О сжатии пороха в патроне

Несколько выстрелов. Один из них оказывается «плевком» с фейерверком в вечерних сумерках. На утренней зорьке та же история: несколько нормальных выстрелов, но после очередного кряква падает на воду подранком и уплывает. Жму вторым. «Плевок».

Вступать в дискуссию с Юрием Константиновым, «снаряжать самому патрон или не снаряжать» (его статья «Патрон своими руками» опубликована в «РОГ» № 5 за 2012 г.), я не собираюсь – этой теме посвящено достаточно статей разных авторов. Замечания и выводы, содержащиеся в статье, на мой взгляд, в основном правильные, но с одним утверждением я согласиться не могу.

В статье упоминается иностранная папковая гильза, у которой есть дополнительное внутреннее (по-видимому, упрочняющее) кольцо: она «имела двойную трубку в пороховой камере, и сжатие порохового заряда ограничивалось ее высотой, т.е. сжатие практически отсутствовало». Об этом «производитель, безусловно, знал и, видимо, считал полезным и правильным». Вот с последним утверждением я абсолютно не согласен.

Приведу пример из личного опыта снаряжения патронов, чтобы не было «сумятицы в головах начинающих охотников».

В шестидесятых годах прошлого века я часто с друзьями в сентябре ездил на охоту на Костромское водохранилище (остановочный пункт – база «Шарки»). Как-то, готовясь к охоте, я купил коробку (100 шт.) папковых немецких гильз под капсюль «жевело», которые имели «двойную трубку в пороховой камере». Был доволен, что гильза будет прочная и ее хватит на несколько выстрелов. Снарядил всю сотню разными номерами дроби (в основном на утку и бекаса): № 3, 5 и 8.

Сотни патронов обычно на две недели хватало, т.к. «мясозаготовкой» особенно не занимались, а к текущему питанию «на стол», кроме дичи, была еще и рыба. С собой в Москву брали только добычу последних двух-трех дней.

Итак, вещи собраны, ночь в поезде. В Костроме старший команды едет за путевками, а трое направляются в магазин за продуктами. Далее на речном теплоходике часа два-три водной глади, и вот уже, сойдя на берег по трапу в Шарках, мы оказываемся у егеря Сергея Николаевича.

Наполняю патронташ из набора указанных выше патронов, выхожу на вечернюю зорьку. Несколько выстрелов. Один из них оказывается «плевком» с фейерверком в вечерних сумерках. На утренней зорьке та же история: несколько нормальных выстрелов, но после очередного кряква падает на воду подранком и уплывает. Жму вторым. «Плевок».

Дробь с трудом долетает до утки, но ее не останавливает. Перезаряжаю. И опять «плевок», но посильнее. Утка все-таки затихает, а я иду к палатке и начинаю «изучать» патроны. По очереди трясу их у уха. В некоторых раздается легкий шорох – их я откладываю в сторону. Так я разрядил по одному патрону из каждой группы, измерил палочкой разницу между высотами «двойной трубки», и она оказалась не менее двух миллиметров.

У гильз, которые дали «плевки» при стрельбе, внутренняя трубка также оказалась значительно длиннее. После отбраковки патронов стрельба была относительно нормальной, но охотничье настроение было испорчено, т.к. почти треть патронов ушла в брак.

Причина, на мой взгляд, оказалась в том, что прокладка на порох упиралась в стенки трубки раньше, чем касалась пороха. Он не был сжат хотя бы с усилением в несколько килограммов, горел медленнее. Основная его масса догорала за пределами ствола, на его внутренних стенках оставались несгоревшие порошинки.
В дальнейшем такие гильзы мне больше не попадались, или я «обходил их стороной» (к выбору гильз стал относиться внимательнее), и таких казусов больше не случалось. При самостоятельном снаряжении патронов дожатие пыжей навойником провожу, как учил А.И. Толстопят: «Локоть на стол и давление на навойник до упора».

