Исправить неопределенности

Неопределенности в правах охотников на приобретение, хранение и ношение нарезного охотничьего оружия потребовал исправить Конституционный Суд Российской Федерации.

В «РОГ» 28 апреля и 21 мая были опубликованы ответы на вопросы наших читателей, касающиеся приобретения и контрольного отстрела нарезного охотничьего оружия.

В этих и других материалах, опубликованных в еженедельнике и на сайте «Охотники.Ру», обращали внимание наших читателей на следующее.

В соответствии с положением части 10 статьи 13 Федерального закона «Об оружии» «право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом и спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом имеют указанные категории граждан при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия».

Многие наши читатели справедливо сетовали на то, что законодатели не дали точного толкования, к примеру, а на какой срок они запрещают охотникам, допустившим указанные нарушения, реализовать свое право на покупку охотничьего нарезного оружия.

Из точного следования названной части статьи 13 ФЗ об оружии вытекало, что для лиц, ранее совершивших указанные здесь правонарушения, введен бессрочный запрет на приобретение охотничьего огнестрельного оружия.

Охотники-любители Тетерин В.Н. и Белокриницкий Г.В. из Ульяновска, столкнувшись лично с таким положением, прошли все инстанции суда общей юрисдикции. Не получив удовлетворения на свои требования о признании отказов органов внутренних дел в выдаче разрешения, соответственно на хранение и ношение, приобретение охотничьего оружия с нарезным стволом, они подали жалобу в Конституционный Суд РФ.

В жалобах они просили Суд проверить конституционность положения части десятой статьи 13 ФЗ об оружии.

29 июня Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление № 16-п.

Суд постановил, что положение части 10 статьи 13 Федерального закона «Об оружии» не соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно, не конкретизируя срок запрета на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами, совершившими правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия, а также вид юридической ответственности.

Юридическая ответственность – это отказ в выдаче разрешения на приобретение, а кто приобрел такое оружие раньше, и отказ в выдаче разрешения на хранение и ношение.
Конституционный Суд РФ среди прочего обратил внимание на следующее.

К примеру, перечень административных наказаний, предусмотренных статьями 3.8, 3.9, 3.11 и 3.12 КоАП РФ, к числу наиболее существенных по своему правоограничительному эффекту относит лишение специального права, административный арест, дисквалификацию, административное приостановление деятельности, что предполагает их применение в случаях, когда другие виды наказаний не могут обеспечить цели административных наказаний.

Данные виды административных наказаний назначаются судьей (исключение составляет административное приостановление деятельности, которое в отдельных случаях может назначаться иным должностным лицом) и носят срочный характер: срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет, административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток (за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции – до тридцати суток), дисквалификация – на срок от шести месяцев до трех лет, административное приостановление деятельности – на срок до девяноста суток, но исполнение данного наказания может быть прекращено досрочно, если будет установлено, что предусмотренные законом обстоятельства, послужившие основанием для его назначения, устранены.

Срочными по характеру являются и виды наказаний, предусматриваемых УК РФ, за исключением тех из них, которые в силу своей природы не имеют временного измерения (штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград), и пожизненного лишения свободы, хотя законодатель и допускает возможность условно-досрочного освобождения от отбывания пожизненного лишения свободы, если судом будет признано, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы (статья 44, часть 5 статьи 79 УК РФ).

Определенным сроком ограничиваются также иные, помимо самого наказания, негативные правовые последствия привлечения гражданина к административной или уголовной ответственности (статья 4.6 КоАП РФ) и статья 86 УК РФ).

Судьи в пришли к выводу, что данная административно-предупредительная мера является неопределенной.

Причем в силу своей неопределенности она порождает возможность неоднозначного истолкования и произвольного применения, позволяет рассматривать ее как установленную в отношении таких граждан бессрочно.

Причем вне зависимости от степени общественной опасности и тяжести совершенного правонарушения, а также срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному или уголовному наказанию.

В то же время Конституционный Суд РФ постановил, что установленная в части 10 статьи 13 ФЗ об оружии административно-предупредительная мера – запрет на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом по отношению к указанным в части 8 названной статьи охотникам, соответствует Конституции России.

Этот запрет применяется к охотникам, совершившим правонарушения, связанные с нарушением правил охоты, правил производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия.

Это конституционно, так как направлено на упорядочение оборота охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом в целях защиты жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечения общественной безопасности, охраны природных ресурсов.

Для того же, чтобы преодолеть правовую неопределенность части 10 статьи 13 ФЗ об оружии, судьи потребовали от федерального законодателя внести необходимые изменения в правовое регулирование условий приобретения охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом гражданами, которые совершили названные правонарушения.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.06.2012 г.

№ 16 -п окончательно, не подлежит обжалованию, вступило в силу после провозглашения, действует непосредственно.

Послесловие. Как «РОГ» неоднократно информировала, мы не имеем возможности публиковать в еженедельнике полные тексты законов и нормативно – правовых актов, но стараемся публиковать их на сайте.

Полный текст Постановления Конституционного Суда РФ от 29 июня 2012 г. № 16-п «По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина», опубликовано в СМИ, правовых базах и Интернете.