Это было охотничье одноствольное кремневое ружье со стволом изумительной отделки. Круглый по всей внешней поверхности он декорирован серебром с позолотой и украшен изображениями тюльпанов и растительных завитков. На замочной доске среди пышных листьев внутри подогнивной пружины указаны имя мастера и город — «IOS. FRUEWIRTH IN WIEN» — «Йоз. Фрювирт в Вене».
Йозеф Фрювирт (1722–1797) принадлежал к династии оружейников Фрювиртов. С ХVII века они работали в Словоницах (ныне Чехия), потом перебрались в Вену. Как и многие другие оружейники, Йозеф Фрювирт завел собственное дело и стал мастером только благодаря выгодной женитьбе. Его избранницей стала дочь венского оружейника Кристофера Риса, от которого ему в 1757 году перешла мастерская. До этого с 1753 года он работал в родовом замке графов, а позднее князей Эстерхази-Форхтенштайн.
Вернемся к ружью. На шейке ложи за хвостовиком колодки помещен латунный позолоченный медальон. На нем изображен вельможа в парике, над которым — графская корона, а по бокам — ниспадающие драпировки и растительные завитки.
На личине замочной доски — сцена сражения европейской армии с турецким вой-ском.
Еще один батальный сюжет находится на затыльнике приклада. Внутри шатра сидит военный вельможа в европейской одежде, протягивает подчиненному свернутый в трубку документ и отдает приказание. За шатром их подслушивает вражеский лазутчик в восточном одеянии.
Эти сюжеты и портрет заставляют нас обратиться к историческим фактам.
Великолепный замок Форхтенштайн, в котором работал Йозеф Фрювирт, представлял собой первоклассное фортификационное сооружение на берегу озера Нёйзидлер-Зе. Он был построен в ХIV веке в двухстах километрах к юго-востоку от Вены, на границе с современной Венгрией. Первоначально замок принадлежал роду Маттерсдорферов и был первым и главным форпостом, защищавшим Вену от турецких набегов.
С 1622 года Форхтенштайн перешел во владение графов Эстерхази. Эстерхази-Галанта — могущественный и богатый венгерский род, по преданию ведет свое начало от Атиллы с 1238 года. Родоначальник линии Форхтенштайн, палатин Венгрии (наместник императора), — Николай Эстерхази.
Николай Эстерхази начал собирать фамильные ценности своего рода с 1642 года. Начало сокровищнице положили приданое двух его жен и собственные приобретения. В описи имущества того периода, хранящейся в замке, содержимое тринадцати сундуков!
В последующие столетия коллекция пополнялась. Замок укрывал в своих стенах архив, сокровищницу и коллекцию картин. Картинная галерея богата портретами — как семейными, так и других исторических личностей, которые были связаны с домом Эстерхази. Но больше всего впечатляет великолепный арсенал.
Коллекция охотничьего и военного оружия, воинских доспехов, конской упряжи, знамен в основном содержит предметы, взятые на поле боя во время войн с Турцией, Францией и другими государствами. Главное достоинство форхтенштайнского арсенала заключается в том, что его коллекция за время своего существования не была разграблена, сдана в переплавку (как это происходило у нас) и не подверглась другим варварским деяниям.
«Турецкая страница» истории арсенала связана с графом Паулем Эстерхази (1635–1713), австрийским фельдмаршалом и тоже палатином в Венгрии. Он принимал участие, по меньшей мере, в 15 сражениях с турецкой армией.
До этого турки предпринимали захват Вены в 1529 году. Осада длилась с 27 сентября по 14 октября. Для защитников города счастливо совпали осенняя ярмарка, куда привезли огромное количество продовольствия на продажу, и осада. Не будь такого количества провианта, не известно, чем бы закончилось дело.Следующую попытку овладеть Веной турки предприняли со 150-тысячной армией визиря Кары Мустафы в 1683 году. Почти два месяца длилась осада. Отбивать атаки и выдерживать штурмы помогали недавно модернизированные укрепления и отчаянное сопротивление защитников.
Положительную роль сыграло и посредничество Папы Римского. Ему удалось удержать французов от выступления против Австрии. Австрийские войска во главе с Карлом Лотарингским, объединенные с войсками польского короля Яна III Собеского, герцогов Баварии и Саксонии, пришли на выручку защитникам Вены и нанесли туркам сокрушительное поражение.
Граф Пауль Эстерхази участвовал в освобождении Вены в 1683 г. и прославился как талантливый полководец.
В свете этих исторических событий изображения на деталях ружья работы мастера Фрювирта становятся понятны и объяснимы. Сцена сражения на замочной личине, где представлены воины в европейских мундирах и в восточном одеянии, скорее всего, бой между союзными войсками и турецкой армией за Вену в 1683 году. Другая сцена, изображенная на затыльнике приклада, где сидящий командир отдает документ и приказание подчиненному, а за пологом шатра подслушивает турецкий шпион, по всей видимости, изображает эпизод военной жизни графа Пауля Эстерхази.
Наконец, портрет вельможи под графской короной, помещенный в медальоне на шейке ложи, вполне может быть портретом самого графа Пауля Эстерхази. Он получил титул имперского князя лишь спустя четыре года после сражения под Веной. Только после этого князья Эстерхази поменяли графскую корону на княжескую, которая внешне сильно отличается, и спутать ее невозможно. То есть на затыльнике приклада изображен граф П. Эстерхази.
Подводя итог этой интересной истории, хочется подчеркнуть, как важна каждая деталь декора оружия, надпись, конструкция. Именно они и помогают провести достаточно точную атрибуцию.
Охотничье ружье работы мастера Й. Фрювирта сработано примерно через 70 лет после осады Вены турецкими войсками. Оно было сделано в период с 1753 по 1757 год, когда мастер работал в замке Форхтенштайн на князей Эстерхази. Видимо, ружье заказал кто-то из семьи в память участия своего великого предка Пауля Эстерхази в исторической битве за Вену в 1683 г.
Ружье первоклассной работы, декорировано обронной гравировкой с позолотой и серебряной насечкой. Оно является настоящим раритетом по нескольким причинам. Его изготовил известный оружейный мастер Йозеф Фрювирт, оно посвящено знаменитому человеку и связано с известными историческими событиями. Это делает его настоящим сокровищем. Такой предмет достоин лучших мировых оружейных собраний, поэтому нахождение его в России в частной коллекции большая удача.
Автор выражает благодарность Галерее авторского оружия «Русские палаты» за возможность изучить и опубликовать описание ружья мастера Й. Фрювирта.