Оружие с раструбом известно с давних времен, бытует мнение, что такое строение канала ствола способствует улучшению разлета дроби или картечи, которыми могло заряжаться такое оружие.
На деле, конечно же, все не так, хотя морские разбойники, как ни странно, с таким оружием ассоциируются вполне справедливо. Оружию с раструбом было суждено стать «фирменным знаком» моряков и… кавалеристов. И название у него было соответствующее: мушкетоны, или тромблоны.
Сначала этими именами называли небольшие орудия, бросавшие ядра от 20 до 28 лотов, а впоследствии — особый род короткоствольных ружей большого калибра с раструбом на конце ствола в виде воронки. Такое устройство ствола позволяло заряжать оружие картечью или просто рублеными кусками свинца, облегчало засыпание пороха и картечи в ствол и, как понятно, способствовало увеличению скорострельности.
Укороченный ствол делал мушкетон легче мушкета, но при этом и стрельба становилась менее точной. Потеря точности компенсировалась лишь большой площадью поражения при стрельбе картечью. Тем более что при стрельбе на скаку прицелиться было в любом случае непросто, а в морском сражении мушкетон использовался при абордаже, где огонь велся почти в упор.
Ружья такого типа появляются примерно в середине XVI века и первоначально используются в основном на флоте, a со второй половины XVII века и в кавалерии. Bо время правления Людовика XIV в 1635 году во Франции появился новый вид кавалерии (конные фузелёры или мушкетиры), способной действовать и в пешем строю.
Сначала они были вооружены драгунами (фр. dragon — «драгун», букв. «дракон») — мушкетонами большого калибра с раструбом на конце ствола в виде воронки. Кстати, именно от этого названия произошло имя этого вида кавалерии — драгуны. Во времена Луи XIV в каждом эскадроне мушкетоном было вооружено 8–10 кавалеристов.
В Англии с 1788 по 1816 год почтовая служба приняла на вооружение каждого экипажа мушкетон калибром 2 дюйма и длиной 17 дюймов. В России мушкетоны появляются примерно с середины XVII века и первоначально называются «дробовыми пищалями» или «дробовиками». С XVIII века за ними закрепляется название мушкетон.
После ряда экспериментальных моделей в первом десятилетии XVIII века разрабатывается мушкетон, ставший стандартным образцом как для армии, так и для флота. Согласно табелю «Вооружение флота» (1734), на линейный корабль полагалось от 36 до 50 мушкетонов (в зависимости от размеров корабля), на фрегат — 30, на небольшие гребные суда — 12.
С 1772 года, предположительно после длительного перерыва, возобновляются поставки мушкетонов на флот. В 1780-х годах появляются две новые модели флотских мушкетонов: одна — со стволом длиной 560–562 мм и калибром в раструбе 35–36 мм, вторая — заметно короче, с длиной ствола 360 мм, но зато и большего калибра (42–44 мм).
Стандартная модель кавалерийского мушкетона увидела свет только в 1790 году. Предназначалась она специально для лейб-гвардии Кирасирского Его Величества полка, который получил 45 единиц. Как ни странно, эти образцы не имели погона — боковой скобы для особого кавалерийского подвеса.
В 1798–1799 гг. такие же мушкетоны, но уже имеющие погон, получает и лейб-гусарский полк. Русские кавалерийские мушкетоны были легче и короче флотских и крепостных, имели раструб овальной формы. Кстати, такой был и у австрийских кавалерийских мушкетонов образцов 1759–1781 гг.
Мы постарались подробно рассказать историю этого вида оружия для того, чтобы читатель понял, насколько необычным для нас оказалось предложение посмотреть европейский охотничий мушкетон XVIII века.
Охотничий мушкетон — понятие само по себе нестандартное, скоростной перезарядки, как в абордажном бою или кавалерийской атаке, не требующее (впрочем, всякое может быть). Итак, каким же был этот мушкетон? А был он действительно великолепен и со вкусом изготовлен, декоративные элементы были выполнены превосходно.
Ствол стальной; его внешний профиль от дульного среза примерно на 2/3 длины круглый, далее — восьмигранный. В дульной части организован раструб, имеющий максимальный диаметр на дульном срезе, около которого установлена мушка в виде сегмента окружности. Мушка и площадка вокруг нее выделены желтым металлом.
Непосредственно перед переходом к восьмигранной части ствола присутствует декоративный ободок из комбинации скоций и валиков. Задняя часть ствола закрыта казенником, имеющим хвостовик. Сквозь отверстие в нем проходит винт, соединяющийся с навинтованным отверстием в спусковой личинке. На окончании хвостовика, что очень важно, выбиты клейма в виде литер E и L. Замок ударно-кремневый, батарейный, французского типа, детали замка стальные.
