, размером
11,4 см. Длина режущей кромки чуть больше половины всей длины. В рукояти есть два больших отверстия для пальцев. Между этими крупными отверстиями есть еще три поменьше, в которые можно пропустить паракорд или цепочку: ну какой шейник без цепочки или темляка! Лезвие прошло плоскошлифовальный станок, все фаски по краям отверстий и самого клинка аккуратно сняты, на обухе лезвия — интересная насечка, выполненная как бы в клетку. Все эти мелочи делают нож приятным для руки: как известно, тактильный контакт с рукоятью играет большую роль.
А еще на обухе есть фальшлезвие, которое образовано двумя линзообразными вогнутыми выемками и начинается в сантиметре от острия клинка. Проще говоря, сам кончик лезвия Джейсон решил не ослаблять фальшлезвием и не делать его тонким, как скальпель. Учитывая, что толщина в обухе у этого когтя 4,8 миллиметра, он вышел очень прочным. Им можно, не боясь, что-либо ковырять или поддевать. Год выпуска «Бесшумного солдата» вполне соответствовал вкусам любителей ножей: шейники с кайдексными ножнами стали тогда их непременным атрибутом, а ножи с коротким лезвием перестали восприниматься как бесполезные зубочистки.
Вскоре после успеха Джейсон решил запустить серию складных ножей-флипперов со сходным строением клина. Он усвоил, что нужно идти в ногу со временем и нож как минимум должен содержать надежный замок типа фрейм-лок или лайнер-лок, флиппер и подшипник.
БЕСШУМНЫЙ ДИВИЗИОН
Количество «Бесшумных солдат» в активе Брауза стало расти. Свои ножи он продавал ограниченными тиражами. Для дизайнера это интересный подход. Он трудился над одним ножом, рождалась серия из 300–500 экземпляров, которая расходилась через дилерскую сеть на продажу. И все. Больше нож с таким дизайном не выпускался. Джейсон работал над следующей моделью, не возвращаясь к старым никогда.
Новый «Бесшумный солдат» с индексом flipper эволюционировал из шейника в складень. В одном из материалов мы рассказывали о флиппере — о части лезвия, напоминающей плавник, которым клин выталкивается со звучным щелчком. В разложенном состоянии нож вырос до 16,2 см при длине клинка 6,4 см.
От прежнего «солдата» осталось только одно отверстие для пальца, и оно в самом клине, лежит на одной линии с подпальцевыми выемками на рукояти. Это отверстие добавило пару вариаций удержания для прямого и обратного хвата. Найфоманы утверждают, что обычный хват предназначен для рабочих нагрузок, а хват с использованием этого отверстия идеален для самообороны. Но самооборонщиков хлебом не корми — дай от чего-нибудь позащищаться, особенно в теории.
В ноже присутствуют все самые модные компоненты. Ось клинка и упор для открытого лезвия закалены, а значит, можно не беспокоиться за сохранность деталей в течение нескольких лет. В осевом узле — подшипник, накладки рукояти – углеволокно или титан, рабочая поверхность замка защищена от износа — покрыта тонким слоем прочных карбидов сродни победиту. Аккуратный логотип лазером и серийный номер на клине формата xxx/300 извещают владельца о том, что он держит в руках что-то уникальное.
Первые успехи подтолкнули Джейсона к тому, чтобы разнообразить и финишный вид клинка. В ассортименте, помимо стандартного сатина и галтовки «стоунвош», появился бархатный DLC (распыленный под давлением графит, а по сути, тонкий слой очень прочного углерода) и кислотный стоунвош. Последнее — тот же самый DLC, только прошедший галтовку.
Сквозь царапины и потертости из-под матового покрытия проблесками сверкает металл. Выглядит брутально и оригинально. Варианты финиша позволили Джейсону выпустить несколько тиражей «солдатов». Иными словами, нам говорят, что все модели уникальны, дизайн не повторяется, а на деле изменено лишь покрытие клинка и серия в 300 штук снова запущена. Что это: обман или реакция на спрос?
Возможно, Джейсон заметил, что рынок быстро насытился «солдатами», а среди уважаемых оружейных сообществ появились первые разочарованные. Поэтому следующее его творение обладало менее вычурными формами и соответствовало массовым предпочтениям. Новый нож Bionic вырос без малого до 18 см в длину, клин — 7,6 см. Толщина в обухе упала до 3,2 мм, что порадовало любителей хорошего реза. Сталь осталась прежней — D2, на лезвии — интересная проточка-канавка.
