Охота на гуся чаще всего подразумевает ружье-полуавтомат. На этой охоте важно иметь запас патронов в магазине ружья. Ждешь, производишь разведку и затем готовишь скрадок, окоп или иное укрытие, мерзнешь в ожидании, и вот, наконец, появляется долгожданная стайка гусей, и если случается досадный промах, то становится ой как обидно! Ведь может, в этот день гусь больше и не налетит...
Неспешная охота на вальдшнепа... Тут годится любая модель ружья, что есть у охотника, и в этом случае не играет роли вес и расположение стволов. Много ходить на такой охоте не приходится. Главное, добраться до места предполагаемой охоты, выбрать удобное для стрельбы место и неспешно ждать налета птицы, наслаждаясь звуками весенней пробуждающейся природы.
Так как в сгущающих сумерках больше двух раз выстрелить не удается, то и полуавтомат здесь не уместен. Когда предполагается много ходить, на первый план выходит вес ружья. Для ходовых охот гораздо важнее не система, марка и расположение стволов ружья, а его легкость и разворотливость, не утомляющие охотника. Желательно, чтобы после долгой, изматывающей ходьбы в поисках и выслеживании дичи, у охотника оставались силы на быструю вскидку…
При стрельбе из засидки ночью или на рассвете, в сумраке наступающей утренней зари, да и при любом другом слабом освещении, предпочтительнее будет горизонталка. Большинство ружей с горизонтальным расположением стволов, несомненно, считаются самыми красивыми из охотничьих ружей. Ими гораздо проще произвести прицеливание в темное время суток, просто накрыв цель стволами.
Вертикалка же при слабом освещении может завалиться набок, и мы рискуем получить промах или подранка.
Но при стрельбе в светлое время суток и по быстро перемещающейся дичи гораздо удобнее стрелять из вертикалок. Наличие высокой прицельной планки и тот факт, что в поле зрения охотника всегда находится только один ствол, увеличивает обзор и сокращает время прицеливания.
Охотнику, который любит пострелять на стенде по тарелочкам, следует предпочесть именно этот тип ружья с вертикальным расположением стволов. А у тех, кто профессионально увлечен спортингом, вопрос о выборе ружья даже не возникает.
Другое дело – охотник-любитель: у него выбор гораздо шире.
У горизонталки есть еще один неоспоримый плюс. При заряжании патронов стволы открываются на меньший угол и допускают вставить в патронники даже чуть раздутые в основании донца гильзы патроны, чего с заряжанием вертикалки сделать невозможно.
То есть не каждый патрон, влезающий в патронники горизонталки, войдет в патронники вертикалки, и дело здесь вовсе не в самих патронниках, которые, как известно, бывают более строгими или весьма свободными. Тут секрет в разном угле перелома стволов.
Имея два ружья одного и того же калибра, однажды на охоте перед заряжанием вертикалки я был серьезно озадачен тем, что не все патроны из патронташа давали возможность закрыть ружье, но те же самые патроны легко позволили закрыть горизонталку. Так что однажды столкнувшись на охоте с подобным казусом, я уже был более внимательным в будущем.
Имея разные ружья, вы, как правило, получаете и разный стиль стрельбы. Так, например, помповое ружье – это по сути многозарядная одностволка, и стрельба на небольшие расстояния из короткого ствола (цилиндр) чаще бывает такой: один выстрел – одна дичь! Многие охотники не любят и даже презирают помпу, с насмешкой относясь к подобному типу ружей на охоте.
Однако исходя из личного опыта, могу заявить, что стрелять из него можно почти так же быстро, как из самозарядного. Во всяком случае три выстрела мне всегда удавалось произвести по налетающей стайке чирков и сбить при этом пару шустрых уточек. Просто нужна тренировка или привычка.
Из тяжелого полуавтомата стрельба, на мой взгляд, сродни стрельбе из пушки: то недолет, то перелет, а взяв в вилку, поражаешь дичь порой третьим выстрелом. Особенно это заметно после продолжительного перерыва в охоте, пока не восстановишь нужные навыки стрельбы. Жаль, дичь может уйти подранком.
Двустволка дисциплинирует. Стараешься попасть в цель сразу или – в крайнем случае – исправить промах вторым выстрелом. Особенно удобно легкое и прикладистое одно ружье – универсально для всех видов охот. Ведь что толку пропуделять несколько раз по налетевшей стае птиц или по выскочившему зайцу из полуавтомата.
Гораздо приятней уверенно произвести один-два выстрела из двустволки и в награду получить свой заслуженный трофей. В этом случае гораздо больше испытываешь радости от охоты. Когда в арсенале охотника находится несколько разных ружей, то нередко в начале сезона он их меняет. В этом случае бывают закономерные промахи, пока стрелок не привыкнет к очередному ружью.
