По роду своей деятельности мне приходилось много общаться с любителями спортивной стрельбы и охоты, обучать и давать консультации.
Так завязались полезные знакомства, некоторые из них с течением времени переросли в дружбу, в результате образовался маленький охотничий коллектив, которым мы уже несколько лет выбираемся на зверовые охоты.
К погоням за выдающимся трофеем почти все со временем остыли, мне, много поохотившемуся «в годы застоя», рога и клыки были не нужны, так что когда наша команда «скатилась» в разряд «мясников», остро встал вопрос, как и чем стрелять, чтобы получить полноценный пищевой продукт.
Да и ряд публикаций Валерия Клименко в «Российской охотничьей газете» и в журнале «Мастер Ружье» (в настоящее время прекратил свое существование) внес сумятицу в ряды сотоварищей.
Мысль Валерия была на редкость проста: патрон 7,62х39 практически подходит для любой российской зверовой охоты, для трофея массой до 150–180 килограммов.
А главное, в отличие от более мощных нарезных патронов, он не превращает мясо добытого животного в сплошную гематому или фарш с примесью костей и содержимого кишечника.
А набор нарезных стволов у нашего коллектива был неслабый: штуцер калибра 9,3х74R, два карабина 9,3х62, тройник с нарезным стволом 8х57JRS и карабин под патрон .30-06.
Так что сразу со стороны товарищей возник вопрос, не настало ли время подумать о более скромных стволах или хотя бы поискать «легких» патронов, что в указанных ранее калибрах было трудновыполнимым.
Когда я стал отговаривать товарищей от преждевременных покупок, называя их необоснованными, они в один голос привели пример: пуля T-Mantel, выпущенная из моего старого тройника, калибра, практически одинакового с новым ружьем, но более слабого, «затащила» часть желудка и его содержимое по хребту в область задней части туши лося. Мешанина действительно была впечатляющей, как и количество испорченного мяса.
Но тогда о лосятине и кабанятине мало кто думал, больше смотрели на рога, да на номерах пропускали свиней и сеголетков в ожидании секача.
Все-таки приведенные примеры охоты с калибром 7,62х39 из легендарного СКС смогли убедить моих охотников не бежать за разрешением на покупку, а произведенная ревизия предлагаемых сегодня патронов к нарезному оружию и правильный их выбор для наших стволов и целей в дальнейшем полностью оправдала сказанные мною слова и ожидания нашей команды.
Когда несколько десятков лет назад были сделаны некоторые послабления в приобретении нарезного оружия, многие охотники «вооружились» карабинами СКС в т.н. гражданском варианте. Что можно сказать о данном, по существу армейском карабине? Дешевый, в том числе с крайне доступным боеприпасом.
Достаточно надежный, многозарядный, но, как любое армейское полуавтоматическое оружие, с крайне тяжелым спуском, требующим определенного навыка в технике нажатия на спусковой крючок, совершенно отличного от охотничьей стрельбы.
То что бывали удачные выстрелы, ни для кого не секрет, хотя чаще приходилось слышать: «Да, пуля слабая, но я успею выстрелить несколько раз и зверя положу». Вот и звучали на номерах очереди по десять выстрелов, как из швейной машинки, а потом приходилось считать попадания, сдирая шкуру, или целый день гонять изрешеченного подранка.
Осень, овсы, Вологодская область. Медведь был стрелян из СКС экспансивной пулей. Кровища, помятый злак, кровяной след при свете луны без фонаря виден. Поздравления напарников и егеря: мол, с таким попаданием далеко не уйдет, утром с собакой доберем, но скорее всего за ночь дойдет, так что ножи готовьте.
Результат нулевой, медведь ушел. Правда, говорили, что через месяц нашли погибшего косолапого, но тот ли это был медведь или другой, сказать сложно.
Вышний Волочек. Бык, вышедший на открытое место, был стрелян с упора с капота УАЗа точно по месту. Ушел около километра, лег, был найден собакой и добран с подхода.
Волоколамский район, загонная охота. Крупный лось случайно попал под выстрел загонщика, оказалось, стрелок на номере был точен, да и пуля легла почти точно по месту.
