Торговля предлагает дробовые патроны на любой вкус. Они вполне устраивают охотника, обеспечивая бой ружья не ниже среднего. Однако добиться ими оптимального боя практически невозможно, так как стволы ружей одинакового калибра, сделанные даже на одном и том же заводе, в силу принятых в промышленности допусков, отличаются друг от друга. Поэтому охотнику необходимо подобрать для своего ружья оптимальные навески порохового заряда и снаряда для конкретных охот и снарядить патроны самому.
Более полутора сотен лет назад был создан унитарный патрон, объединивший в гильзе все комплектующие: капсюль, пороховой заряд, пыж и дробь. В последующие годы производители патронов и охотники не оставляли и не оставляют попыток по совершенствованию патронов к гладкоствольному оружию. Заметным улучшениям подверглись все составляющие патрона. Бездымный порох вытеснил дымный, возросла мощность капсюлей, широкое распространение получили сначала бумажные, а затем пластмассовые гильзы, почти вытеснив металлические. Полиэтиленовые пыжи-контейнеры заметно потеснили традиционные войлочные и древесноволокнистые.
Если обратиться к “классическому” представлению о дробовом выстреле, то он характеризуется двумя параметрами: кучность и резкость боя. Остальные составляющие отходят на второй план. Резкость боя характеризуется пробивной способностью отдельной дробинки в момент ее встречи с целью. Для того чтобы надежно поражать дичь на определенной дистанции, дробинка на всем протяжении полета должна иметь скорость, обеспечивающую ей такую глубину проникновения в тело животного, которой было бы достаточно для нанесения поражения внутренним органам. В этой связи уместно напомнить высказывание таких специалистов в области теории и практики дробового выстрела, как М. Блюм и И. Шишкин из книги “Охотничье ружье”: “Все охотничьи гладкоствольные ружья и во времена Аксакова и Сабанеева, и в наши дни во всех странах мира пристреливали и пристреливают на одну и ту же дистанцию — 35–36 м (50 аршин, 50 шагов). Специальным снаряжением патронов и тщательной пристрелкой ружья можно добиться надежного боя на 40–45 м, а из ружей “Магнум” — на 50–55 м и даже немного дальше. Под надежным боем понимают такой бой, когда в цель попадает 3–5 дробин требуемого номера со скоростью около 200 м/с”. Чтобы в тушку попали 3–5 дробин, здесь и должна сыграть свою роль кучность боя. Но, к сожалению, все нововведения не позволили значительно увеличить дальность поражения дробью из гладкоствольного ружья, и она пока остается такой же, как и сто лет назад:
— дробь № 7–30 — 35 м;
— дробь № 5–35 — 40 м;
— дробь № 3–40 — 45 м;
— дробь № 1–45 — 50 м;
— дробь “0” — 50–55 м.
А все, что за пределами этих дистанций. находится уже во власти нарезного оружия.
Но мы все пытаемся как-то улучшить бой своего ружья. Признаюсь, я тоже увлекаюсь этими поисками и не пропускаю ни одной статьи по этим проблемам на страницах “РОГ”. О гильзах, капсюлях, порохе и пыжах написано много и поучительно. Но я бы хотел еще раз заострить внимание охотников на пыжах. Патроны к своим ружьям стараюсь снаряжать сам, особо заботясь о качестве пыжей. Я не подвергаю сомнению утверждение Гражданского Инженера, написавшего еще в начале XX века: “Свойства, материал и размеры порохового пыжа имеют сильное влияние на резкость боя… Как бы не были хороши ружья, гильзы, порох и пистоны, при скверных пыжах хорошего боя ожидать нельзя”. Пыжи для своего патрона надо подбирать (!), чтобы они (в том числе пыжи-контейнеры) и пороховые прокладки шли в гильзу с натягом. Если они входят в гильзу свободно или проваливаются, то пороховые газы будут прорываться, кучность и резкость боя, а также равномерность осыпи ухудшатся. На заре своей охотничьей молодости я был уверен, что самыми лучшими являются осаленные войлочные пыжи и именно те, с которых почти “капает” жир. Но меня в этом разубедил мой товарищ по стрелково-стендовой команде при ЦО МО ВОО (Центральные органы Министерства обороны) Лев Ломако. Мы тогда получали комплектующие для снаряжения патронов и сами их снаряжали. По его мнению, лучшие пыжи войлочные неосаленные. Для убедительности он предложил мне снарядить патроны, используя осаленные и неосаленные войлочные пыжи, и через год пострелять ими, а потом разрядить и посмотреть. Я так и сделал. Честно признаюсь, особой разницы при выстрелах не заметил, а вот что картонная прокладка пропиталась “жиром” и близлежащие к ней порошинки пожелтели, это заметил. С тех пор осаленные пыжи не применял. Также отказался и от древесно-волокнистых. После выстрела, особенно против ветра, приходилось протирать глаза. Да и показатели выстрела с ними перестали меня удовлетворять. Обо всех этих тонкостях писали и не раз А. Ярковой, А. Азаров и другие авторы.
