Половинные заряды

Началось все с того, что во время охоты на рябчиков с манком, в насаждениях с густым подростом и подлеском, из-за плохого обзора птицы подбегали по земле неожиданно близко или, подлетев, садились на то же дерево, под которым схоронился охотник.

Дистанция стрельбы была в пределах 5–10 метров, а то и 3–4. Приходилось стрелять, целясь в головку петушка, или же слабым движением выдавать свое присутствие, после чего рябчик отлетал и садился на расстоянии 30–40 метров или улетал вовсе.

Во время охоты на белок, обнаружив зверька, я отходил от него на то же расстояние, по возможности закрывая его тельце стволом какого-нибудь дерева, но все равно головка белки бывала сильно изрешечена мелкой дробью, а остальной снаряд бесполезно уходил в небо. А подранки? Ведь их, особенно водоплавающую дичь, приходится иногда достреливать с 5–10 метров, а порой и с 2–3.


Подрастал сынишка, которого я брал на «ближние» охоты. Ему, как и всем мальчишкам его возраста, очень хотелось выстрелить из настоящего ружья. А стрелять в шесть с половиной лет полными зарядами из 12 калибра очень рискованно.


В одной из книг по охотничьему оружию, если не изменяет память Э.В. Штейнгольда, прочитал о снаряжении патронов половинными зарядами. Надо сказать, всю охотничью жизнь я снаряжаю патроны в домашних условиях – так дешевле и надежнее. И вот, снарядив несколько латунных гильз 12 калибра, я пострелял «половинками» сперва по мишени и сосновой доске. Сыну дал выстрелить несколько раз в положении лежа, используя заряд дымного пороха всего в 2 грамма и снаряд дроби № 7 в 5 граммов. Надо отдать ему должное: раз за разом с 5 метров он попадал в бумажные мишени величиной с голубя, которые и по сей день напоминают о тех минутах. Счастье и гордость переполняли маленького Алешу, ведь ни один из сверстников не имел возможности выстрелить из настоящего ружья даже в 10 лет. Видя его увлеченность охотой, я приобрел в комиссионке, располагавшейся в Москве на улице Соломенная сторожка, очень дефицитный и дорогой по тем временам довоенный «Зауэр» 12 калибра. Сын рос, охотился под неустанным присмотром с моим «Меффертом», используя уже полные заряды, до 18 лет, а после получения членского охотничьего билета – с подаренным «Зауэром». Подобрав заряды и снаряды под свои ружья – сперва под ИЖ-54, а затем под «Мефферт», «Зауэр» и «Шпрингер», – я использую «половинки» в практической охоте уже около 30 лет. В левом подсумке патронташа всегда находятся два-три таких патрона.


Далеко не часто они идут в ход, но бывают моменты, когда без них не обойтись. Вот примеры. На одной из последних охот этой осенью половинными зарядами на 5–7–10 м было добыто несколько вяхирей, близко подсевших на присадистые березы, и одним выстрелом на 10 м – две кряквы, севшие в ряску уже в глубоких сумерках на бобровой запруде.
О достоинствах применения половинных зарядов я уже рассказал. Но есть и недостатки. Применять их можно только в неавтоматическом оружии, так как малый заряд не сможет перезарядить ружье. Любая неточность в прицеливании ведет к промаху, поэтому целиться надо особенно тщательно, а стрельба влет очень проблематична из-за малого количества дробин, посылаемых в цель. В безветренную погоду облако дыма мешает увидеть результаты, а по силе звука выстрел сравним с полным зарядом бездымного пороха.


Заряжаю патроны половинными зарядами я следующим образом. Применяю латунные гильзы, которые могут использоваться десятки раз и многие годы, так как слабый заряд их не раздувает. Со временем разбивается лишь наковаленка гильзы под капсюль «Центробой», и патроны могут давать осечки, поэтому такие гильзы отбраковываю. Применять можно как капсюль «Центробой» (он дешевле), так и «Жевело» и его аналоги в гильзах, предназначенных для последнего. Полезно просверлить в капсюльном гнезде под «Центробой» еще два затравочных отверстия.
После капсюлирования гильз охотничий, желательно мелкий (№ 3) дымный порох засыпают в гильзу. Величина заряда для 12 калибра – 3,5 грамма. На порох досылаю картонную прокладку 10 калибра толщиной 2,5–3,0 мм. Расточив на токарном станке обычную пыжерубку 12 калибра до 10, вырубаю картонные прокладки и пыжи самостоятельно. В последние годы пользуюсь исключительно пробковыми пыжами, вырубленными из пробок от бутылок с вином или шампанским. Одной пробки, разрезанной на четыре части хватает на четыре половинных или на два патрона с полным зарядом. После различных торжеств друзья собирают пробки на пыжи, и недостатка в них я не испытываю.


Далее, не отрывая локтя от стола, навойником досылаю войлочный или пробковый пыж (что лучше) высотой до одного диаметра гильзы (15–17 мм). На пыж кладу тонкую (до 1 мм) прокладку и засыпаю дробь. Для 12 калибра величина снаряда всего 10 граммов. В «половинках» использую дробь № 7 для мелкой дичи (рябчик, белка и др.) и № 4 для более крупной (кряква, вяхирь и др.). Дробь пересыпаю картофельным крахмалом (треть чайной ложки на один патрон). Далее следует подписанная по номеру дробовая прокладка также увеличенного размера, толщиной до 1 мм. Дробовую прокладку по краям гильзы заливаю парафином, которого вполне достаточно для надежного удержания совсем небольшого по весу снаряда. Можно, конечно, использовать и различные клеи – БФ, «Момент» и другие.


Нет смысла использовать половинные заряды охотникам, редко бывающим в угодьях, слабо знающим повадки птиц и мелких зверьков, не могущим подкрасться, подкараулить или подозвать потенциальную добычу совсем близко; чересчур азартным и невыдержанным. Имея в одном стволе полный, в другом половинный заряды, опытный охотник расширяет возможности добычи совсем близко находящейся от него дичи, не разбивая ее зарядом «в прах» даже на расстоянии всего 3–4 метра. Особенно удобно использовать эти патроны при охоте на белку и мелких куньих (ласка, горностай, норка, хорь). Однако стрелять далее 10–12 метров такими зарядами б е с п о л е з н о.
Патроны, снаряженные подобным образом, очень дешевы, обладают хорошей резкостью, а ружье при выстреле совсем не имеет отдачи.