Сегодня револьверные ружья кажутся экзотикой, тем более на охоте. Но так было далеко не всегда, каких-нибудь 150 лет назад подобные ружья выпускались серийно и были достаточно распространены. Подобное охотничье оружие выпускалось и в Российской Империи, сегодня тульские оружейники вернулись к этой интереснейшей и многообещающей конструкции.
История револьверов в СССР началась и закончилась «Наганом». Страна активно развивалась индустриально, и архаичные револьверные конструкции в стрелковом и охотничьем оружии «не смотрелись».
Отечественная война позволила обобщить опыт применения короткоствольного оружия, и на смену легендарному «ТТ» пришел «ПМ», отвечающий всем требованиям к пистолетам на тот исторический период. Проводимые конкурсы по выбору нового оружия даже не рассматривали возможности использования револьверной схемы. Казалось, все: такое оружие для России — полузабытая легенда.
Однако условия меняющегося мира ставят и новые задачи, тем более что за границей многочисленное револьверное семейство не собирается сдавать позиции. Там постоянно появляются новые модели, наиболее полно отвечающие различным ситуациям, будь то полицейские операции, где у револьвера преимущество в надежности и останавливающем действии пули, целевая стрельба, где несомненны преимущества в эргономике и длине ствола, или потребности охотников, ценящих оригинальность и надежность в оружии.
И в России время от времени проводились исследовательские работы и конкурсы на создание короткоствольного оружия по револьверной схеме. Среди револьверов с нарезным стволом можно назвать: «Кобальт» ОЦ-01 (ТКБ-0216), АЕК-906 «Носорог», револьвер специальный ОЦ-38, Р-92. В крупную серию эти изделия не пошли, но тем не менее позволили проверить и обкатать различные технические решения.
Другая группа — крупнокалиберные револьверы с гладким стволом. Это оружие создавалось на основе требований к боеприпасу, а именно: большое останавливающее действие при сохранении комфорта стрельбы, возможность использования дробового и нелетального боеприпасов. Такими были револьверы У-94 «Удар» и «Удар-С», разработанные в начале 1990-х годов в Тульском КБ приборостроения.
Дальнейшие разработки в этом направлении привели к созданию револьвера ОЦ-20, получившего по названию темы имя «Гном». Он был создан в едином комплексе с серией оригинальных боеприпасов в Центральном конструкторском исследовательском бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБ СОО, г. Тула). Разработчики револьвера — А.Н. Невижин, В.И. Серегин и С.В. Зотов, разработчик многоцелевых патронов — С.М. Шейнин.
ОЦ-20 предназначен для вооружения полицейских подразделений и частных охранных агентств. Он конструктивно представлял собой гладкоствольный пятизарядный револьвер классической компоновки калибра 12,5х40 мм, барабан для перезарядки откидывался влево, экстракция гильз проводилась одновременно.
Ударно-спусковой механизм был самовзводным, куркового типа, причем курок был открытым. Нерегулируемые прицельные приспособления расширялись возможностью установки под стволом лазерного целеуказателя, что на дистанции прицельной дальности стрельбы в 25 метров весьма удобно. Основную «изюминку» темы, по которой был разработан револьвер, составляла линейка специальных боеприпасов, созданных на основе укороченной гильзы 32-го охотничьего калибра.
Было три вида патронов:
● СЦ 110 — патрон со стальной пулей массой 11 г и дульной энергией 900 Дж. Эта пуля имеет начальную скорость 400 м/с и на расстоянии 50 м пробивает лист стали толщиной 3 мм. На расстоянии до 25 м пуля может пробить стандартный бронеэлемент толщиной 4,5 мм. Это означает, что ни один бронежилет (до 4-го класса включительно) не обеспечивает защиту от СЦ-110;
● СЦ 110-04 — патрон со свинцовой пулей массой 12 г и начальной скоростью 350 м/с. По такому показателю, как останавливающее действие, эта пуля превосходит большинство современных пистолетных и револьверных пуль;
● СЦ 110-82 —дробовой патрон, содержащий 16 свинцовых дробин диаметром 4,5 мм, общей массой 10 г. Патрон предназначен для стрельбы в сложных условиях, например в темноте, а также для поражения групповых целей.
Дальнейшая судьба револьвера пока неизвестна. Большой серии не предвиделось, какие-то действия по оснащению подразделений этим оружием являются маловероятными.
На ЦКИБе тем временем посчитали, что, выполнив государственный заказ, было бы неразумно сворачивать налаженное производство. Однако, «как есть», и даже с дополнительными доработками это оружие не соответствовало параметрам гражданского в соответствии с российским законодательством.
Так появилась идея превратить «пистолет неясного предназначения» в превосходное охотничье ружье. На основе конструкции револьвера «Гном» была начата разработка револьверных ружей в 32, 20 и 12-м калибрах, «семейство» которых получило наименование «Соболь» МЦ-255. В скором времени линейка калибров дополнилась 28-м и 410-м.
Можно утверждать, что для охотников интерес представляют в основном ружья 12-го и 20-го калибров. Назначение ружья 410-го калибра скорее развлекательное, его охотничье применение имеет малую эффективность.