Можно еще долго перечислять удачные охоты и всякие сложности после стрельбы патронами 7,62х39, но есть ли в этом смысл, когда правилами охоты применение их ограничено и стоит ли об этом переживать или искать похожую по характеристикам замену?
Если кому-то хочется поговорить о других достоинствах патрона 7,62х39, то можно вспомнить о его низкой цене; впрочем, в ценообразовании трофея составляющая стоимости самого крутого патрона сегодня просто ничтожна, особенно это заметно при выстреле по крупному зверю, где риск измеряется не только денежным эквивалентом, но и здоровьем охотника.
Так что, выслушав все перечисленные охотничьи рассказы, согласившись или только сделав вид, что убедил своих приятелей, я как главный «закоперщик» по подбору нужного боеприпаса, и получил это дело.
Какие основные требования закладывались к будущим патронам, чтобы независимо от диаметра и массы пули, помимо основных «охотничьих» требований, полностью сохранялись чисто потребительские свойства, столь важные для «гурманов», ценящих качество и вкус дичины?
Что подразумевает не только чистое, без кровоподтеков мясо, но и «аккуратно» добытый трофей, без каких-либо преследований раненого зверя, от которых не только качество мяса, но и вкус значительно снижается?
В этом опять помогла моя бывшая работа, неожиданно меня разыскал на одном из охотничьих сайтов бывший мой воспитанник, который сейчас работает менеджером по закупкам в крупном оружейном салоне, так что весь ассортимент существующих патронов оказался в нашем распоряжении и вдобавок с весьма заманчивой скидкой.
Искать среди разных производителей особого смысла не было, своими новинками, по крайней мере для меня, привлекала фирма RWS, и в первую очередь патронами с пулями, обеспечивающими высокую сохранность мяса добытого зверя.
Пули RWS Evolution (EVO). Характеристика производителей: высокая точность и глубина поражения. EVO — стабильная по массе деформируемая пуля высокой точности, изготовленная по технологии сплавления сердечника с оболочкой. Даже при попадании в кость сохраняются достаточная глубина воздействия и большая вероятность сквозного выстрела.
Предназначена в первую очередь для охоты на крупную дичь. Присутствовала EVO в патронах всех интересующих нас калибров: 9,3х74R и 9,3х62 с пулей массой 18,8 г; 13-граммовая пуля 8х57JRS и скорее с усредненной массой, чем с легкой в калибре: .30-06 — 11,9 г.
Винтовочные патроны с пулей Doppelkern (DK) c двумя свинцовыми сердечниками различной твердости, что обеспечивает управление процессом фрагментации, чем достигается идеальное сочетание вероятности сквозного выстрела и его эффективности.
Благодаря конструкции пули DK возникает прямой раневой канал, надежно обеспечивающий прохождение пули навылет. Это дает достаточный кровяной след и не позволяет дичи уйти далеко. Было решено приобрести данные патроны лишь для штуцера 9,3х74R и карабинов 9,3х62, так как здесь предлагалась более легкая пуля 14,6 г, а для оставшихся калибров 8х57JRS и .30-06 весовые характеристики пуль мало отличались от патронов с пулей EVO.
Калибр .30-06 было решено дополнительно «разбавить» интересной 13-граммовой пулей Uni Classic, разработанной специально для охоты на крупную дичь. Ее жесткий и тяжелый задний сердечник меньше подвержен грибовидной деформации, что существенно повышает пробивную способность пули. Стабильность траектории пули Uni Classic достигается благодаря торпедообразной форме ее задней части.
Для своего тройника второго наименования я не искал, хотя было бы заманчиво попробовать несколько видов пуль, но будучи консерватором, когда дело касается охоты, я предпочитаю осваивать и использовать обычно один вид патрона, так что пуля EVO — это практически третья разновидность патрона, мною примененного за годы охоты.
Теперь краткий обзор выездов на зверовые охоты и результаты, показанные не только стрелками, но ружьями и патронами.
Тверская область, Кашинский район. Осень, охота на реву. Бык, рога 5 отростков. Охота проводилась утром, видимость неважная. Лось вышел на охотника метров на 100, и, видимо, заподозрив что-то неладное, развернулся и стал уходить, так что выстрел был произведен под острым углом к ходу зверя.