С изобретением пыжа-контейнера из полиэтилена значительно упростился процесс снаряжения патронов. Но и здесь не все новое удовлетворяло охотников и стендовых стрелков. Выстрел с использованием пыжа-контейнера — явление сложное. Вот что по этому поводу пишет И. Арбузов: “Дело в том, что раскрытие контейнера может происходить на разных расстояниях, а сам контейнер с дробью, как пуля неправильной формы, выпущенная из гладкого ствола, подвержен отклонению от линии прицеливания. Вся премудрость контейнеров и заключалась в том, чтобы контейнер как можно дольше не раскрывался, но в то же время не отклонялся от линии прицеливания”. По этим причинам и происходят “дикие” выстрелы.
С конца 90-х годов корпорация “Селена” наладила выпуск вполне хороших охотничьих и спортивных патронов “Тайга”. “Селена” почти ежегодно проводила крупные соревнования по стендовой стрельбе “Большой приз патрона Тайга”, где разыгрывались весьма ценные призы вплоть до автомобиля “Нива”. С целью популяризации своих патронов “Селена” на стрелково-стендовом комплексе “Кузьминки” устраивала распродажу своих патронов по ценам значительно ниже, чем в торговой сети. Охотники и спортсмены закупали патроны целыми упаковками. В их числе был я с товарищами по охоте. Мы брали охотничьи патроны с дробью № 3, 5 и “нулями”. И вот однажды я промазал из своего любимого ружья МЦ21–12 по подсевшему к чучелам чирку. Потом промахи повторялись еще не раз по подсевшим уткам. Я их себе объяснял одним емким глаголом: старею. Но нечто подобное случилось и с моим товарищем Анатолием Д. Сошлись на том, что надо проверить патроны стрельбой по 16-дольной мишени на 35 м. Проверили. Нередко дробовая осыпь оказывалась где-то скраю мишени. Мы укоряли друг друга в поспешности с выстрелом и не в однообразном прицеливании. Возвращаясь после очередного осмотра мишени, Анатолий подобрал пыж-контейнер с не полностью разделившимися “лепестками”. Собрали все пыжи-контейнеры, которые попались на глаза. Оказывается, среди них с не полностью разделившимися “лепестками” было несколько. Проанализировав, пришли к выводу, что причиной отклонения является раскрывшийся “лепесток”. Он, как весло, притормаживал пыж-контейнер с дробью и отклонял его в свою сторону. А тут в “РОГ” появилась статья А. Посудина с критикой патрона “Тайга” за промахи и подранки. Мы договорились, что в очередной раз при выезде на охоту разрядим патроны и разъединим “лепестки”. Задумано — сделано. Надо признать, ничего подобного больше не повторялось. Теперь при снаряжении патронов с использованием пыжей-контейнеров, я всегда спайки между “лепестками” разрезаю. Пусть пострадает кучность, но зато не будет сноса снопа дроби.
Мне не раз приходилось слышать жалобы некоторых охотников на промахи и подранки. Считаю, что в некоторых случаях причиной могут быть довольно прочные спайки между “лепестками”, которые при выстреле не полностью разрываются, и сноп дроби сносится в сторону. Нечто подобное я замечал при стрельбе пулей “Тандем” в контейнере. Изобретатель этой пули С. Г. Митичкин, объяснил это тем, что контейнер с пулей, проходя дульное сужение, притормаживался, и пуля несколько продвигалась вперед, что и приводило к неудовлетворительной кучности стрельбы. В последующем изобретатель ушел от этого недостатка и кучность пулей “Тандем” стала выше всяческих похвал.
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы: при самостоятельном снаряжении патронов следует спайки между “лепестками” пыжа-контейнера надрезать, а тем, кто привык пользоваться патронами фабричного снаряжения, остается уповать на то, что в их патронах спайки между “лепестками” окажутся не такими уж прочными и сила сопротивления воздуха их все разорвет. И еще такая мелочь. При низких температурах полиэтиленовые пыжи-контейнеры, да и гильзы, могут разрушаться при выстреле. Подобное со мною случалось при охоте на зайцев и лис зимою. В таких условиях охоты, особенно на копытных, следует применять патроны, снаряженные в бумажные гильзы с войлочными пыжами.