В современном мире все большую и большую популярность приобретает стрельба на дальние дистанции. Эти спортивные дисциплины не мыслимы без высокоточного оружия. Не только спортсмены, но и охотники по достоинству оценили преимущества таких стрелковых систем, особенно адаптированных под их задачи.
Читая зарубежную оружейную прессу, не перестаешь удивляться обилию видов стрельбы из оружия по разным целям. Взять хотя бы «варминтинг», «снайпинг» и «бенчрест», все стрелки в этих дисциплинах практикуются в стрельбе на дальние и сверхдальние дистанции. Такая стрельба находится уже на границе спорта, науки и искусства. У таких стрелков существует настоящий культ самостоятельной подготовки оружия, боеприпасов, оптики для своего увлечения.
В России все гораздо сложнее, до недавнего времени не было подготовленных площадок для стрельбы на средние и дальние дистанции, нелепые ограничения на снаряжение патронов к нарезному оружию, сложности с заменой стволов в винтовках. Тем не менее у нас уже существует Национальная федерация высокоточной стрельбы, насчитывающая десятки человек со всех уголков страны. Это настоящие фанаты своего дела, которые, несмотря на многие сложности, достойно представляют нашу страну на соревнованиях. В последнее время ситуация начинает выравниваться. Так на Урале было открыто первое частное стрельбище, возможности которого позволяют тренироваться по всем классам бенчреста.
Бенчрест — это такой вид стрельбы, в процессе которого происходит тестирование стрелковых качеств оружия, а при его производстве идет борьба за максимальную кучность. Основатели бенчреста — исключительно оружейные мастера. И по сей день практически все бенчрестеры так или иначе имеют отношение к производству оружия или его компонентов.
Это связано с тем, что винтовки, используемые в этом виде спорта, являются штучным товаром на оружейном рынке, т.к. по точностным характеристикам превосходят любое существующее оружие.
В России такие винтовки делает ГП «Промтехнологии» под брендом ORSIS. Высокоточные винтовки изготавливаются на оружейном заводе компании в Москве. Уровень оснащения, многообразие используемых технологий, передовая научно-исследовательская база позволяют причислять завод компании к клубу ведущих мировых производителей нарезного оружия.
Это сравнительно молодое предприятие, установившее первый станок в ноябре 2010 г., поставило перед собой невероятно сложную, но и почетную цель: утвердить позиции нашей страны как ведущего производителя современного стрелкового оружия. Новый завод нам показал его генеральный директор, мастер спорта по пулевой стрельбе Алексей Сорокин.
Его спортивные достижения важны прежде всего потому, что они делают директора Мастером, который изнутри и глубоко понимает суть дела, которым руководит. Представляется, что это очень важный фактор. Более того, среди персонала, а в компании сегодня трудится около 130 человек, не случайно много стрелков-спортсменов.
Трудно устоять перед соблазном не назвать это предприятие «уникальным научно-исследовательским и производственным комплексом». В собственном конструкторском бюро ведутся научно-исследовательские работы в области разработки и модернизации стрелкового оружия. Уникальность также и в том, что его интеллектуальная и проектная основа исключительно российского происхождения.
Огромная сложность создания предприятия заключалась еще и в том, что состояние нашей промышленности заставляло почти все необходимое для производства закупать и ввозить из-за рубежа. Это касалось и современных металлообрабатывающих станков, и универсальных центров, и специальных ствольных станков.
Современное ствольное производство использует новые марки нержавеющих ствольных сталей, которые проще заказать в США, чем выплавить у нас. С металлорежущим инструментом ситуация еще сложнее. С ней может сравниться только производство измерительного инструмента, как общего назначения, так и специального ствольного.
Изготовление сверхточного оружия невозможно без высочайшей культуры производства, и на заводе этой стороне дела уделяется большое внимание. Кстати, мы видели достаточно сложную промышленную установку, обеспечивающую постоянный климат в производственных помещениях. Искусственного климата нет только в тире, но это необходимое условие для корректного проведения тестовой стрельбы. Лучшим свидетельством высокого уровня винтовок являются мишени, в которых пять пробоин собираются в один «колодец».
