Ошибок на охоте очень много: это и стрельба по неясно видимой цели, стрельба на воде, неумение пользоваться предохранителем и другие. Эти ошибки были всегда – и тридцать, и сорок лет назад. Но особенно это явление распространилось в последние годы, когда стать охотником стало очень просто: заплатил деньги, получил билет, купил ружье – и ты охотник.
Раньше хоть надо было сдать охотминимум да еще год-два походить в кандидатах. Правда, и это не всегда все решало, нужен опыт, а он приходит со временем. Я сам поначалу много ошибался.
Очень не любил я пользоваться предохранителем, а зря. Сколько было случаев, когда ружье выстреливало при падении охотника, при переходе через кустарник. И я однажды попался. Поехали на отстрел кабана в одно лесничество.
Приехали, а у лесничего проверка, ему не до кабана. Он дал нам документы и послал в урочище. И мы втроем отправились туда. Около большого леса шла широкая полоса кустарников, состоящих из шиповника, дерезы и других колючек. Вокруг были свежие порои. Сергей пошел в конец полосы на перехват, Юра сбоку, а я, пустив собак, пошел в загон.
Продираясь через кусты, я неожиданно прямо над ухом услышал выстрел. Я так и присел. Оказывается, ружье зацепилось за ветку, и стволы оказались рядом ухом, другая ветка надавила на крючок, произошел выстрел.
Там была картечь, и только чудом не зацепило голову. С тех пор я заставил себя пользоваться предохранителем. По прошествии времени я снова перестал ставить ружье на предохранитель. И вот однажды, возвращаясь на лыжах с охоты, я решил проверить капкан на хоря. Я спешил и, возвращаясь через густой ельник, снова услышал над ухом выстрел. Это уже слишком. Теперь, пробираясь через кусты, не только ставлю ружье на предохранитель, но и беру его в руки, обхватывая ладонью скобу.
А сколько разных случаев стрельбы на воде! Особенно на открытии. Все забывают, что стрелять нужно по налетающей дичи выше человеческого роста, и тут столько бывает ляпов. Доходит до дикости. Я был однажды свидетелем, как охотники в перепалке просто стреляли друг в друга. Ор, крики, ругань. Это уже не охота. Я однажды попал в очень неприятную историю. Охотились на утку. Приятели на лодках уехали в камыши, а я с собакой ходил по берегу на мелководье. И тут на плес выплывают две лысухи. Я подождал, когда они сплывутся, и одним выстрелом взял сразу обеих. Собака поплыла за добычей.
Вдруг справа из камышей раздались крики и отборный мат. Очевидно, дробь срикошетила и достала кого-то из охотников. Из камышей выплыла лодка с двумя крепкими хлопцами и решительно направилась ко мне. Они продолжали ругаться и махать кулаками. Я обомлел: сейчас будут бить морду. Лодка приблизилась к берегу и тут из воды выходит моя лайка с лысухой в зубах. Лайка была крупная, волчьего окраса и звероватого вида.
Она повернула морду к парням, глядя на них своими желтыми глазами. Этот суровый взгляд, очевидно, меня и спас. Они с опаской посмотрели на собаку и, продолжая ругаться, поплыли обратно. Я кланялся и извинялся перед ними, говоря, что это случайность, что это больше не повторится и так далее. На душе отлегло.
Через неделю на том же месте из камышей выплыла курочка, я поднял ружье, но, вспомнив прежний случай, помедлил с выстрелом. И тут прямо по линии стволов из камышей поднялся охотник. Я чуть не поседел. Холодный пот потек по спине. Вот олух, тебе неделю назад чуть морду не набили, а ты опять за свое. Теперь если я и стрелял, то только там, где в радиусе ста метров не было камышей.
Иногда забывают, что после осечки нельзя сразу открывать ружье. Мой приятель вот так открыл ружье, а оно выстрелило. Хорошо, что ружье смотрело в сторону. Снаряд полетел вперед, а гильза назад. А не отведи приятель стволы – быть бы беде. У меня тоже был такой случай. Осечка, но я подождал несколько секунд и только хотел разломить ружье, как оно выстрелило. Хороший урок.
Очень осторожным и внимательным нужно быть на охоте, когда цель не ясна. Уж сколько говорят и пишут об этом, а все не впрок. Бьют не только друг друга, но и собак. То рыжую лайку застрелят вместо лисы, то темную вместо кабана. Ну дождитесь, когда зверь выйдет на чистину, и бейте. Я сам, к сожалению, однажды чуть не убил темного курцхаара, работавшего по кабану. Никогда нельзя стрелять на шум, это чревато большими неприятностями.
Еще одна неприятность – это когда в компанию попадает человек неуравновешенный. Мне пришлось с таким столкнуться. Он не соблюдал никаких правил: стрелял, когда удобно, лишь бы была дичь. Однажды стоим и обсуждаем загон, а через поляну метров за семьдесят бежит лиса. Этот «охотник» прямо через головы начал палить по лисе. Все присели. Оказывается, он и ружье не разрядил.
В другой раз идем на номера. Впереди ведущий, я за ним, следом этот «нервный». На просеку выходят три косули. В тот же момент я слышу у себя за ухом выстрел и свист картечи. Этот чудак отошел на шаг в сторону и выстрелил. Сразу столько нарушений: во-первых, шел с заряженным ружьем, во-вторых, стрельба с рядом идущими. После того, как он обстрелял моих собак, я ушел из коллектива. Пусть сами разбираются.
Все такие случаи говорят о беспечности, невнимательности, а то и о нарушении элементарных правил охоты. Выходя на охоту, нужно всегда помнить, что у тебя в руках ружье – предмет повышенной опасности.