Сейчас в России 410-й калибр ориентирован под пулевую стрельбу, и такая версия МЦ-255 отлично подходит для обучения стрелковым навыкам. Ружья же 32-го и 28-го калибров сугубо специфичные, и мне неизвестно, выпускались ли они реально, или дело ограничилось несколькими пробными образцами, увы — увидеть вживую их не удалось.
Не считая револьверной «изюминки», МЦ-255 представляет собой ружье классическое по конструкции. Ствол несъемный, наличествуют сменные чоки. Канал ствола и каморы барабана хромированы. Часть ружей оснащены вентилируемой планкой.
Прицельные приспособления нерегулируемые, но есть возможность для «любителей» установки оптического или любого другого прицела, вплоть до тепловизора. Деревянные части — приклад и цевье изготавливаются из ореха или бука. Цевье длинное и «глубокое» — на 2/3 прикрывает ствол и защищает его с боков.
Приклад сделан с выступом под щеку, форма шейки пистолетная. Сама «начинка» — конструкция револьверного механизма классическая: барабан на 5 патронов, откидывающийся в левую сторону, одновременная экстракция гильз, ударный спусковой механизм двойного действия с открытым курком собран в виде единого отделяемого блока.
Одно из важных достоинств револьверной схемы — простая и надежная механика, что очень положительно сказалось на минимизации количества деталей при одновременном увеличении надежности оружия, особенно при сравнении с другими многозарядными образцами. Специальное приспособление уменьшает возможный прорыв газов между стволом и барабаном — барабан как бы надевается на затылок ствола и зазоров, характерных для револьверов, нет — это особенно видно при стрельбе, когда практически нет утечки газов и следов нагара из-под барабана.
Соосность каморы и ствола обеспечивается совпадением выступа спускового крючка с пазом на барабане. Если зацепления не произошло — выстрела не будет. Дополнительно безопасность обеспечивается блокировкой курка при ненажатом спусковом крючке. При выстреле самовзводом усилие на спуск покажется очень тугим, самовзводом до 7 кг, а с предварительным взводом — 2,5–3 кг. Ружье красивое, обладает ярко выраженной харизмой, и, чтобы остаться объективным, сразу стоит описать «минусы». Их немного, и они свойственны именно выбранной конструктивной схеме.
Один из наиболее очевидных — большое усилие спуска при стрельбе самовзводом. Хотя при желании можно из ружья произвести все 5 выстрелов секунды за 3–4, только ощущения на пальце при этом будут не из приятных, но и не слишком «зверские». Получается, что ружье рассчитано на один подготовленный выстрел, максимум — второй, на добор подранка после первого. Конечно, это частично ограничивает «охотничье» применение.
Второй минус — нежелательность в 12-м и 20-м калибрах использования патронов с короткой металлической «юбкой» — высотой менее 10 мм. Он связан с необратимой деформацией гильзы за короткой «юбкой» в первый момент после произведенного выстрела, это может привести к ее «выжиманию» из каморы и последующему затруднению при повороте барабана и даже его заклиниванию, а также к сложностям при последующей экстракцией. Третий минус — возможные неприятности при высыпании дроби в каморе из некачественного патрона под действием вибраций во время стрельбы.
«Плюсы» также вытекают из револьверной схемы. Во-первых, удобство, надежность и неприхотливость, как у своих «младших братьев» — короткоствольных револьверов. Постоянная готовность к использованию и вместе с тем безопасность от случайного выстрела. При этом при стрельбе самовзводом, до производства выстрела, все пружины находятся в «ненапряженном» состоянии, что положительно сказывается на живучести.
Положение центра масс достаточно стабильно по мере израсходования патронов. Во-вторых, «всеядность» и «терпимость» по патронам (за исключением указанной выше проблемы с короткой «юбкой» гильзы). Возможность использования бумажных, пластиковых и металлических гильз, гильз, прошедших ручное переснаряжение, гильз с разными (сухими, влажными, запыленными) поверхностями, различных снарядов, включая стреловидные подкалиберные пули, которые для достижения максимальной кучности не должны закручиваться в гильзе.
Револьверная конструкция не позволяет проявиться неполадкам типа перекоса патрона, двойной подачи, недозакрытия затвора. Разрыв гильзы также не ведет к большим проблемам с выстрелом. Затяжной выстрел при соблюдении элементарной внимательности тоже ничем не угрожает. Если произошла осечка, то, как и в револьверах, достаточно еще раз нажать на спусковой крючок или повернуть барабан вручную. В-третьих, качество изготовления: говорить много о нем не имеет смысла — ружье выпускает ЦКИБ СОО.
Выводы каждый волен делать для себя сам. Для попавших под очарование этого ружья — «искать и брать», для спокойных — тщательно взвесить свои задачи и возможности нужной модели (12-го, 20, 28, 32, 410-го калибров). Мне кажется, что у ружья большое будущее. Оно пользуется устойчивым постоянным спросом, только, к сожалению, производитель объемы выпуска не повышает.