Почти с первых лет охоты очень много полезного дала охотничья литература, которая, как проводник-наставник, учила всему, что касается охоты. Правильному выбору ружья, уходу за ним, технике безопасности на охоте, особенно на облавной. Изготовлению хорошего патрона, подбору наилучшего заряда и снаряда и т.д. С годами накопился и собственный опыт, и к некоторым статьям в охотничьей прессе, даже если под ними стоит известная фамилия, я стал относиться с сомнением.
Некоторые авторы как-то «заумно» дают советы, порой опасные для жизни. При этом не подтверждают их опытом, а исходят из предположений и рассуждений. Подобные советы создают путаницу в умах охотников. Вот один из примеров. Охотничий патрон «Магнум». Он щекочет нервы не только охотникам молодым, но и вполне зрелым. В охотничьей прессе мы можем прочесть, как мастер спорта, тренер или опытный охотник описывают патрон «Магнум» (только с положительной стороны: он дальнобойный, пригоден для охоты на гуся, глухаря, лису и волка, с ним не бывает подранков, на сегодняшний день он самый результативный и т.д.) и рекомендуют применять его в тяжелых ружьях с порохом «Сунар-Магнум». Рекомендация на бланке завода-изготовителя 2-3,5 г пороха и 42 г дроби. С маркой пороха и с весом заряда и снаряда вопросов нет, а вот с общим весом ружья не могу согласиться. И в этом плане я хочу высказать свое личное мнение.
Вес ружья, по-моему, понятие растяжимое. Тут нужно обратить самое серьезное внимание на вес (у двустволки стволы под патрон «Магнум» должны иметь вес не менее 1,700–1,750 кг) и на внутренний размер стволов. Патроны «Магнум» бывают в гильзах 70 мм и 76 мм, они должны строго соответствовать габаритам патронника по длине и ширине. Длина конического ската у ружья должна быть не меньше 15–17 мм. Больше – лучше. Сам диаметр канала ствола не менее 18,8 мм. Вот таких данных по размерам у наших массовых серийных ружей, особенно у «ижей», нет. Хотя ружья и относятся к тяжелым, вес у них от 3,2 кг и выше. Правда, и в минусе есть свои плюсы, как говорят, патронники у них длиной 76 мм, хотя клеймо на колодке 70 мм. Конический скат у «ижей», по Изматинскому, с углом 3°5"–5° и длиной от 4–6 мм. Внутренний диаметр стволов 18–18,2 мм. Сверлен на крайних пределах.
Вот какой случай произошел у нас с охотником Захаром. У него было ружье ИЖ-27. Многие владельцы ружей ИЖ, в том числе и он, с диаметром канала ствола 18 мм, сетуют на то, что за время пользования ружьем они практически ни разу не добивались чистого поражения зверя и птицы одним выстрелом на разумном расстоянии, т.е. на 35–40 метрах. После выстрела либо пух, либо перья, а трофея нет. А друзья всегда после таких результатов посылают в адрес неудачника всякие шуточки. Все это Захару надоело до предела, и он, в здравом уме и твердой памяти, начитавшись разных положительных советов про патрон «Магнум», решил удивить своих товарищей по страсти добычей трофеев без подранков и на больших расстояниях. Он знал, что его ружье весит больше 3,2 кг. Но решил узнать точный вес и, отстегнув погон, пошел в магазин. Завмаг, взвесив ружье, сказала, что оно тянет на 3,55 кг. Захар был очень рад: значит, патроном «Магнум» стрелять можно. Поехал в область в охотничий магазин, купил порох «Сунар-Магнум-42». Зарядил в латунную гильзу б/у согласно инструкции на бланке 2–3,5 г пороха и 42 г дроби №1. На дробь поставил пластмассовую заглушку, которую (также по рекомендации) посадил на клей «Момент». Латунные гильзы он никогда не калибровал, так как они болтались в патронниках.
После пороши четверо друзей пошли на охоту погонять зайцев и лису. Вообще-то Захар – мужик спокойный, малоразговорчивый, увалень, но на этот раз, пока шли к полю озимых, где можно встретить заячьи следы, его словно подменили. Он много шутил и уверял, что теперь без трофея домой не вернется.
На углу озимого поля собака завиляла хвостом, распутывая жировые ночные следы зайца. Мы подошли, стали помогать собаке. Следов было много, заяц жировал не один. Рядом с полем – лесной массив гектаров в 1520 с оврагом. Один след зайца уходил туда. Направив собаку на след, мы быстро стали расходиться по периметру колка. Но вот со стороны Олега прогремели два выстрела. Промах, и заяц ушел через овраг в большой лес. Но собака продолжала подавать голос, не выходя из колка. Значит, там был не один заяц, значит, первый был шумовой. Собака подняла «своего» косого, который, делая полукруг, хотел выйти входным следом, но там его встретил охотник, который, подшумев, с неразумного расстояния произвел дуплет. Заяц, резко изменив направление, стал уходить через овраг в сторону большого леса. Захар выбрал хорошую позицию, зашел в небольшую куртинку.
