О расклинивании дроби

Я всегда с большим вниманием читаю материалы об оружии, баллистике, способах снаряжения патронов и т.д. В пятнадцать с небольшим лет, получив охотбилет, для чего пришлось прибавить три года, и разболтанную двустволку, сыпавшую дробь, как из пригоршни, я вдобавок приобрел и проблему улучшения боя ружья.

Теорию я изучал по книгам, но уже тогда понял, что без практики она мертва. Поэтому заряжал патроны разными способам: заворачивал дробь в бумагу и тряпицу, клеил из бумаги контейнеры (в продаже в небольшом райцентре их не было) и отстреливал по мишеням.

Сравнивал результаты, делал выводы, вновь заряжал и отстреливал. С тех пор прошло сорок лет, но и сейчас я сам заряжаю патроны разными способами в зависимости от условий стрельбы, хотя в продаже теперь имеются самые разнообразные патроны.

К чему все это говорю? Как-то в «РОГ» года два назад была опубликована статья чуть ли не на полосу. Автор увлеченно описывал, какие решил использовать для зарядки патронов материалы, как поведет себя снаряд в стволе и покинув его... В конце пространных размышлений он выдал следующее: «Я, правда, пока не отстрелял заряженные патроны, но, думаю, результат будет отменным».

Или, к примеру, тема расклинивания дроби, которую уже так «замусолили» теоретики-противники. Не думаю, что простому охотнику интересно читать их размышления, ему подавай практические советы, понятные, доступные: сколько пороху и дроби класть в гильзу, какие пыжи и контейнеры лучше применять, как улучшить кучность, а как резкость. Впрочем, последняя статья «О трении и расклинивании дроби» И. Арбузова( «РОГ» № 49, 2012), подтолкнула и меня взяться за перо.

Начнем по порядку. Что касается чистоты опыта, проведнного И. Арбузовым, то, во- первых, проталкивая дробь шомполом, трудно точно оценить усилие, необходимое на это (нужны специальные измерительные приборы). Во-вторых, при огромных скоростях и ускорениях (при выстреле) и при проталкивании дроби шомполом, когда скорость практически равна нулю, дробь ведет себя по-разному.

Расклинивающее действие дроби проявляется именно при больших ускорениях, то есть в момент выстрела. При проталкивании шомполом оно во много раз меньше и мало зависит от размера дроби. Что и подтвердил опыт. Если 420 г разделить на 414 г, то разница будет в одну тысячную. Автор почему-то делил количество мерок, хотя вес их разный.

Чтобы понять, расклинивающее действие какой дроби больше, обратимся к внутренней баллистике. Имеем патрон, снаряженный обычным способом: на порох – картонная прокладка толщиной 3 мм, затем два войлочных пыжа, тонкая картонная прокладка, дробь, вновь тонкая прокладка, закрутка либо завальцовка гильзы звездочкой. Порох, сгорая, образует много газов, которые с огромной силой, через пыжи, давят на дробовой снаряд.

Задние дробины, придя в движение, давят на передние, находящиеся еще в покое. Под действием этого давления они бы разлетелись в разные стороны, но это «стремление» сдерживают стенки ствола, отвечая, как мы знаем из школьного курса физики, тем же усилием в обратном направлении. И происходит расклинивание дробового снаряда.

Кроме того, передние дробины, обладая инерцией покоя, давят на задние, усиливая расклинивающий эффект. Зависит он также от ускорения, с которым движется снаряд, от номера дроби. Наверное, влияние оказывают и другие факторы, в частности, качество обработки внутренней части ствола.

В дульном сужении расклинивающее действие дроби еще возрастает. А теперь задам вопрос: какой дробью кучнее бьют полные чоки? Конечно, мелкой! Значит, вот эти силы давления дроби на стенки ствола у мелкой дроби меньше. То есть ее расклинивающее действие меньше.

