Начну издалека. У нас часто сравнивают карабин 98k и русскую трехлинейную винтовку системы Мосина обр. 1891/30 г. По моему мнению, это сравнение не совсем корректно.
Почему? «Трехлинейка» была принята на вооружение в 1891 году, а прародительница карабина 98k, винтовка Gewehr 98, была принята на вооружение в 1898 году. Казалось бы, всего 7 лет разницы, но в конце XIX века это была целая эпоха в развитии оружия. Наша «трехлинейка» намного ближе к немецкой винтовке Gewehr 88 обр. 1888 года. Почему?
Обе винтовки были приняты на заре эры патронов с бездымным порохом. Ранее на вооружении России и Германии находились винтовки, не имевшие магазина, и эти винтовки были первыми опытами принятия на вооружение магазинных винтовок.
Винтовка Gewehr 88 имела кожух ствола и «трехлинейка», в экспериментальном варианте, имела кожух ствола, но от него отказались. Магазин, выступающий за габариты ложи, однорядный, на пять патронов. Обе винтовки могли заряжаться по одному патрону, не задействуя магазин. Да, действительно, «трехлинейка» на полях сражений во время Первой и Второй мировых войн оппонировала винтовке Gewehr 98 и ее дальнейшему развитию, карабину 98k, но это винтовки разных эпох.
Конструктором G 98 был Петер-Пауль фон Маузер, который после смерти брата Вильгельма занимался конструированием винтовок самостоятельно. Их совместная с братом работа была в 1871 году принята на вооружение германской армии, а вот к винтовке Gewehr 88 Пауль Маузер отношения не имел. Зато он сконструировал винтовки для Турции, Аргентины, Чили, Испании, Швеции. И все это с 1890 по 1897 годы.
Если у турецкого маузера 1890 года однорядный магазин, то турецкая винтовка 1893 года уже очень близка к G 98. Непрерывное совершенствование конструкции винтовки позволили Паулю Маузеру продвинуть свою винтовку на вооружение германской армии 5 апреля 1898 года.
Теперь о патроне. В Европе, да и в мире вообще, в те годы существовала тенденция к уменьшению винтовочного калибра с 8-мм до 7 (испанский маузер) или даже до 6,5-мм (швейцарский маузер). Это позволяло снизить массу патрона, его размеры, что повышало носимый боекомплект. Ну и уменьшало отдачу, что снижало утомляемость солдата при интенсивной стрельбе.
Теперь уже никто не поднимал вопрос о заряжании винтовки по одному патрону, только пачечное или обойменное заряжание. Так вот, по легенде Маузер предложил винтовку под патрон 7х57, но Кайзер Вильгельм и слышать об этом не захотел. За годы нахождения на вооружении G 88 патронов обр. 1888 года было произведено огромное количество, и переход на новый боеприпас не входил в планы Кайзера.
Кстати, та же легенда существует и о принятии на вооружение вермахта штурмовой винтовки StG-44 под патрон 7,92х33. Услышав о том, что надо менять основной патрон, Гитлер, зная количество произведенных патронов 7,92х57, категорически отказался это делать. Пришлось идти на хитрость и штурмовую винтовку называть пистолетом-пулеметом (MP-44) и принимать на вооружение как вспомогательное оружие. И опять патрон 7,92х57 уцелел.
Версальский договор тяжким бременем лег на плечи Германии. Существует мнение, что будь у власти Николай Александрович, он бы не допустил подобного ограбления Германии и мы не получили бы нацистов у власти в 1933 году… Но история не терпит сослагательного наклонения. Ограничения коснулись и производства винтовок. На вооружении осталась одна винтовка 98b, которая была разработана перед войной для велосипедистов, и единым становится патрон с тяжелой пулей sS, которая предназначалась для пулеметов.