С внешней стороны замка установлены полка, огниво, совмещенное с крышкой полки, подогнивная пружина, курок, насаженный на ось лодыжки и зафиксированный винтом. Курок с нижней губой и отверстием, которым он надевается на ось лодыжки, верхней губой и винтом, зажимающим между двух губ кремень. Замок фиксируется с помощью медносплавной боковой личинки, установленной с противоположной от замка стороны ложи.
Через боковую личинку к замку проходят два винта. Замочная личинка оформлена очень оригинально. Фрагментарно по контурам растительного орнамента внутри личинки прорезаны отверстия. На замочной доске присутствует обозначение производителя: PRAIRE/LEIEVNE и клеймо, похожее на более позднее бирмингемское.
Спусковой крючок с завитком назад проходит сквозь спусковую личинку и защищен медносплавной спусковой скобой. Спереди у нее присутствует косица сложной формы в виде рокайли с элементами растительного орнамента. Ложа украшена декоративной резьбой.
Столь богатое оформление внесло некоторую путаницу в представление о прямом назначении ружья. Сегодня мы однозначно разделяем охотничье и военное оружие, но в XVIII веке все было иначе. Армейское оружие широко использовалось на охоте, а богатое охотничье — на войне. Более того, офицерские строевые модели являли собой произведения искусства, богатство их оформления зависело только от достатка того или иного офицера.
Но вернемся к нашему мушкетону и для начала выясним, кто его сделал. На замке присутствовует клеймо с обозначением мастеров, но… Но таких людей в оружейном мире не существовало! А все дело в том, что латинские литеры тех времен попросту надо уметь читать. Выяснив это, мы наконец прочли надпись на замочной доске: PRAIRE/LEJEUNE
Это были не простые оружейники! Клод Пэр (Claude Praire) и Антуан Перрен Люжен (Antoine Perrin Lejeune) считались лучшими мастерами французского Сент-Этьена. Антуан Перрен Люжен происходил из оружейной фамилии, известной всей франкоязычной Европе.
А именем Клода Пэра названа одна из улиц Сент-Этьена.
Ну что ж, на превосходном охотничьем мушкетоне стоят клейма лучших французских оружейников. Тут вроде бы все понятно, но понятно только на первый взгляд. Вспомним о литерах E и L. Что они обозначают?
А это не что иное, как личное клеймо некоего Etienne Lallier — мастера-контролера государственной оружейной фабрики в Сент-Этьене. Иными словами, превосходный охотничий мушкетон прошел… военную приемку. И мы можем определить, когда это произошло, с точностью до пяти лет: 1772–1777 годы — период работы мастера-контролера Etienne Lallier.
Теперь все ясно. Это превосходное оружие есть не что иное, как офицерский драгунский тромблон с ударным кремневым замком образца 1754 г. Его владелец был далеко не бедным человеком, ибо стоимость такой работы, выполненной лучшими оружейниками государственной фабрики, была значительной. Остается только предполагать, кем мог быть тот офицер, который заказал этот тромблон. Французское оружие XVIII в. было самым совершенным, качественным и передовым.
Остальные страны копировали французские системы, причем зачастую местные изменения в них только ухудшали свойства первоначальной модели. К примеру, в Российской империи модификация французской ружейной модели 1777 г. использовалась вплоть до 1860-х годов. Кстати, французская оружейная мысль не переставала быть передовой вплоть до 1880-х годов. Только после этого периода остальные страны смогли догнать и опередить французов в области передовых разработок.
Итак, французский офицерский тромблон — оружие весьма примечательное и вполне современное вплоть до 1840-х годов. Годы его бытования захватывают эпоху Наполеоновских войн. Не исключено, что звуки выстрелов этого тромблона раздавались во время атак французской кавалерии на просторах России или он звучал где-нибудь на Пиренейском полуострове во время непрекращавшейся войны в Испании.
До сегодняшнего дня дошло не так уж много французского офицерского оружия XVIII века, и дело не только в его естественной убыли, но и в изначально небольшом количестве.
Могло это оружие быть использовано на охоте? Несомненно! Тромблон сравнительно легок, его бой восхитителен. Судя по сохранности, о нем заботились и его берегли. Не каждое охотничье ружье того времени могло показать такие результаты дробового выстрела, как этот «кавалерист с раструбом». Кстати, и сегодня он наверняка даст фору многим «детищам современных высокотехнологичных оружейных производств».
Между прочим, в Османской империи пистолеты-тромблоны и небольшие мушкетоны были очень популярны, но не как боевое оружие, а как... декоративный элемент костюма. Даже сегодня в Турции для наивных туристов производят их плохие копии.
Быть может, именно из-за этого пристрастия турок — пиратов Средиземного моря и извечных врагов славян — за оружием с раструбом идет слава разбойничьего? А может, это еще одна легенда Голливуда — кто знает!