Совсем другая картина и результат стрельбы получаются при охоте с одним единственным ружьем в течение года на всех видах охоты. Мышечная память и подсознание не дадут сделать промах, если к тому же используются раз и навсегда подобранные навески пороха и дроби к этому ружью. Тут не стоит ни беспокоиться, ни горячиться, ни переживать. Была бы дичь в поле, а спешить незачем – дробь догонит! Вот так и приходит мастерство.
Правда, приходит оно чаще с возрастом и многолетним опытом.
Итак, чтобы удачно стрелять, нужно охотиться всегда с одним и тем же ружьем и не жалеть патронов, пока не научишься попадать. Но существует ли ружье, универсальное для всех охот? Конечно да! Хотя на первый взгляд, оно не всем и не всегда кажется достаточно совершенным.
Тем не менее сотни тысяч охотников в лесу и в поле с открытия и до закрытия охотничьего сезона пользуются только одним своим ружьем. Это ружье «на все случаи жизни», выбранное ими среди четырех представленных выше типов. Обычно оно 12-го калибра, с патронниками длиной 70 (76) мм, стволами длиной около 71 см, дульными сужениями «получок-чок» или «цилиндр-чок», с эжекторами или экстракторами, в зависимости от предпочтений самого владельца ружья, двумя спусковыми крючками и массой около 3 кг.
Подобное хорошо пристрелянное ружье при использовании патронов, рассчитанных на определенное время года и на конкретную дичь, позволяет стрелку добиться успеха практически во всех ситуациях при стрельбе на расстоянии уверенного поражения цели из гладкоствольного охотничьего ружья как дробью (35 м), картечью( до 50 м), так и пулями ( до 100 м).
Это ружье не слишком оттягивает плечо, и его отдачу легко перенести, тогда как более тяжелые ружья задолго до окончания дня начинают восприниматься охотниками как настоящие орудия пытки. На сей счет мне часто вспоминаются охоты моей юности.
Тогда на охоте по зайцу мне приходилось за день пролезать по оврагам и буреломам до тридцати километров. И если в начале охоты я чувствовал себя легко, то уже после половины пройденного пути не знал, куда деть эту «мешалку» за спиной: настолько невыносимо тяжелым казалось мне ружье.
Ружья с короткими гладкими стволами могут быть полезны тем охотникам, которым приходится стрелять в густом лесу и с небольшого расстояния по дичи, попадающей в поле зрения лишь ненадолго, в частности по осеннему вальдшнепу на высыпках или на охоте по зайцу в узерку. Однако стрелять из такого ружья на дистанции свыше 25 метров – верх абсурда.
Это значит делать подранков, поскольку кучность будет невысока и появится необходимость в специально снаряженном кучном патроне именно под этот короткий ствол. Зато как нельзя кстати подобные стволы подойдут для стрельбы пулями, поскольку точность стрельбы пулей Полева очень высока, а оснащенные такими стволами ружья весьма удобны и разворотисты в руках любого охотника.
Что же касается ружей с более длинными (от 75 до 86 см) стволами, то они предназначены для стрельбы с большого расстояния по птицам и зверям, которые не позволяют к себе приблизиться (например, утки на большой воде, голуби на полях, лисица из засидки).
По сравнению с ружьем, которое годно на все случаи жизни, длинноствольные ружья позволяют увеличить дальность прицельного выстрела на десять метров. Однако из-за сильных сужений эти стволы не предназначены для стрельбы пулями. Наверное, некоторые старые охотники в этом сомневались и в результате получали разрыв или деформацию стволов.
Однажды мне пришлось лицезреть на охоте, как охотник произвел выстрел из длинноствольного ружья со строгим чоком круглой калиберной пулей. Конец стволов был безнадежно разворочен, сам стрелок чудом не пострадал.
При стрельбе из длинноствольного ружья со столь значительными чоками, дичь нужно отпускать на более дальнее расстояние, чем при стрельбе из других ружей, хотя это не всем очевидно. В противном случае дичь будет сильно разбита, но скорее всего, вероятен промах.
Следует отметить, что в продаже встречаются ружья с несколькими сменными парами стволов. Тем не менее подобное оружие нельзя считать совершенным, поскольку баланс в системе «ложе – ствол» у них будет разным.
И все же обычная легкая двустволка с постоянными дульными сужениями – идеальный выбор для всех охот. Такое ружье прослужит охотнику всю жизнь и даже перейдет к его детям или внукам. Это мнение принадлежит наиболее титулованному из французских спортсменов всех времен Мишеля Каррега, и я полностью с ним солидарен в этом.