О неисправности STOEGER-2000

После трех лет эксплуатации не стало пробивать капсюль на втором патроне. Первый стреляет, второй выстрел не происходит ввиду слабого накола бойка на капсюле.
В чем причина? И можно ли принять какие-то действия для «лечения» ружья?

Добрый день!

Александр Константинович, просим оказать помощь в таком случае. Гладкоствольное ружье Stoeger-2000: три года эксплуатации, количество выстрелов среднее – весенняя и осенняя охота по перу, использовались магазинные и самозарядные патроны. После трех лет эксплуатации не стало пробивать капсюль на втором патроне. Первый стреляет, второй выстрел не происходит ввиду слабого накола бойка на капсюле.
В чем причина? И можно ли принять какие-то действия для «лечения» ружья?

С уважением, Владимир Пристай.

Фото из архива редакции 

Владимир, поставить абсолютно точный и однозначный диагноз для определения причины неисправности на виртуальном оружии, которое непосредственно не держишь в руках, достаточно сложно даже самому опытному оружейнику. Надеюсь, Вы понимаете, что я имею в виду.

Поэтому просто перечислю все возможные причины, которые могут приводить к описанному Вами сбою автоматики (осечкам). А дальше, как говорится, дело техники, и Вы уже сами, тестируя последовательно, пункт за пунктом свое оружие, выйдете на истинную причину.

1. Турецкая самозарядка Stoeger-2000 продается в России более 10 лет и, честно говоря, заслужила у наших охотников довольно неплохую репутацию. По отзывам владельцев, ружье просто в устройстве, чисто сделано и работает в общем безотказно.

Это без всяких натяжек европейское оружие в самом хорошем смысле этого слова. И вот тут появляется один нюанс, который я смело могу отнести к причине № 1. Дело в том, что в Европе не производят патронов с жесткими бердановскими капсюлями («Жевело» и пр.). Их капсюли в общем-то довольно нежные и исправно срабатывают даже при небольшом наколе.

Именно поэтому оружейники не применяют в конструкциях УСМ своих ружей чересчур мощных боевых (курковых) пружин, поскольку это чревато частыми пробитиями капсюлей насквозь. Такие регулярно повторяющиеся пробития довольно быстро выводят бойки из строя, поскольку узкая струйка раскаленных газов, прорывающаяся через отверстие к бойкам, работает по принципу газового резака, прожигая на рабочих сферических поверхностях бойков глубокие кратеры.

Далее ситуация ухудшается стремительно – ведь каждый боек превращается в пуансон, и число пробитых капсюлей возрастает на порядок. Лечится это заменой бойков и ослаблением боевых пружин. Но это, Владимир, явно не Ваш случай, и дело обстоит как раз с точностью до наоборот. Возможная причина кроется именно в недостаточной силе боевой пружины турецкой самозарядки.

Она могла за три года подсесть и, соответственно, ослабнуть. Чаще это случается из-за огрехов термообработки, нежели из-за материала, из которого делаются пружины. Должен сказать, что многие российские охотники, сталкивавшиеся на своих полуавтоматах (причем не только турецких) с подобной проблемой, просто заменяли штатную оригинальную европейскую пружину на более тугую российскую (самодельную или подобранную по размерам) и напрочь забывали о проблеме накола.

фото с talks.guns.ru 

Попробуйте сделать самый простой тест: выньте боевую пружину из УСМ и растяните ее по длине процентов на тридцать. Далее соберите УСМ и испытайте ружье. По техническим условиям, при проверке параметра безотказности работы автоматики самозарядное ружье должно без сбоев отработать 50 раз.

При каждом цикле снарядки патрон должен быть в патроннике, магазин набивается патронами до полного комплекта. Если самозарядка отработает безупречно, значит, надо будет заказать новую пружину, поскольку век растянутой, увы, недолог: она очень быстро снова подсядет.

 2. Могут попасться патроны из партии, снаряженной жесткими капсюлями. Дело в том, что при штамповке чашечек капсюлей иногда попадается партия латунного листового проката, который имеет отклонения от сертификата по твердости в сторону ее (твердости) увеличения. Увы, сия неприятность обнаруживается только на испытаниях продукции. Такое, должен сказать, тоже случается порой.

Сужу по рассказам спортсменов-стендовиков, у которых расход патронов на стендах на порядки превосходит расходы патронов наших охотников в угодьях. И это при всем при том, что боеприпасы для спортсменов снаряжаются из лучших комплектующих, в отличие от боеприпасов для охотников.

3. Могут попасться патроны из партии, где использованы гильзы с просаженным (заглубленным на большую глубину, нежели требуется по документации) посадочным местом под капсюль. Это очень коварный вид патронного брака, который невозможно обнаружить внешним осмотром.

Дело в том, что на линии по запрессовке капсюлей технологическое оборудование работает таким образом, что плоскость донышка капсюля после завершения цикла находится в одной плоскости с плоскостью донышка гильзы. И снаружи такой снаряженный патрон выглядит просто безупречно.

Увы, при срабатывании УСМ боек не деформирует донышко капсюля, а всего лишь дозапрессовывает его вглубь посадочного места на гильзе на большую глубину, т.е. до того положения, пока упорная поверхность фланца капсюля не коснется соответствующей упорной поверхности в капсюльном гнезде. Определяется брак только при отстреле таких патронов.

Признаками этого брака являются два момента:

а) очень слабый накол от бойка на донышке капсюля;
б) явно видимый невооруженным глазом провал капсюля внутрь капсюльного гнезда.

4. Наконец, возможна самая простая и, не побоюсь этого слова, банальная причина: боек ружья при срабатывании УСМ выходит за плоскость зеркала затворной рамы на расстояние менее 1,5 мм. Это может происходить из-за засорения отверстия в затворной раме, в которое вкладывается боек, а также по причине разгара рабочей части бойка (об этом я писал выше).

Удачи!


 

Что еще почитать