Был недавно приятно удивлен, прочитав в РОГ несколько статей о самостоятельном снаряжении патронов. До этого чаще встречались материалы другого содержания, в пользу патронов заводского производства. Мой личный горький опыт и опыт друзей говорит, что для ответственных охот патроны надо готовить самому. Слишком обидно упустить добычу, когда картечь едва пробивает ее шкуру и прощупывается пальцем.
Много написано о влиянии конкретных технических характеристик ружья на качество выстрела. Это и диаметр канала ствола, и его длина, и толщина его стенок, и форма дульного сужения, и прочностные характеристики металла, и форма снарядного входа. Добавим к этому влияние комплектующих патрона: качества пороха, гильза, капсюль, пыжи, прокладки, качество металла дроби, способ закрутки гильзы. Не стоит сбрасывать со счетов и температуру окружающего воздуха, и дистанцию стрельбы.Вот и скажите теперь, может ли существовать универсальный патрон, который при изменении вышеперечисленных факторов будет демонстрировать стабильные резкость, кучность, равномерность осыпи? Верится с трудом.
Отечественные производители охотничьего оружия признаются в том, что даже ружья одной модели не являются абсолютными копиями. А поэтому наилучшие параметры выстрела каждое ружье покажет с каким-то конкретным патроном, который для другого ружья вовсе не будет оптимальным.
Не стоит думать, что это призыв к охотникам бросать все дела и снаряжать несколько десятков типов патронов. Ерунда.
Давайте сначала прикинем, сколько же типов патронов необходимо обычному российскому охотнику, не выезжающему на дорогие заморские сафари?
Итак, доступные простому охотнику объекты охоты: утка и гусь; кабан на потравах летом; заяц и лиса зимой; лось, кабан, косуля зимой.
Требуются патроны: на утку — дробь номер 5, на гуся — 2, на зайца и лису — 2, на кабана и лося — пуля, на косулю — картечь. Снаряжать утиный патрон не требуется, потому что ее можно взять любым патроном. Итого: надобно снарядить один дробовой (2), один пулевой (очень популярна Полева) и один картечный — чаще всего 8 мм. Всего — 3 типа.
Если подобрать их для первого выстрела из получока, то для второго из чока, скорее всего, будет дробовой (1) и еще один пулевой (Полева № 2 или № 3) и картечный 8,5 мм.
Это еще 3 типа. Всего — 6 на весь год.
Но в конкретной охоте надо всего-то 2 на гуся или пушного зверя и 2 на копытных. Это если будет использоваться двустволка. Если берется полуавтомат, вообще достаточно одного дробового на птицу или пушного и парочки на копытных.
С учетом этого дело меняется в сторону сильного упрощения. Есть смысл заниматься.
Очень увлекательной и интересной я считаю охоту на косулю. Поэтому мне особенно интересно заниматься с картечными патронами. Потому что картечь ее очень славно кладет. И если крупная, то на месте. Практически как пуля. Но поскольку в снаряде несколько элементов, в разы повышается вероятность попадания. Чем крупнее картечь, тем надежнее поражение зверя при попадании даже одной-единственной. Особенно на большой дистанции.
В продаже картечи крупнее 8,5 мм (ее навеска примерно 3,7 г) не встречал и не слышал от других. Ну да это для россиянина «зло не столь большой руки», как говаривал великий баснописец. Мелкий вопрос. Многие сами льют или катают и даже калибра 9 мм и 10 мм с навеской 5 или 6 г соответственно.
А чтобы она укладывалась в патроне правильно, применяют особые приемы. Простые, как и все гениальное. Спасибо одному старому охотнику, научил, как можно практически любую крупную картечь снарядить в патрон, под любую сверловку ствола. И не навалом. А согласованными рядами. Правда, затратив немного времени и умения для согласования калибра картечи с калибром ствола на выходе из дульного сужения.
Итак, приступим. На охоту решено взять самозарядное ружье «Бекас 12М-авто». Предстоит охотиться в густом лесу, где видимость от силы метров 40. На такой дистанции сгодится ствол со сменным дульным сужением цилиндр.
Охота предстоит в холодную погоду, обещают мороз до 20 градусов.
Готовим новые пластиковые гильзы. Лучше тонкостенные. Предварительно проверяем, как затвор принимает гильзы. На практике встречались такие, которые не давали ему закрыться полностью. Естественно, сомнительные выбраковываем. Теперь отбираем капсюли без следов коррозии, вмятин. Запрессовываем их в посадочные гнезда, предварительно слегка смазанные маникюрным лаком красного цвета.
Порох «Сокол» только свежий, проверяем на скорость горения (на сгибе листа бумаги с секундомером). Сравниваем со скоростью, определенной при первом открывании банки. Отвешиваем с точностью до 5 сотых грамма. Навеска несколько больше обычно рекомендуемой. Дело в том, что я не верю, что в ружье с газоотводной системой автоматики потеря энергии пороховых газов на перезаряжание несущественна. Сравнивал резкость переломки и «Бекаса» при стрельбе заводскими патронами из одной пачки. Есть разница. Так что навеска — очень деликатный вопрос, поэтому конкретной цифры не назову. Каждый сам определяет ее. Понятно, что на морозе — плюс.
