Домодельный патрон

Тема эта, вопреки уверениям продвинутых, продолжает волновать значительную часть собратьев наших по страсти, иногда и тех, кого ярлык с запредельной ценой остановить не может. Появились американские чудо-машинки, умеющие переснарядить даже стреляную гильзу, в комплекте с 24 мерками?!

Видеть этого чуда не довелось, но до чего дошел прогресс в удовлетворении вкусов своих соотечественников… Не про нас сказано.

Решившись на возможную публикацию своих соображений на этот счет, не ставлю целью поставить домодельный патрон выше фирменного. Цель моя на основании многолетнего опыта что-то подсказать тем, кто занимается этим увлекательным, на мой взгляд, делом из интереса либо  в силу обстоятельств. Сам я занимаюсь этим лет 50, и для меня это уже давно часть охоты.

О снаряжении патронов написано и много, и мало. Наиболее содержательно и убедительно, на мой взгляд, пишет большой практик Анатолий Азаров. Заслуживает  уважения промелькнувший в 90-е Е. Ломако, доктор технических наук и стендовик. Но пальму первенства в патронно-ружейной литературе перехватили  так называемые составители, они же и писатели, «передирающие» друг у друга и из старых изданий все и вся. Рождают и собственное, вроде того, что качество выстрела на 70% определяет пыж.

Общеизвестно, что обычно ружье «любит» не каждый патрон. Что же сделать, чтобы они «подружились»? С чего же  начать  вставшим на тернистый путь познания? Наверное, с диаметра канала ствола и дульных сужений. Диаметры дульных сужений по факту достаточно просто замерить штангенциркулем.

Вполне возможны отклонения от паспортных значений. Диаметр канала ствола без специальной ножки с микрометром замерить сложно.  Самое простое – сделать так, как советует А. Азаров. Протолкнуть на расстояние 220 мм от казенного среза пулю-турбинку. Замерив диаметр, получите результат с точностью до 0,1 мм. От этих размеров и будем «плясать», подбирая подходящие номера дроби.

Желательно согласование применяемой дроби с диаметром дульного сужения, а по некоторым источником и с диаметром канала ствола, способное улучшить осыпь и добавить до семи процентов кучности.  Если есть таблица, вопросов нет. Если нет, советую изыскать возможность выточить на токарном станке короткие цилиндрики с нужным внутренним диаметром дульного сужения и ствола. Садитесь за стол и экспериментируйте, помня, что игра стоит свеч.

fotolia.com 

Затем стоит подобрать наиболее приемлемый из возможных внутренний диаметр предназначенной для снаряжения гильзы. Чем меньше  будет несоответствие размеров внутренних диаметров канала ствола и гильзы, тем лучше для боя. Возьмем для примера диаметр канала ижевского ружья прошлых лет – 18,2 мм.  Раньше с этим было проще.

По ГОСТу диаметр бумажной гильзы мог иметь размер 18,3 мм, и на плюс, т.е на увеличение 0,3 мм. Условно диметр гильзы мог составлять от 18,3 до 18,6 мм. Понятно, что 18,3 наиболее приемлемый размер, но 18,6 вполне терпимо. Прежний ГОСТ регламентировал диаметр полиэтиленовой гильзы 18,5 плюс 0,3 мм.

То есть, в принципе, гильзу диаметром 18,6 мм можно было подобрать. Говорю с полной ответственностью, т.к нашел на днях в гараже, к моей радости, еще и много. Практический совет: если у вас ижевское ружье, постарайтесь подобрать гильзу с максимально возможной толщиной стенки.

В принципе диаметр 18,6 идеально подойдет для тульских стволов, но существуют допуски на изготовление. То есть замер канала все же нужен. Сейчас в обороте масса тонкостенных гильз, некритичных для применения в тульских стволах, но и в них  «нарывался» я на отвратительный бой, вопреки расхожему утверждению, что применение пластиковых пыжей и контейнеров нивелирует несоответствие диаметров.
Далее – о пыжах. Что нужно знать о них в первом приближении?

Важнейшей составляющей качественного патрона является способность пыжей обеспечить обтюрацию, а проще не пропустить газы в снаряд. Но не только. Не стоит забывать о таком параметре, как давление форсирования. Для не знакомых с сутью этого термина следует уяснить, что не хорошо, если сдвиг пыжей начнется ранее достижения давления в каморе сгорания, равного 50 атм. Это еще одно предназначение пыжей, прокладок и пластиковых обтюраторов.

Что применить и как подобрать.

В классическом наборе всегда присутствовали  картонные прокладки. Диаметры прокладок у разных авторов разнятся. Я согласен с А. Азаровым, что прокладка должна идти в гильзу со скрипом. Просечек у меня много, потому для бумажных гильз рублю прокладки просечкой 18,7 мм, для полиэтиленовых 18,8 мм. На практике диаметр получается чуть больше.

Но это тонкости. Не будет большого греха  на все случаи, если по факту 18,9 мм. Толщина прокладок вопрос принципиальный. Две прокладки по 1,5 мм вполне приемлемо, набор до 3-х мм из более тонких только от тоски. Лучше, если прокладка 2,5-3 мм, причем излишне жесткого картона следует избегать.

Лучший обтюратор из полиэтилена, но лишь для плюсовых температур. И не каждый подходит. От провалившихся в гильзу проку мало. Желательно, чтобы обтюратор входил в гильзу плотно. Брать можно, если нет выбора, и те, что идут в гильзу с минимальным натягом. И так досылаем на порох обтюратор.
Как дослать прокладки, написано много и правильно.