При обычном снаряжении патронов расклинивание приводит к сильному истиранию дробин, прилегающих к стенкам ствола, вследствие чего они теряют шаровидную форму и летят с меньшей скоростью. Из-за расклинивания возрастает сила трения снаряда о канал ствола, что приводит к уменьшению его начальной скорости. Насколько я знаю, имеются высокоточные приборы, измеряющие начальную скорость дроби.

Так вот, при одинаковом весе пороха и дроби и одинаковом способе снаряжения начальная скорость мелкой дроби больше. И это еще раз подтверждает, что расклинивающее действие мелкой дроби меньше.

А как поведет себя снаряд, если его поместить в колечко из полоски гладкой плотной бумаги, скажем, вырезанной из упаковки от чая, молока? Расклинивание будет примерно таким же, но теперь периферийные дробины не касаются ствола и не истираются. Возрастает начальная скорость снаряда, ибо коэффициент трения гладкой бумаги по стали меньше, чем свинца по стали. И качество выстрела возрастает. Кроме того, не освинцовывается канал ствола.

А если поместить дробь в пластмассовый контейнер? Так как дробь находится в плотном стаканчике, не разрушающемся в процессе выстрела, то нижние дробины не расклинивают верхние. Но расклинивание все-таки будет за счет инерции покоя, то есть расклинивать дробь будут уже верхние дробины нижние.

Однако сила расклинивания значительно меньше, чем в первых рассмотренных случаях. Не истираются боковые дробины, еще более возрастает начальная скорость снаряда, чем во втором примере, практически не воздействуют на дробь вылетающие из ствола пороховые газы. И такие показатели боя ружья, как кучность и резкость, еще улучшаются.

Убедиться в этом совсем несложно: снарядите первым, вторым и третьим способом по тройке патронов с одинаковыми соотношениями пороха и дроби и отстреляйте по стандартной мишени диаметром 760 мм с расстояния 35 м, ставя за бумажную мишень сухие строганые сосновые дочечки для определения резкости боя.

Улучшает внутреннюю баллистику выстрела в первом, втором и третьем способе снаряжения пересыпка дроби, скажем, крахмалом. Если ружье бьет достаточно кучно, то, применяя контейнеры, крахмал и «свою» (согласованную) дробь, найдя оптимальное соотношение веса пороха и дроби, можно добиться 100% кучности. А это дает возможность стрелять лисицу, зайца на 60–70 м, что при охоте на полях совсем неплохо, а также уток на перелетах осенью и такую сторожкую дичь, как гусей.

Второй способ снаряжения патронов следует применять на средней дистанции 30–40 м. Выстрел достаточно резкий, в меру кучный, а главное – не освинцовываются стволы.

А если приходится стрелять с 10–25 метров (в начале охоты по перу, на вальдшнепа на высыпках, на лисицу на норах), я бы посоветовал следующий способ снаряжения. На порох «Сунар-35» кладется толстая картонная прокладка, два войлочных пыжа, один осаленный, затем тонкая картонная прокладка, колечко из плотной бумаги, дробь, снова тонкая картонная прокладка, после чего гильза закручивается.

А теперь главное: дроби берется не 34–35 г (для 12-го калибра), а 30, 25, 20 г в зависимости от дальности стрельбы. При стрельбе из ствола со сверловкой получок с расстояния 20 м диаметр осыпи при 30 г дроби будет около 60 см, при 25 г – 80 см, при 20 г – чуть больше метра. То есть патроном с 20 г дроби можно навскидку стрелять с десятка метров!

При таком снаряжении нужно соблюдать еще одно правило: дробь следует брать на один – три номера меньше. К примеру, стреляете утку дробью № 5 обычным патроном, значит, при 30 г берете дробь № 6, при 25 г – № 7, при 20 г – № 8. В таком случае густота осыпи с уменьшением веса снаряда не только не уменьшается, а возрастает. Ведь в 35 г «четверки» 175 дробин, а в 25 г «семерки» уже 260 штук.