Почему-то практически все, кто о них пишет, называют эти патроны слабыми. Самое интересное, что известные и маститые оружейники тоже подчеркивают эти моменты. К сожалению, я не инженер-оружейник, но, как человек, занимающийся охотой на крупного зверя, имел дело с разными видами нарезного оружия. На основании немалого опыта хотел бы высказать свое мнение.
Да, ассортимент выпускаемого в СССР нарезного оружия был более чем скуден, но нельзя отнять качества, а оно было довольно высоким.
С 1960-х годов у меня перебывало много видов нарезного оружия: наша «трехлинейка», «Винчестер», «Арисака», «Маузер», «Берданка», комбинированные нарезные ружья и штуцеры. Это очень хорошее оружие, но из-за проблем с «доставанием» любых патронов, кроме 7,62х54 мм, приходилось от них быстро избавляться.
Было три охотничьих карабина калибром 8,2 мм, брошенных или утопленных местными охотниками и мною восстановленных до такой степени, что на 150–200 метров одним выстрелом я снимал глухаря. Вот для них, согласен, даже выпускаемые в последние годы усиленные патроны 8,2 мм действительно были слабыми.
В 1975 году мне удалось наконец под заготовку мяса получить разрешение на личное нарезное оружие, и я приобрел карабин «Лось» 1970 года выпуска № Г-537 с оптикой ТО-4. Карабин был абсолютно новый, на коробке по-английски было написано, что это «охотничий карабин», стоил он 254 рубля, то есть одну месячную зарплату. Изготовил это прекрасное оружие Ижевский машиностроительный завод. Стоял на нем и «Знак качества».
Разброс пуль на 100 метров по паспорту составлял 2,5 см. Я и сегодня через 37 лет готов низко поклониться тем людям, кто изготовил его, и расцеловать их. Гарантия завода 6 тысяч выстрелов, а я сделал из него более 8 тысяч выстрелов, и по сей день карабин и его ствол в хорошем состоянии. Единственная поломка была при морозе –60 °С: отломился кончик бойка, который я изготовил и заменил самостоятельно. И все, больше никаких проблем! Честь и хвала нашим старым оружейникам. Хотя первая охота чуть все не испортила...
На льду реки я сделал около 10 выстрелов по спокойно идущему крупному самцу лося и ни разу не попал, хотя в молодости был одним из лучших стрелков в районе. Со зла чуть не разбил карабин об лед, спасибо напарнику, который был рядом и успокоил меня словами: «Ты все время бил по льду метров на 50 ниже, но исключительно против его корпуса». Вернувшись к избушке, мы нашли пень, поставили мишень на 100 метров и начали пристрелку.
Первые же выстрелы показали, что разброса влево и вправо нет, а все пули кучно ложатся в основание пня, снижение 40–50 см! Мне стало понятно: карабин низит, и значительно. Правда, изначально мушка показалась мне непомерно высокой. Недолго думая, я взял надфиль и снизил мушку миллиметра на 3. С тех пор по крупному зверю на дистанции 200–500 метров я стреляю один-два раза, не более.
Были выстрелы при свидетелях на 1 км по лосю, оленю. И не раз, причем без всяких подранков. Зверь падал практически сразу, как от удара кувалдой. Редко стоял 5–10 секунд, не двигаясь, а затем резко падал. Отличный карабин, нормальный патрон.
Почему была такая мушка, пусть думают специалисты-оружейники. Но, по моему совету, многие охотники, профессионалы,- потом подпилили мушку и стреляли без промахов.
Приходилось мне охотиться и с карабином «Медведь», правда с чужим. Там мушку не трогали, она соответствовала дистанциям, от 100 до 500 метров карабин поражал цели безукоризненно, а боеприпасы были такие же. Очень жаль, что наши оружейники перестали выпускать эти прекрасные и безотказные модели. Конечно, сейчас с некоторым ухудшением зрения я уже не буду стрелять из своего «Лося» на километр, но знаю, что на 500 метров смогу поразить зверя одним выстрелом. Состояние ствола таково, что на 100 метров попадаю в спичечный коробок одним выстрелом.
Могу уверенно сказать, что сейчас оружия такого качества в России не делают. А жаль! У меня есть «СКС», «Барс-4-1», у сына «Вепрь», «КО-44», но по качеству исполнения, кучности им так же далеко до моего «Лося», как от Якутии до Москвы. Кстати, был у меня раньше «Барс» первого выпуска. Замечательное оружие, легкое, прикладистое, практически прямой выстрел на 300 метров спортивным патроном с цельнооболочечной пулей. Рекомендовался он для средних и мелких животных.
Я из него одним-двумя выстрелами уверенно поражал медведя, лося, оленя, и никаких подранков. Нарезка ствола была четкой, разброс пуль на 100 метров был 1,5 см. В моем новом «Барсе 4-1» ствол короче сантиметров на 10–12, разброс по паспорту 5–7 см, а фактически 12–15 см, нарезы слабее, чем в старой «мелкашке» ТОЗ-17!
Знал бы, что карабин окажется такого качества, никогда бы не купил.
Неужели российские оружейники навсегда утратили свое мастерство и традиции?