Так же проста эта операция, если полиэтиленовый обтюратор идет в гильзу плотно. А вот с идущим, едва касаясь стенок гильзы, надо повозиться. Возьмем рекомендуемый пыж Шейнина, задуманный совсем для другого. Первым делом я обратил внимание, что донце этого обтюратора  выполнено с буртиком высотой 2 мм и между донцем и пороховым пыжом появляется пространство, способствующее выдуванию, а то и прогару донца.

fotolia.com 

Для подстраховки вложил в образуемое  бортиком углубление две миллиметровых прокладки диаметром 16 мм. Теперь донце всей плоскостью упирается в пыж, вернее, в картонную прокладку. Поставленные на такой  или подобный обтюратор одна-две картонные прокладки сработают на давление форсирования, а газы плотно прижмут  «юбочку» к стенке, обеспечивая гарантированную обтюрацию.

По классической схеме следует дослать пороховые пыжи. Самый доступный –  древесно-волокнистый, дружно охаиваемый рекомендаторами  за никчемную обтюрацию. Я немного иного мнения. Если пыж не пересох и на нем присутствует осалка, то вариант вполне работоспособен. Особенно если на первый основной пыж дослать толстую картонную прокладку. Прокладка эта поработает и на давление форсирования и как дополнительный обтюратор. В бумажной гильзе с толстыми картонными прокладками патрон годен для минусовых температур. Беру смелость это утверждать.

Классический осаленный войлочный пыж дошел до нас из эпохи дымных порохов и нехромированных стволов. Хорошо обтюрирует и якобы предохраняет ствол от освинцовки. Но, как признают специалисты, «работает» не совсем правильно. В начале ствола он идет излишне быстро, чуть ухудшая условия горения пороха, в дульной же части из-за истирания осалки идет с относительным замедлением, чуть снижая скорость вылета дроби.

Условно говоря, вносит во внутрибаллистический процесс два минуса. Я обхожусь неосаленным, исходя из того что в хромированном стволе он идет с большим сопротивлением, обеспечивая более качественное сгорание пороха. В дульной же части работает так же, как и первый пыж.  В моем случае пыж рубится высечкой 18,9 мм, из тонкого войлока.

Высота сжатого пыжа из трех частей 16 мм. Возможный недостаток обтюрирующих свойств компенсируется досланной на пыж картонной прокладкой 1,8-2 мм. Для амортизации либо мягкий войлок еще проще ДВП, а лучшая прокладка под дробь из пенополеуретана. При вылете из ствола пыж моментально разделяется на фрагменты. Давно уяснил, что при таком способе снаряжения можно применять войлок малой плотности без особого ухудшения боя.

Когда-то отработал  это в ружье 20-го калибра, элементов снаряжения к которому было не сыскать. «Приговорил», – комментировал мой напарник, услышав выстрел из двадцатки, и не часто ошибался.      Теперь пыж-контейнер (ПК). Самый, кажется, выгодный вариант. В теории надежнейшая обтюрация, хорошие амортизирующие свойства, защита столбика дроби.

Чем не надежный способ увеличения дальности выстрела? И без особых хлопот. Засыпал пороха, заткнул ПК, засыпал дроби, закрыл звездочкой, и пали себе в заоблачные выси. Но в жизни все не так просто. В контексте ПК – ружье, патрон надо отработать. Результат может быть далек от ожидаемого. На минус могут сыграть размеры, излишняя твердость или, наоборот, пластичность материала. Пока у меня вне претензий составной ПК кировского завода.

Он хорошо подходит для гильзы  диаметром 18,6 мм. На контейнере имеется обтюрирующий буртик, лепестки тонкие.Обтюратор мощный. А главное, амортизатор регулируется по высоте, что позволяет пользоваться закруткой. Бой тройкой чудный. Откровенно говоря, с тех пор как по нелепой случайности утратил приспособление для заделки звездочкой, сконструированное в советские годы безвестным «самоделкиным», на УПС глядеть не могу.

Потому и отстригаю от ПК безжалостно обтюраторы. Стаканчиков от них обычно не применяю, считая, что качество осыпи предпочтительнее прироста кучности. Проблему же повышения кучности стараюсь решать старым, проверенным способом. Согласованием дроби и пересыпкой последней крахмалом.

А относительно ПК считаю возможным применять лишь идущие в гильзу без зазоров. Обтюратор же предпочтительнее со сферической выемкой.

fotolia.com 

О пыжах малоизвестных. Пыж насыпной. В гильзу, чаще металлическую, на толстую пороховую прокладку насыпают доверху сухие опилки и зажимают картонной прокладкой до упора. Если на порох поставить две-три прокладки, возможен выстрел малой навеской, граммов до 15-20-ти, с очень приличной резкостью. Применяют до сих пор там, где приходится стрелять много и выстрелы неответственные. Самый дешевый патрон.

Общепризнанный недостаток – обсыпание опилками, если ветер на стрелка. Сам не применяю, но ради интереса отстрелял пробную серию. Признаю, что вариант имеет право на существование.
Пыж разбросной, или «фауст-патрон».

В молодости применял сам. Вычитал однажды рекомендации В. Грекова, многолетнего автора журнала «Охота и охотничье хозяйство». В металлическую гильзу с дымным порохом ставилась в качестве пыжа толстая пороховая прокладка, в которой  нагретым шилом заранее протыкалось 5–7 отверстий. Навеска дроби закрывалась парой войлочных пыжей.

Изюминка в том, что дробь разбрасывалась пороховыми газами. Жечь отверстия дело скучное. Потому и появилась у меня просечка-матрица. Прокладок этих на прессе нарубить труда не составляло. Для двадцатого калибра это было то что нужно.

По взлетавшим рядышком бекасам это был суперпатрон. Не путать с патроном Свентицкого, там отверстий раза в три больше, естественно, и разброс. Сведения эти, конечно же, прикладного значения сегодня  не имеют.