 

Теперь немного о наблюдениях в настоящее время. В последние почти двадцать лет МООиР проводит соревнования по охотничьему пятиборью, в которые помимо стрельбы дробью по «тарелочкам» входит и стрельба пулей по мишеням: «бегущему кабану» и «стоячей косуле». Члены нашей команды снаряжают пулевые патроны сами пулей «Полева-2».

Пробовали не завальцовывать пулю закруткой (по чьей-то рекомендации), просто доводили до упора, а перед стрельбой на всякий случай дожимали еще и пальцем (в жаркую погоду в пороховой камере мог расширяться воздух и отжимать обтюратор «юбки» пулевого пыжа).

Результаты стрельбы такими патронами даже у хороших стрелков, которые кладут «пулю в пулю», были хуже, чем при стрельбе патронами с обычной круговой завальцовкой дульца гильзы. По отзывам некоторых стрелков, под пулю лучше идут папковые гильзы. Но мы таких сравнений не проводили, т.к. папковые сейчас непросто найти, да и «от добра добра не ищут».

Аккуратно снаряженный патрон (хорошая полиэтиленовая гильза, одинаковый отвешенный порох и однородная равномерная закрутка) дает по «стоячей косуле» у ведущего стрелка нашей команды Алексея Вилкова 60 очков из 60 в положении «стоя» на дистанции 35 м из ружья с оптическим прицелом, пристрелянным под указанный выше патрон.

В заключение хочется еще раз повториться, что при снаряжении качественного патрона все его компоненты также должны быть качественными: и гильза, и пыжи, и завальцовка, и порох, и капсюль. Приведу снова несколько примеров из личного опыта.

Когда-то команда стендовиков нашего охотколлектива тренировалась на стрельбище «Локомотив» (недалеко от Московской кольцевой автодороги вдоль Горьковского шоссе). Получили новую партию патронов, и вдруг почти у всех стрелков участились осечки. Обратили внимание на капсюли: вместо желтого цвета они имели красноватый цвет.

Оказалось, материал был другой, более жесткий, чем желтая латунь, и энергии курков было недостаточно, чтобы деформировать капсюли на требуемую глубину.

На том же стрельбище, но в другое время была получена партия патронов, снаряженных не в патронном цехе стрельбища, а привезенные откуда-то. У хороших стрелков появились досадные (явно не по их вине) промахи. Вскрыли несколько патронов. В них оказались полиэтиленовые пыжи «стаканчики», которые не имели продольных разрядов.

Не было «крылышек», которые должны раскрываться при выходе из ствола, и снаряд дроби мог отклоняться в любую сторону. От них пришлось отказаться. Свою «долю» я отвез в деревню местным ребятам: они их использовали по сорокам и воронам, мне же причитались лапки для отчета.
Это было «на заре» освоения полиэтиленовых пыжей.

А «на заре» освоения завальцовки «звездочка» патронным цехом стрельбища тоже был случай. Кто-то из операторов в цехе не дожимал звездочку до уплотнения дроби, она болталась в гильзе, и случались некачественные выстрелы – хлопки.

Стрелкам, получившим такие патроны, пришлось докручивать их обычными закрутками до надежного уплотнения, иначе на тренировке, а еще хуже – на соревнованиях, при хлопке случался промах, а разрешат ли судьи повторение выстрела (до трех раз) – вопрос.

Приведенные примеры с некачественными патронами относятся к спортивной стрельбе. На охоте тем более обидно, а порой и опасно, если патрон подведет. Например, при освоении полуавтомата МЦ21-12 я использовал патроны, снаряженные в папковую гильзу по второму разу. В результате – отрыв донышка гильзы и трудности с изъятием трубки.

Сейчас использую только новые пластиковые гильзы, Бог милует: и готовые патроны и компоненты для их самостоятельной сборки в основном качественные, а опыт снаряжения исчисляется многими десятилетиями.

В преддверии предстоящей весенней охоты желаю охотникам успехов в поле, и чтобы патроны разного назначения и снаряжения не подводили.