О малом калибре замолвлю я слово…

Прочел статью постоянного автора газеты Игоря Суслова «Малый калибр гладкого ствола» («РОГ» №4, 2013) и задумался. А ведь действительно, практически невозможно купить в наших магазинах оружие 28-го и 32-го калибров.

Автоматы Калашникова с разной длиной ствола (производитель им дал звучное название «Сайга»), переделанные под 410-й калибр, больше подходят для охранной деятельности. И вообще «Сайга» по внешнему виду далека от охотничьего оружия, не вызывает она во мне положительных эмоций.

Ружье должно не только стрелять, но и радовать глаз изящными линиями, красивым рисунком дерева, своей легкостью и прикладистостью… Наверное, ложи из пластмассы для производителя более технологичны, возможно, они практичны в тайге или во влажном климате джунглей, но черно-матовый металл ружья для любительской охоты должен быть обрамлен деревом с красивой текстурой. Оно душу греет.

Но вернемся к малому калибру. А может, он и не нужен нашим охотникам? Попробую поразмышлять на эту тему с высоты своего десятилетнего опыта владения одностволкой 32-го калибра ИЖ-18Е.
Одностволку я приобрел для охоты на рябчика. Надоело стрелять по небольшой симпатичной птице из тяжелой вертикалки 12-го калибра.

Частенько жалко было смотреть на трофей после выстрела из такой «пушки» (по этой причине не охотился и на перепела, коростеля и другую мелочь, которой водилось в избытке). А одностволочка как нельзя лучше подходила для этой охоты: стреляешь с близкого расстояния обычно один раз. А когда ружье на килограмм легче, то бродить с ним по лесу одно удовольствие.

Со временем я расширил диапазон применения одностволки. Стрелял вальдшнепа весной на тяге, осенними вечерами караулил долгоносиков на воде. Уверенно било ружье селезней и тетеревов из шалаша на весенней охоте, только надо было соблюдать меру – не далее тридцати метров на земле и двадцати пяти – на воде.

Однажды двоюродный брат, купивший себе «Сайгу» 410-го калибра, попросил помочь зарядить патроны. Прочел я характеристики пороха «Сунар-410М» и родилась мысль снарядить для своего ружья магнумовские патроны. Ружьецо-то крепкое – вон какие толстые стенки ствола! Сделал необходимый расчет веса порохового заряда, взяв вместо обычных 14–16 граммов дроби 20 граммов.

Из пластмассовых стреляных гильз 410-го калибра с помощью ножа и паяльника изготовил контейнеры. Снарядил патроны «четверкой» – на зайца, «единицей» – на лисицу, двумя-четырьмя нолями – на косулю и волка, сделал соответствующие мишени. Отстрелы показали, что оптимальная дистанция для таких патронов – 35 метров. А на практике я бил зверя и на сорок.

Но к чему брать на эти охоты ружье 32-го калибра, если имеется 12-й? И вероятность подранка меньше, и трофеев больше добудешь. Все правильно. Вот только есть одно но. За сорок лет охотничьего стажа трофей стал для меня не главным, главное – процесс, проверка своих сил и способностей. К примеру: сумею ли подойти к спящей лисице не на 40 метров (с 12-м калибром), а на 20 – с одностволочкой? Впрочем, это уже лирика.

Поэтому повторю свой вопрос: а нужно ли оружие 28-го и 32-го калибров? Конечно, производить его нужно в меньшем количестве, чем 12-й и 16-й калибры. А чтобы узнать, в каком, можно провести анкетирование среди охотников – любителей и профессионалов. Для каких же целей нужен малый калибр?

Во- первых, для охоты на мелкую дичь: болотную, рябчика, перепела, вальдшнепа; на пушных зверей – белку, куницу, соболя и т.д. Можно, конечно, стрелять последних и из мелкашки, если зверек неподвижен, но часто ли случается такое?