У современных ножевых брендов выборки-проточки на лезвии негласно свидетельствуют об использовании высококлассного оборудования: далеко не каждый станок может аккуратно снимать слой за слоем доли миллиметров закаленной стали, оставляя гладкую канавку. Рукоять сделана из популярного авиационного алюминия, анодированного в разные цвета, глубокие и насыщенные. Для прочности конструкции в плашки алюминия вставлены стальные пластины, причем одна из них служит замком. С торцов рукояти пластины абсолютно незаметны, поэтому не нарушают общей гармонии рукояти.
Название Bionic нож получил благодаря узору на рукояти, который напоминает то ли элементы скелета животного, то ли панцирь черепахи. Успех модели зависел также от ее цены, которая опустилась до 170 $ (складного «Бесшумного солдата» дешевле 300 $ найти было невозможно).
После Bionic Джейсон решил сделать полноразмерные большие модели и выпустил в тираж Division и Mini-Division. Из названий понятно, что ножи отличаются лишь размерами, пропорции же имеют одинаковые. Длина Division в открытом виде составляет 25 см, лезвие — 11 см. Параметры его младшего брата — 21 см и 9 см соответственно. Сталь та же, на рукояти карбон или G-10, которым придали объем на фрезерном станке с ЧПУ поверх титановых или стальных пластин-лайнеров.
Больших моделей было выпущено 250 штук, маленьких — 1000. Техническая начинка не изменилась. Открываются ножи флиппером или с помощью интересного отверстия в лезвии. В общем, модели вышли отличными. При упоминании в сети бренда Brous Blades чаще всего всплывали фразы о том, что владельцы ножей никогда не видели такой подгонки деталей, такого мастерского исполнения и внимания к мелочам. Справедливости ради стоит отметить, что действительно среди кастомных ножей таких еще не было.
Успех есть успех: Джейсон стал сотрудничать с именитыми дизайнерами. И следующим флиппером стал Reloader совместо с Микелом Уилумсеном (Mikkel Willumsen). У него те же размеры, что и у младшего Division, но внешний вид более агрессивен, а гринд лезвия усложнен. Перечислять все детали модели не имеет смысла: Джейсон в очередной раз показал, что он скульптор за клавиатурой фрезерного станка с ЧПУ, а цифры координатной сетки — его инструменты.
Первый опыт работы с именитыми дизайнерами не прошел даром. Один за другим появились плоды сотрудничества с ДастиномТерпином (Dustin Turpin), с Джейсоном Д. Рибалоффом (Jason D. Riboloff), с Сэлом Манаро (Sal Manaro), а это имена мирового масштаба.
Сегодня американский найфмейкер по-прежнему работает над ограниченными тиражами ножей, перенимает опыт у состоявшихся на этом поприще мастеров, получает хорошие средства для дальнейшего развития, а свободное время тратит на создание кастомов, сделанных в одном экземпляре.
Мало кто из найфмейкеров может похвастаться тем, что в 28 лет делал кастомы. И все же что-то в его головокружительной карьере отдает фальшью. Описания его ножей пестрят словами «самые передовые», «современнейшие», «хай-тек», «инновационные». Но карбон используют уже давно, как и титан и подшипники, а про сталь D2 и говорить не стоит: в России есть ее аналог — Х12МФ, и рецепты для закалки этой стали стары как мир.
А мир, кстати, повально использует порошковые стали, криозакалку и множество других по-настоящему новых технологий. Возможно, Джейсон Брауз боится ошибиться с термозакалкой: единожды неправильно выполненная, она может навсегда оттолкнуть клиентов.
Вторичный рынок изобилует ножами Brous Blades. Многие покупали их в период ажиотажа, надеясь, что они вырастут в цене, но с частью ножей этого не случилось, и модели двухлетней давности выставлены на продажу по отпускной цене. Кастомы (тоже из D2, никаких дамасских или редких сталей) на сайте Брауза лежат подолгу: мало кто решается купить нескладной нож за 500 $ или складной за 700 $ (и выше) с клином из стали, которая уже лет на 10, а то и 15 устарела.
Ножи Brous Blades эффектно упакованы в жесткие кейсы, к ним прилагается интересный сертификат аутентичности и уникальности изделия. Но все это лишь обертка, покупатели ее уже сняли и добрались до начинки. Надеюсь, вскоре мы увидим, случится ли чудо.
Либо карьера Джейсона Брауза закатится так же быстро, как набирала высоту, либо он придумает что-то по-настоящему новое и докажет, что стал популярным благодаря таланту, а не маркетингу.