Основная продукция, на которую ориентирован завод, спортивные, охотничьи и тактические винтовки. Поскольку стволы современных винтовок несут огромную нагрузку при каждом выстреле, их баллистические показатели неизменно снижаются. Конечно, многое зависит от того, как ухаживают за стволом и всей винтовкой, но тем не менее ствол — это расходная деталь.
По этой причине на заводе производятся отдельные стволы. Правда, следует напомнить, что стволы в некоторых случаях поддаются разным видам ремонта, связанным с укорачиванием или изменением калибра, но в спортивном оружии их просто меняют, и завод это, конечно, делает.
Баллистические лаборатории нуждаются в большом разнообразии специальных стволов под все существующие боеприпасы, и завод может выполнить любой заказ в диапазоне калибров от 5,6 до 20 мм. Производственные мощности позволяют производить до 5000 стволов в год. Еще недавно винтовка, обеспечивающая кучность пяти выстрелов на 100 метров в 29 мм, что составляет одну угловую минуту, считалась снайперской.
Винтовки ORSIS делают «кучки» в два раза меньшего диаметра. Этого удалось добиться благодаря высокому качеству обработки всех деталей и их оптимальным взаимодействиям. Точное соблюдение размеров и высокое качество обработки поверхностей — залог долговечности работы любого механизма, в том числе и ружейного.
Как уже стало понятно, наиболее сложным и ответственным элементом высокоточного нарезного оружия является ствол. Чем строже выдержана его геометрия, тем более кучно стреляет винтовка. Этот тезис воспринимается легко, однако за ним стоит необходимость владения сложным оборудованием и тонкими инструментами.
Схема производства ствола выглядит вроде просто: глубокое (на всю длину ствола) сверление, разворачивание, хонингование, изготовление нарезов, наружная обточка и шлифовка. Чтобы конечный результат получился на высоком уровне, необходимо все стадии выполнить исключительно точно. Американская нержавеющая сталь 416, как и большинство сталей этого класса, обладает высокой вязкостью, и ее обработка резанием сопряжена с серьезными трудностями.
Просверлить прямое отверстие диаметром, скажем 6 мм, глубиной до 762 мм, даже специальным сверлом не просто. Тем более что при этом из зоны резания необходимо удалять образующуюся стружку. Для этого по отверстию в стебле сверла в зону резания подается специальное масло, которое по большому наружному каналу выносит стружку из «глухого» отверстия — зоны резания. Мелкие неровности поверхности канала устраняются специальной ствольной разверткой. Для ее работы оставляется небольшой «припуск».
Чрезвычайно ответственным, определяющим кучность будущего ствола процессом, является изготовление нарезов. В современном «многотиражном» конвейерном производстве стволы винтовок делают методом ротационной ковки. Однако для производства сверхточного оружия эта технология не используется, поскольку после ковки в стволе остаются внутренние напряжения, которые не удается надежно снять термообработкой.
При разогреве стрельбой геометрия стволов такого происхождения начинает изменяться. Стволы всех винтовок высокой точности изготавливаются либо дорнированием, либо однопроходным резанием. Рабочая головка дорна выполняется из высокопрочной стали. Она представляет собой «отпечаток» будущего нарезного ствола с «заходами» в головной части.
Дорн протягивается через канал, совершая осевое вращение с шагом, задаваемым копиром. Высокая вязкость и прочность 416-й ствольной стали приводит к существенному разогреву ствола и созданию в нем внутренних напряжений. На заводе отработана технология термообработки стволов после дорнирования с цифровым компьютерным контролем, которая приводит к снятию напряжений и стабилизации в стандартных размерах.
Но наиболее совершенным способом получения нарезов в канале ствола является строгание шпалером. Специальный резец за один проход по каналу ствола обрабатывает один нарез. Для получения такого нареза в конечном виде необходимо от 80 до 100 проходов.
Завод ГК «Промтехнологии» — единственный в Европе производитель высокоточных стволов, который «научил» станок с ЧПУ делать эту работу.
