О качестве сборки

Сначала хочу выразить свою солидарность с автором небольшой статьи по поводу калибра 7.62х39 С.А. Смирновым и добавить, что данный патрон, я так понимаю, разрабатывался как универсальный убийца людей, а мы говорим, что он животных не убьет.

Не зря на гербах некоторых южно-азиатских республик красуется «АК», это о чем-то говорит…

Но я хотел поговорить о ружьях. Ружьями я начал интересоваться, когда решил купить универсальное ружье для ходовой охоты, чтобы не иметь нарезное оружие. Подумал, что для лесистой местности подойдет полуавтомат 20 калибра со сменной дульной насадкой 0,5 и «парадокс» весом до 3 кг.

Но такого оружия в России не выпускают. И начал я ездить в охотничьи магазины на экскурсии, читать журналы. Сейчас почему-то преобладает 12 калибр, а вот 20-й встречается очень редко, 28-го вообще нет. Я начал сравнивать вес наших и импортных ружей.

фото Антона Журавкова 

Фирма «Беретта», полуавтомат 12 калибра, весит 3,2 кг. «Браунинг» — примерно столько же, а наш «ИЖ» — 3,6 кг, тульский — 3,7 кг. Но вот прочитал, что ТОЗ-94 весит 3,2 кг, и это показалось странным.
«Сайга» — 3,6 кг, в Вятских полянах — тоже 3,6 кг.

Вроде бы то же самое, а на целых полкило тяжелей. Попробуй потаскать лишних полкило в лесу! Есть «Сайга-20», весит также много — 3,4–6,6 кг. Если взять двустволки, то МР-43-Е1С — 3,6 кг, ИЖ-27 — 3,4 кг, ИЖ-94 — 3,6 кг, МР251 — 3,8 кг.

А вот зарубежные ружья весят гораздо легче. Французская «Верней-Каррон» вертикалка, L ствола 710, 12 калибра весит 3,15 кг, а горизонталка 16 калибра легче, чем наша одностволка.

А ведь наши и зарубежные стреляют одинаковыми патронами. Но вот в советское время ружья были почему-то легче: ИЖ двустволка — 3,2 кг, ТОЗ вертикалка — 3,15 кг, ТОЗ-25 12 калибра — 3–3,2 кг, 16 калибра — 2,9–3,1 кг.

У меня вызывает недоумение, почему наши оружейники не выпускают ружья для простых нормальных охотников? Все тяжелые ружья — для «крутых», которые на охоту ездят на транспорте и стоят в основном на номерах.

Заготовки нарезных стволов фото Антона Журавкова 

Радует, что оружейные заводы начали разрабатывать и выпускать как гладкоствольные, так и нарезные ружья разных моделей и конструкций, но все они в основном 12 калибра, очень тяжелы и хромают качеством.

Насчет качества. В 90-х годах для ходовой охоты я купил МЦ-20-01 (30.11.1999 г. выпуска), очень хорошее, прикладистое легкое ружье, почти моя мечта, но по глупости ствол раздул, и пришлось его сдать в милицию. Потом купил такое же в 2004 или 2005 году, но ствол был уже толще, вместо мушки приварили металл (черный, и в лесу его не видно), весил он уже на 100 г больше, но главное, пулей бил очень плохо.

Я перепробовал все виды пуль — бесполезно, пришлось продать. Вот первое ружье было прекрасным во всех отношениях.

В прошлом году я купил в Перми МР-43-Е1С 16 калибра, красивое ружье. На табличке было написано: 16 калибр, патронник 70 м, вес 3 кг. Я и купился. Правда, предлагал продавцам взвесить, но они сказали, что нет весов. Когда дома взвесил, оказалось 3,6 кг.

фото Антона Журавкова 

Я хотел вернуть, но директор сказал, что ружья не возвращаются. Бой ружья — и дробью, и пулей — хороший, но вот курки… «Левый-правый» работает, а «правый-левый» нет. Если сдать в магазин на ремонт по гарантии (но, думаю, вряд ли примут), то на билет туда-обратно и питание уйдет примерно 2000 рублей, и на то, чтобы забрать ружье из ремонта, уйдет 2000 рублей.

В результате ружье это обойдется в 18700 рублей (14700+4000=18700). Так лучше тогда купить турецкий полуавтомат за 18800 рублей — оно очень красивое, качественное и весит 3,15 кг, но 12 калибра. Позже я купил ИЖ-18-ММ 20 калибра, одностволку.

Хорошее ружье, но и тут качество подводит. Когда начал охотиться, выяснилось, что ружье запирается не полностью — пришлось немного подточить; а через полгода цевье стало болтаться.

Приклад на любой вкус фото Антона Журавкова 

Может, только мне попадаются такие некачественные ружья?

Впрочем, суть разговора не в том, что наши оружейники не могут добиться улучшения качества сборки, а в том, что не могут облегчить ружья хотя бы до зарубежных аналогов (а ведь хороших разработок у нас много!). В результате — как всегда: за державу обидно!