В 1933 году к власти приходят нацисты, и от версальских ограничений не остается и следа. На вооружении германской армии 21 июня 1935 года принимается карабин 98k (kurz), как единое оружие вермахта. Длина ствола была 600 мм, рукоятка затвора изогнута, на ложе имелась выемка под головку рукоятки, имелись и другие изменения. Именно это оружие было основным оружием вермахта в начале войны, а не МР-38 (40). Данный карабин состоял на вооружении ГДР и ФРГ до конца 60-х годов. После войны он состоял на вооружении Франции, где и выпускался, в частности, и под патрон 7,62х51.
Естественно, что в ходе войны Красная армия захватила огромное количество трофейного оружия. Но, в отличие от немцев, в войсках это оружие не использовалось. Немцы брали на вооружение трофейное оружие и давали ему обозначение (СВТ-40, пользовавшаяся большой популярностью в вермахте, называлась SiGewehr 259/2(r)). Наше трофейное оружие отправляли в тыл, где оно скапливалось в огромном количестве, после чего проходило ремонт, чистку и консервировалось. В принципе, можно было ожидать большого количества переделок подобного оружия на нашем рынке. Но, видимо, это оружие ушло на помощь всевозможным «прогрессивным» режимам.
Итак, карабин КО-98 М1. Карабин 98k, послуживший основой для его создания, был выпущен в 1944 году. Ложе было от другого карабина (судя по номеру). Но это не показатель… Возможно, что карабин подвергся ремонту еще в Германии. Вполне возможно, что ремонтировался он после войны, когда отправлялся на д/х. В остальном оружие на одних номерах. Приемочных клейм намного меньше, чем на карабинах более ранних выпусков. Но что вы хотите — оружие военного времени. Тем более, окончание войны, экономика Германии уже не та. Но, рискну предположить, данный карабин был сделан в первой половине 1944 года. Почему я так решил? Несмотря на уменьшение приемочных клейм, упрощения конструкции не наблюдается.
Что можно сказать о самом карабине? Очень удобный, прикладистый, приятный в ношении. Его очень удобно носить в левой руке. Посмотрите военную хронику, и вы увидите, что немецкие солдаты, передвигаясь не в строю, носят карабины в левой руке. Это удобно. Магазин патронами снаряжается легко. К сожалению, обоймы у меня не было, и проверить, как снаряжается магазин из обоймы, я не смог. Также не смог я проверить и то, что по снаряжении магазина обойму из направляющих пазов вынимать не обязательно, достаточно начать закрывать затвор, и обойма будет выброшена сама. Сейчас можно приобрести обоймы для маузера в интернете. Конечно, придется поискать, но это возможно.
Есть и еще одна особенность. В отличие от «трехлинейки», где это предусматривалось т.з., нельзя бросить патрон в ствольную коробку и закрыть затвор. В 98k необходимо сперва поместить патрон в патронник и только потом дослать его в патронник. Предохранитель мушки у карабина, в отличие от отечественного оружия, съемный. Его не было на карабине, но его также можно найти в интернете. Прицельная планка чисто армейская. На целике есть выемка, которая позволяет ускорить прицеливание в бою и, в частности, в ночное время. При прицеливании надо совместить края предохранителя мушки с краями выемки, а далее можно и совмещать целик с мушкой, если видно. Либо, если не видно, то можно и так стрелять.
Затвор ходит легко, без особых усилий. Патроны из магазина досылаются нормально.
На точность и кучность я карабин не отстреливал: патронов было маловато. Но в мишень попадал без проблем. Да, оптику на карабине ставить некуда: штатных мест не предусмотрено. Но, учитывая конструкцию ствольной коробки, приложив руки, оптику установить вполне реально. Можно и на боковом кронштейне попробовать.
В итоге могу сказать, что карабин 98k, даже в военном варианте, вполне пригоден для охоты. А уж если к нему приобрести охотничье ложе, то тут и говорить нечего. Установка оптики только улучшит его охотничьи качества, особенно с переменником кратности 1-4.
Охотничий карабин на основе винтовки G98 появился уже на следующий год. Потом был африканский маузер под и ныне популярный патрон 9,3х62. Так что 98k вполне подходит для охоты. Жаль, что в магазинах его больше не найдешь.