«Сердце» любой винтовки — ее затвор. На заводе разработано несколько конструкций затворов и затворных групп, предназначенных для однозарядных и многозарядных винтовок. Все они имеют по два мощных боевых упора и винтообразные канелюры на стебле. При изготовлении деталей сложной формы, в частности тех же ствольных коробок, освоен и широко применяется электроэрозионный метод обработки металлов.
Защита металлических поверхностей от вредных воздействий внешней среды — постоянная забота всех оружейников. Только на этом заводе используется сверхстойкое покрытие разных цветов для металлических поверхностей «Cerakotе», разработанное американской компанией NIC Industries.
Общеизвестно, что «прецизионные» винтовки должны иметь небольшое и регулируемое натяжение спуска. На винтовках ОRSIS установлена довольно простая, но надежная спусковая система собственной разработки с несколькими регулировками, позволяющая осуществлять любую диаграмму спуска.
Для винтовок различных назначений, с учетом мирового опыта, разработаны и производятся ложи оптимальных конструкций из широкой гаммы материалов: ореха, специальных видов оружейных ламинатов, полимерных композитов, алюминиевых сплавов. Для обеспечения равномерности взаимодействия ствольной коробки и лапы отдачи с ложей поверхность контакта оборудуется наполненной эпоксиполиамидной «постелью».
Сегодня ORSIS производит целую гамму высокоточного оружия. Выпускается два типа охотничьих магазинных винтовок. Одна из них — Hunter SE — выпускается в пяти калибрах: от .223 Rem до 9,3Х62 Mauser. Длина стволов этого карабина 558,8 мм. Приклады могут быть изготовлены из ореха, оружейного ламината.
Вторая охотничья винтовка — Alpine SE — сконструирована специально для горных охот в 13-ти калибрах, имеющих настильную траекторию (от .260 Rem. До 8Х68S Magnum). Длина стволов этой модели 609,6 мм. Обе винтовки оснащены фирменным дульным тормозом-компенсатором ORSIS. Тактические винтовки ORSIS модели T-5000 производятся в трех калибрах: 308WIN, 300WM, 338Lapua Magnum. Есть и спортивное оружие — три типа винтовок: F-Class SE (7 mm WSM и .308 Win), Varmint SE (от .223 Rem до 300 RSAUM) и Benchrest SE (6 PPC и 6 mm BR).
Все металлические детали винтовок произведены из нержавеющей стали. Это многократно увеличивает надежность конструкции и сопротивляемость внешней среде. Охотник как никто другой знает, как влажная среда или низкие температуры могут навредить механизмам и отрицательно влиять на качество стрельбы. Например, последствия воздействия воды на ствол из обычной стали не самого лучшего качества может сказаться уже через сутки.
Высокопрочная нержавеющая сталь, используемая в винтовках ORSIS, страхует стрелка от подобных рисков.
Надежность увеличивает и простота конструкции затворной группы. Детали затвора, обычно наиболее сложного механизма в винтовке, в карабинах ORSIS заменяемы в полевых условиях. Сам механизм очень прост, может быть разобран без использования специальных инструментов. Ствольная коробка вытачивается из единого стального бруска, что многократно увеличивает жесткость общей конструкции.
Спусковой механизм имеет четыре детали, выполненные из нержавеющей стали. Коробка механизма выполнена из титана. Это предохраняет детали от возможных последствий изменения температуры, что для регулировки спуска очень важно. У всех винтовок выполнен так называемый глас бединг — ствольная коробка уложена и закреплена специальным составом в своеобразную «постель», которая гарантирует жесткое сцепление с ложей.
Оформление винтовок на заводе разнообразное, как строгое — без всяких «украшательств», так и с авторской художественной гравировкой.
В компаниии существует свой сервисный центр, который производит гарантийное и послегарантийное обслуживание «своих» винтовок, ремонтирует оружие других производителей, устанавливает прицелы, изготавливает запасные части, проводит профессиональную чистку винтовок, включая снятие омеднения внутри ствола.