Теперь добрались до картечи. Ее изготавливаю литьем шести калибров, в том числе и 10 мм. Досылаем войлочный пыж к концу ствола с дульным сужением цилиндр на 2 см от дульного среза. Из картона (допустим, от тетрапакета) вырезаем полоску шириной в те же 2 см и укладываем в ствол на пыж. Из такого картона будет изготовлен стаканчик-контейнер с внутренним диаметром порядка 17,8 мм. Вот здесь голову забивать точностью не стоит. Главное, картон должен легко деформироваться.
Чтобы две картечины калибра 10 мм уложить в этот стаканчик, надо острым ножом срезать у них бочки миллиметра на полтора. Теперь они срезанными бочками друг к другу ложатся в ряд.
Примерили и откладываем парами. В снаряде будет 6 штук, его вес составит чуть менее 36 г.
После подготовки 24 пар картечин (48 штук) начинаем укладку в гильзу. Снова рядом спецтурочка с расплавленной смесью парафина с канифолью — не судите строго.
В гильзу укладываем картонную полоску, подобную той, что находилась в стволе при подготовке картечи, но по высоте на три ряда. Картон не доходит до края гильзы на 5 мм, которые нужны на закрутку. Пинцетом укладываем пару картечин срезанными бочками друг к другу. Теперь между картечинами вставляем в гильзу две палочки, точнее спички, обмотанные тонкой бумагой. Они должны быть такой толщины, чтобы плотно, с натягом войти между картечинами и послужить направляющими для следующих двух пар, заставив картечины стоять в гильзе двумя столбиками, одна на другой. В одном справочнике я прочел, что нечто подобное применял сибирский охотник Де Ливрон при укладке картечи по три-четыре штук в ряду. Сейчас для этих целей встречаются полиэтиленовые контейнеры заводского изготовления.
Контейнеров для укладки по 2 штуки в ряд я не встречал. Укладка столбиками снижает биллиардный эффект при вылете картечин из ствола. Соответственно уменьшается отклонение картечин от прицельной траектории и повышается кучность. Такой патрон будет дальнобойнее обычного.
Не удивляйтесь, ложечкой заливаем первую пару разогретой смесью. В этом вся фишка. После застывания заливки картечины теперь не могут произвольно изменить свое положение и именно так войдут из гильзы в канал ствола. В это время гильзу держим влажной тряпочкой. Она и картонный стаканчик внутри защищают гильзу от перегрева. Продолжаем укладку и заливку. При этом сразу дуем на залитую смесь. Три ряда картечи, три заливки до высоты картонного стаканчика. Снаряд из 6 картечин готов, вес его примерно 35,5 г плюс 1,5-2 г парафина. Это вес снаряда для патрона"мини-магнум«. Солидно, но терпимо. По стволу он пойдет в картонном стаканчике, что снизит деформацию в снарядном входе и истирание картечин о ствол. Сверху прокладка из рыхлого картона, и теперь гильза закручивается. После закрутки тем же маникюрным лаком промазываются стыки прокладки и гильзы, юбки и гильзы. После высыхания лака снаряженные 8 патронов калибруются в калибровочной втулке, прилагаемой к МЦ- 21-12. Из них 2 используются для контрольного отстрела по двум щитам из сухой хвойной доски в три слоя.
Приклад «Бекаса» в плечо и ощутимый толчок. Первый выстрел в первую мишень, сразу же второй — в другую. Автоматика работает четко, перезаряжание штатное, кучность и резкость устраивают.
Теперь 6 патронов в спецподсумок, из него никому патронов не даю. Только для этого ружья с этим дульным сужением. Иначе можно и ружье изуродовать, и человека покалечить.
Рассчитывать на то, что домодельный патрон будет дешевле заводского, не стоит. Кроме случая, когда снаряжаются патроны в латунные гильзы. Выигрыш, и большой, в другом.
Хотя затрачены 2 часа личного времени и деньги на изготовление оснастки, появилась уверенность, что к ответственной охоте проведена подобающая подготовка. Согласитесь, что это дорогого стоит. В итоге получены надежные свежие 6 патронов, с заданной кучностью и резкостью, увеличенной навеской пороха на мороз. Они пристреляны именно из этого оружия. Им не страшна влага, лак и парафин защищают.
Из 6 картечин этого патрона при хорошем прицельном выстреле с 40 метров в лопатку косули не менее 4 попадают в корпус, из которых обычно 3 навылет. Эффект, доложу я вам, убойный. Это как если бы зверь попал под автоматную очередь из ППШ или под залп шести стволов 410 калибра, поскольку по весу картечина калибра 10 мм близка к пуле 410 калибра.
А если доведется стрелять на более дальнюю дистанцию, то и здесь этот картечный патрон будет вне конкуренции. Это проверено лично.
Геннадий Маляев