Заяц показался неожиданно, добежав до следа первого. Присел, послушал собаку и, понюхав след, побежал по нему. Захар находился от следа метрах в 25–30. Но он не стал стрелять, он хотел поразить его на расстоянии 40–45 метров, надеясь на свой патрон «Магнум».
Заяц тем временем с каждой секундой приближался к намеченному ориентиру. Наконец прогремел выстрел – очень громкий, с каким-то треском. Первым около Захара оказался Олег. Размахивая руками, он позвал нас. Вряд ли кому приходилось наблюдать подобную сцену. Захара кружило. Левой рукой он держал правое плечо. Правая висела, со среднего пальца капала кровь. Правая щека раздувалась, как на дрожжах, синея с каждой минутой. Захар качал головой, харкал кровью. Глаза были навыкате. Первое время и мы растерялись, не зная, что делать. Ружье валялось в снегу. Мы как могли успокоили товарища: мол, руки-ноги целы, и слава Богу, а остальное заживет.
Ребята подняли ружье. Мы решили, что оно при выстреле «сдвоило». Попытались разложить его, чтобы продуть стволы. Не получилось. Обратили внимание, что между колодкой и казенной частью стволов образовались не зазор, а дыра.
Потерпевшего под руки привели домой, уложили. Предложили отвезти в больницу, но он отказался – боялся, что милиция отберет ружье. Жена плакала. Мы успокоили ее, объяснили, что что-то случилось с ружьем. Договорились прийти на другой день, навестить друга и во всем разобраться.
На другой день, навестив Захара, я пошел в гараж, где друзья уже пытались найти причину случившегося. Я попросил сына потерпевшего принести шомпол. И когда начал протирать стволы со стороны дульной части, заметил, что в один ствол шомпол входит больше и глубже, а в другой меньше. И тут до меня дошло: ружье «не сдвоило» – левый ствол заряжен! До этого ружьем вертели, как хотели, стучали по нему, каждый из нас по несколько раз становился напротив стволов, и никому в голову не приходило проверить, заряжено оно или нет. Сначала никто не понял, почему у меня лицо вдруг покрылось холодным потом, руки задрожали, и я не мог сказать ни слова. Я и сам до сих пор не пойму, почему ружье не выстрелило. А потом…
В первую очередь нужно было извлечь заряженный патрон. Нам это удалось. Страх отступил, и дышать стало легче, когда мы увидели, что патрон дал осечку. Его мы разрядили, а после этого из другого ружья пытались стрелять, чтобы капсюль сработал, но он молчал. Обрезав гильзу, узнали, что капсюль «жевело» бракованный, что у него отсутствует наковаленка. Такое редко, но случается. Спасибо заводу-изготовителю за брак: благодаря ему была предотвращена трагедия.
Теперь о ружье. Почему оно не раскрывалось даже через колено? Латунную гильзу в правом патроннике так раздуло-расширило, что она вместе с шлицевой втулкой (оказывается, что патронники у «ижей» завтулены, а втулка посажена на мелкие шлицы) вышла за казенную часть стволов. Очень долго пришлось извлекать стреляную гильзу. Наконец правдами и неправдами ее, изуродованную вконец, удалось изъять из шлицевой втулки патронника. Изготовили четырехгранный брусок из дуба, стволы поставили вертикально на порог гаража, подложив доску сороковку и ударами тяжелого молотка по брусу загнали шлицевую втулку в патронник. Втулка так и не дошла по месту. Поправили запорную рамку, где-то стучали, а где-то точили напильником. Шат как продольный, так и поперечный большой. Под передний опорный крюк изготовили пластину из подвижного контакта распределителя ГАЗ-52. Дыра между колодкой и стволами перешла в малый зазор.
С ружьем, как говорится, все в порядке, но охотиться с ним у хозяина желания почему-то нет.
Под патрон «Магнум» нужно специальное ружье, т.е. определенного веса, чтобы внутренние размеры стволов соответствовали тяжелым снарядам дроби – пули от 42 г и больше. Прежде чем приступить к стрельбе из своего ружья, в обязательном порядке изучите его, узнайте внутренние размеры стволов, и тогда вам легче будет подобрать патрон, а к нему заряд и снаряд.