Судя по подписи к этой фотографии, кинжал принадлежал очень известному человеку и охотнику — Николаю II.
На самой небольшой фотографии разглядеть, что это за кинжал, кем изготовлен и какую функцию выполнял, было почти невозможно, и я решил побольше узнать об этом интересном предмете.
Потратив немало времени, я нашел в интернете не один, а несколько вариантов этого кинжала, и все они были похожи, но в то же время отличались друг от друга.
Стало понятно, что производился кинжал хоть и небольшими, но сериями.
На одних фотографиях я видел явно новодельный, а может, даже и поддельный под оригинал предмет, на других — похожий на исходник кинжал, причем на нем мне удалось рассмотреть клеймо: «ШАФЪ СЫНОВЪЯ С.ПЕТЕРБУРГ» и двуглавого орла над надписью.
Надо сказать, «Шаф и сыновья» — это известная и авторитетная фирма. Ее история в России началась в начале XIX века, в 1814 году, когда основатель династии Вильгельм Николас Шаф приехал с тремя сыновьями в Россию по договоренности со Златоустовским заводом для обучения русских мастеров украшению клинков.
Вильгельм и Людвиг занимались золочением и травлением, а два других сына были подмастерьями и специалистами по изготовлению ножен для холодного оружия. Собственно, это единственное, что мне было известно о том договоре.
До этого Шаф украшал клинки особым способом гравировки и позолоты. По разным данным, в Златоусте у семьи Шаф что-то не сложилось. По одной версии им было нечему научить златоустовских мастеров, которые и сами хорошо умели украшать оружие.
По другой — Шафы саботировали процесс обучения и всячески препятствовали передаче технологии украшения клинков.
Это, конечно, странно, ведь для этого они и ехали в Златоуст. Но поверить, что Шафам нечего было рассказать русским мастерам, тоже трудно, иначе возникает вопрос: зачем их вообще пригласили?
Так или иначе, но в 1824 году Шафы покидают Златоуст и отправляются в Санкт-Петербург, где и открывают свою мастерскую по производству холодного оружия, как бы сейчас сказали, высокого разбора.
Хотя производство оружия было достаточно успешным и оно поставлялось даже ко двору императора, получить официальный статус «Поставщика Двора Его Императорского Величества», а с ним и право использовать двуглавого орла на клейме и на вывеске магазина потребовало огромных усилий и времени.
Только в 1880 году клинки оружия мастерской Шафа перестали клеймиться как H.SCHAAF и получили двуглавого орла и уже знакомую нам надпись «ШАФЪ СЫНОВЪЯ С.ПЕТЕРБУРГ». Так что наш нож мы можем смело датировать как произведенный позднее 1880 года.
Компания Шафа выпускала как длинноклинковое оружие, так и ножи и кинжалы. Особенно много можно найти больших, как их иногда называют, медвежьих кинжалов. Но нас сейчас интересует один-единственный.
Кинжал этот большого размера: общая длина 300 мм, длина клинка 185 мм, ширина 48 мм, толщина у рукояти 6 мм.
Как сказано выше, сам клинок двухлезвенный, кинжального типа листовидной формы. Достаточно массивный, он тем не менее изящен и аккуратен.
Интересно, что посередине клинка сделана небольшая ложбинка и по центру выполнен ряд отверстий. Их функциональность не совсем понятна, но вряд ли они сделаны для того, чтобы клинок не залипал в теле, как предполагают некоторые специалисты.
Скорее, у кинжала была чисто декоративная функция. Об этом говорят и крупные вензеля Николая II на основании клинка с одной стороны и двуглавый фактурный орел с другой.
Подобное оружие носит обычно статусный характер, тем забавнее видеть на нем обыкновенный столовый нож, совершенно обычный по форме, без украшений, гармонирующий с самим кинжалом только стилем оформления. Крестовина в виде ромба, без изгибов.
Рукоятка выполнена из двух половинок, приклепанных к самому клинку, конструкция, по-видимому, очень прочная.
Завершает рукоятку навершие, на которое крепится необычный для кинжалов предмет — рюмка. Вопрос, зачем навешивать на кинжал такие предметы, как столовый нож и рюмка, остается без ответа.
Если представить, что это столовый набор, то возникает новый вопрос: куда девалась вилка? Подобные гарнитуры, включающие кинжал, небольшой нож и двурогую вилку, были популярны в Шотландии, но до нас эта мода не дошла.
Сначала мне показалось, что рюмка просто надевается на навершие и держится на нем за счет трения, но такое крепление — это почти стопроцентная вероятность потерять полезный предмет.
Внимательный осмотр выявил на рюмке небольшой зуб, а на навершии проточку, с помощью которой рюмка фиксируется на рукоятке кинжала.
Ножны кинжала деревянные, с металлическим устьем и нижней частью, обтянутой кожей. Слева и справа два металлических кольца для подвеса. На передней части расположены небольшие ножны для вспомогательного ножа. Сам кинжал держится в ножнах за счет трения.
Интересно, что крестовина при этом запирает вспомогательный нож и не дает ему выпасть.
Любопытно устроен кончик кинжала. На одних это просто сведенное лезвие, на других просматривается явное утолщение, которое может быть полезно только при пробивании чего-то очень прочного.
Обычно такие элементы наблюдаются у боевого оружия, предназначенного для пробивания доспехов и лат. Для охотничьего клинка такое устройство нехарактерно, хотя, конечно, при добивании зверя оно может быть полезно, поскольку не боится попадания по кости.
Трудно сказать, насколько такой кинжал полезен на охоте. Да, он красив и, наверное, уместен ближе к обеду.
Но предназначен ли для добивания зверя или других охотничьих ратных дел? К сожалению, не только отзывов об этом кинжале не удалось найти, но и фотографий, на которых бы Николай II был снят с этим или подобным кинжалом.
Снимков, где император держит в руках кавказский, или казачий кинжал, много (кстати, это подтверждает тот факт, что Николай II любил носить холодное оружие). Сам кинжал можно найти на различных аукционах в интернете.
Причем исполнение артефактов сильно разнится от очень похожего на оригинал, до смутно напоминающего его, как будто автор рисовал по памяти то, что видел лишь мельком.
Конечно, если подобный кинжал был изготовлен мастерской Шафа и вручен императору, то несомненно, мастерская сделала бы серию подобных клинков, поскольку многие хотели иметь оригинальный кинжал, «как у императора».
При этом фирма Шафа вряд ли бы стала делать эти кинжалы разнообразными, а постаралась бы максимально точно повторить тот самый клинок.
Надо вспомнить, что Николай II вел подробные дневники и отмечал, сколько и кого добыл на охоте.
К сожалению, в его записях нет упоминаний об оружии, которое он использовал. А это затрудняет составление списка арсенала огнестрельного и холодного оружия последнего императора
России.