Пуля вошла в районе ребер у пашины с левой стороны и вышла впереди основания правой передней ноги. Сохатый лег сразу, второго выстрела не понадобилось. Выходная рана ненамного превышала вход пули. Была едва заметная гематома в области шеи. Штуцер 9,3х74R, пуля EVO 18,8 г.
Тверская область, Бежецкий район. Август, кабан на потравах. Взят подсвинок примерно 60 кг. Стрелян по передней части туши. Сквозное ранение. Остался на месте. Расстояние около 70 метров. Повреждения мяса нет. Сердце не задето, диафрагма оказалась поврежденной, но не от соприкосновения с пулей. Карабин 9,3х62, пуля EVO 18,8 г.
Вологодская обл. Череповецкий район. Сентябрь. Медведь на овсах. Вес зверя более 200 кг. Выстрел с невысокого лабаза в пределах 100 м. Первый выстрел опрокинул зверя, но на всякий случай (с учетом ценности трофея) был произведен второй. Как оказалось, вовсе не напрасно.
Первая пуля прошла несколько выше сердца, второй выстрел был по позвоночнику. Высокое шоковое действие пули позволило произвести относительно спокойно повторное прицеливание. Карабин 9,3х62, пуля EVO 18,8 г. Прицел «Дедал». Гематом и обильного кровотечения не наблюдалось, деформация первой пули заметная, но без признаков фрагментации.
Там же. Загонная охота. Декабрь. Лось, кабан. На номера выставлено кабанье стадо, взято два сеголетка. Оба первыми выстрелами. Расстояние стрельбы не более 40 м. В обоих случаях сквозные ранения. Зверь ложился сразу. Мясо чистое, в одном случае повреждена (надорвана) печень, как от динамического удара. Карабины 9,3х62, пуля DK 14,6 г и .30-06 с пулей Uni Classic 13 г.
Следующий загон. Взят лось, бык. Рога 3 отростка, вес примерно 200–220 кг. Выстрел относительно дальний, порядка 180 м. Открытый прицел. Тройник 8х57 JRS, пуля EVO 13,0 г., осталась на выходе под шкурой.
Бычок упал, сделал попытку подняться, было желание подойти, так как лось завалился в тростник, и его было плохо видно, чтобы добрать вторым патроном, но зверь до выхода загонщиков уже дошел. В этом же загоне был взят сеголеток, средних размеров. Первым выстрелом из штуцера, патроном с пулей EVO 18,8 г, ранение сквозное, заметных повреждений мяса не было у обоих лосей.
Конечно, не все охоты протекали так гладко, как описанные. Были промахи, когда и второй выстрел не помогал, пули шли в молоко. Но все заявленные патроны в целом подтвердили предъявленное к ним требование: высокое сохранение мяса дичи, в чем наша команда лишний раз убедилась, охотясь на косуль в Калужской области, Юхновский район.
Все четыре добытые косули и примкнувший к ним кабанчик были стреляны, как по заказу, из разных ружей разными патронами. Далеко в неодинаковых условиях стрельбы и частично попаданиями не совсем по месту.
Но даже мясо такого некрупного зверя, как косуля, осталось практически чистым после попаданий из достаточно мощного оружия. А в двух случаях, когда понадобился второй выстрел, останавливающее действие пуль после первого попадания не позволило подранку проявить особой прыти.
В общем, выбор патронов себя полностью не только оправдал, но и отчасти удивил. Прежде всего характеристиками и требованиями к боеприпасам фирмы RWS, где вначале говорится о степени отсутствия порчи мяса, затем об останавливающем действии пули, что для отечественного охотника уже ближе, а про величину отдачи наш стрелок редко задумывается, с проникающей же способностью пули, предполагающей сквозное ранение более тяжелым, чем слепое, может даже не согласиться. А такая характеристика, как шерсть (стрижка) от попадания пули, головой покачать заставит.
Но любой охотник посчитает полезным свойство пуль RWS отдавать большую часть энергии (на момент встречи с дичью) «всплеском» (более 50–60%) после проникновения в тушу зверя на определенную величину, что вызывает шок и мгновенное поражение жизненно важных органов.
Чем и вызвана, скорее всего, эффективность действия выбранных и примененных нами на охоте патронов.