Фото Sinodov/Wikipedia.org 

Охотникам-любителям лучше иметь все-таки двустволку, но легкую, порядка 2,5 кг. Для промысловиков в тайге, наверное, подошла бы вертикалка, не более 3 кг весом, у которой один ствол 28-го, 32-го калибра, а второй 12-го или 16-го, а еще лучше нарезной под патрон 9х53 или 9,3х64. Ибо в тайге вероятность встречи с опасным хищником велика. С нарезным стволом легче реализовать лицензию и на крупного копытного зверя. И не нужно будет таскать с собой два ружья, как многие делают в тайге.

Во- вторых, малый калибр хорош для тренировок в межсезонье: комфортные выстрелы, гораздо дешевле патрон. В-третьих, какой нормальный отец-охотник не хочет, чтобы его сын делил с ним тяготы и радости охотничьей жизни! Но не из 12-го же калибра мальчишкам стрелять по мишени!

Сможет ли наша промышленность серийно выпускать добротные ружья малых калибров в указанных мною весовых категориях – вопрос пока без ответа. Ведь моя одностволочка весит те же 2,5 килограмма. Глядя на толстые стенки ствола, понимаю, что запас прочности у нее рассчитан, простите, на дурака, который засыпает в гильзу бездымный порох меркой. Но этот лишний вес и даже более толстые стенки ствола не спасут при неаккуратном обращении с ружьем, к примеру, если перед выстрелом черпануть стволами снег.

И еще одно немаловажное дополнение. Если надумаете приобрести ружье 28-го или 32-го калибров, то знайте: снаряженные патроны для них в продаже вы скорее всего не найдете. Как и высечки для пыжей, выколотки для выбивания капсюлей, навойника, контейнеров. Меня в таких вопросах всегда выручал кум – механик по образованию, да и у самого имеется небольшая мастерская с тисками, точилом и набором всевозможных электрических и ручных инструментов.

Кроме того, на пачках с порохом вы найдете весовые соотношения заряда и снаряда лишь для 12-го и 16-го калибров. Мне на любой подобный вопрос помогает ответить охотничья библиотечка, собранная в течение многих лет. Так, дроби для 32-го калибра следует брать 14–16 граммов, для 28-го – 18–20 граммов. Заряд «Сокола» по весу в 15–18 раз меньше, для малых калибров можно взять коэффициент 17–18.

Вот от этих цифр и следует «плясать»: заряжайте, пробуйте на резкость и кучность, помня, что меньше дроби – меньше кучность, но больше резкость (при одинаковом весе пороха); больше пороха – больше резкость, но меньше кучность (при одинаковом весе дроби).

Очень хорош на вышеперечисленных охотах и средний по размеру 20-й калибр, особенно если двустволка весит порядка 2,7 кг, лучше даже горизонталка. Из горизонталки проще стрелять по птице на подъеме, в сумерках. Помню, такая была у моего школьного учителя-фронтовика, видимо, привез он ее из Европы. «Двадцатка» у нас в продаже есть, к примеру, ИЖ-43, но она настолько тяжелая…

Такими же тяжелыми были и «вертикалки» ИЖ-27 20-го калибра, ТОЗ-34 28-го калибра (были, потому что давно их не видел в магазинах). Оно и понятно: и первое, и второе, и третье ружье делалось на колодке 12-го калибра. У «двадцатки» и диапазон применения шире, ее можно с успехом использовать на охоте на зайца и лисицу, на копытных «двадцатка» резко бьет пулей. Вес дробового снаряда для данного калибра 23–25 граммов, сколько необходимо «Сокола» – подсчитать нетрудно.

Если требуется недальний выстрел (по рябчику, белке), применяются полузаряды:
3 г дымного пороха и 13–14 – дроби, дистанция стрельбы 15–20 метров. Вместо дымного пороха можно использовать «Сунар-35», сделав соответствующие расчеты заряда и снаряда. «Сокол» будет нормально работать при 20 граммах дроби. Если у вас «двадцатка»-магнум, то дробовой снаряд можно увеличить до снаряда 16-го калибра.

Таким образом, «двадцатка» близка к универсальному калибру. Кстати, более ста лет назад двадцатый калибр был распространен достаточно широко, но затем его незаслуженно подзабыли.