Насытить ружьями такую огромную охотящуюся державу могло лишь современное машинное производство. Вот такую простенькую курковую двустволку FN Herstal и привез полковник Зыбин на Императорский Тульский оружейный завод.
В России едва ли не до 1930 годов в ходу были шомпольные ружья с ударными замками. С ориентацией на массовые представления об охотничьем ружье и была выбрана эта модель, вошедшая в обиход под литерой «Б». Это был качественный прорыв. Производство велось по строгим технологиям, включая испытания ружей на прочность. Качество боя определялось стрельбой по контрольным мишеням. По отзывам современников, тульские «Б» если и не превосходили по всем параметрам аналогичные немецкие и бельгийские модели, то были по крайней мере не хуже.
Производство было ориентировано на выпуск ружей в 20-м и 12-м калибрах. Но лично мне пришлось видеть дореволюционную тулку в 10-м калибре, слышал я также и о тульских ружьях 24-го калибра. По некоторым сведениям, модель «Б» в 16-м калибре некоторое время выпускал Ижевск. Сверловка стволов была в основном цилиндр-чок, иногда цилиндр-п/чок.
Производство «Б» продолжалось до 1956 года. В 1941 году модель «Б» производила оружейная фабрика им. Володарского в Туле. Производство было недолгим, с февраля по июль, и по известным причинам прекращено. Качество тех ружей уступало тозовским, что в принципе объяснимо отсутствием опыта производства.
В 50-х годах прошлого века в Туле отметились попыткой серийного выпуска куркового ружья модели МЦ9 12-го калибра. Изначально ее выпустил ЦКИБ как траншейное стендовое ружье. Ружье было на мощной колодке, с полными замками, отличалось длинными (750 мм) стволами, сильными (до 1,25 мм) чоками и весом 3,7 кг. Затем уже ТОЗ озаботился выпуском такого ружья в охотничьем варианте, с минимальными изменениями по длине стволов и уменьшения размеров дульных сужений.
Интересно, что была задумка выпускать ружье с разными параметрами ложи по длине и погибу. Ружье задумывалось в разных калибрах – до 32-го. Мне представляется, что это ружье не выдержало конкуренции с ИЖ-54, которое не уступало, а то и превосходило некоторые экземпляры МЦ9 по бою.
В 1957 г. появилась модель ТОЗ-БМ с повышенными эксплуатационными и прочностными характеристиками. Изменили сужения стволов на п/чок-чок. Следующая «новая» модель появилась в 1963 году. У ТОЗ-БМ появились хромированные стволы, и стало оно именоваться ТОЗ-63. Интересно, что примерно до 1969 года выпускалось и ружье ТОЗ-БМ. Эти ружья в подавляющем большинстве были 16-го калибра. В 20-м калибре они выпускались очень редкими сериями. В каталогах иногда встречались курковые тулки модели ТОЗ-50 в 28-м и 32-м калибрах.
1960-х ТОЗ наконец дозрел до куркового ружья 12-го калибра. Была запущена в серию очень удачная модель ТОЗ-66, и выпускалось это ружье до 1974 года. В принципе оно ничем не отличалось от предыдущих тулок, но ствольные трубки были от ТОЗ-34, отличающегося очень хорошим боем.
Я такое ружье купил по случаю в начале 1990-х, оно обладало просто выдающимся боем и в прямом смысле помогало мне прокормиться. Продал необдуманно, прельстившись более престижной моделью МЦ-9к. Мой приятель – ружейный мастер – долго отговаривал, пророчил, что я обязательно буду об этом жалеть. И оказался прав. Ничего плохого об МЦ-9 не скажу, но расстался с ним без всякого сожаления – до боя ТОЗ-66 он все же не дотягивал.
К 1974 году ТОЗ вновь переработал курковую модель. В серию пошло ружье ТОЗ-54 в 12-м калибре. Декларировался выпуск этого ружья и в иных калибрах – 16, 20 и 28-м. Рекламируя это ружье, производитель заверял, что его живучесть по сравнению с прежней моделью возросла в 1,5 раза. Это оружие, отличавшееся непривычными угловатыми формами, поставлялось на экспорт в США.
Вскоре произошла замена в производстве ТОЗ-54 на модель ТОЗ-80 с возвратом к традиционным для тульских ружей формам. Видимо, выпустили их мало. То ружье, которое я видел, было с ложей со щекой и производило очень хорошее впечатление. А затем в Туле пошла постперестроечная чехарда, курковые ружья канули в лету. Да и не только курковые.
А теперь о том, что представляли собой тульские курковки на практике. Нужно отметить, формы ружья выбраны очень удачно, естественно, что подходят они далеко не всем, но подавляющему большинству к ним удается приспособиться. Внешний курок и длинная мощная боевая пружина достаточно надежно разбивают любой капсюль. В некоторых случаях ценно то, что ружье можно держать с патронами в стволе, не нагнетая боевую пружину, а время подготовки к выстрелу в данном случае минимально. Тройное запирание рамкой Перде на двух подствольных крюках и болтом Гринера в продолжении прицельной планки обеспечивают безопасность даже при применении «диких зарядов».
Развесовка ружья изначально оставляла желать лучшего, а в 1960-е еще несколько ухудшилась, т.к. на ТОЗе, стремясь технологическими мерами обеспечить требуемую кучность боя, увеличили вес стволов.
Бой курковых тулок был замечательным. Еще после войны существовала такая профессия, как доводчик боя. Т.е. из ружья стреляли и при неудовлетворительных результатах начинали со стволами колдовать. И, надо полагать, либо доводили бой до приемлемого, либо забраковывали стволы. Затем бой обеспечивался технологически: если все технологические операции исполнялись без отклонений, то автоматически обеспечивалось и «качество работы». Фактически бой у этих ружей бывал разный. Утверждать, что он однозначно был отличный, не буду. Хотя о том, что бой у ружей модели ТОЗ-66 и ТОЗ-54 очень хороший, говорю с полной уверенностью.
Популярность данного оружия объяснялась прежде всего его дешевизной, а она определяла соотношение цены – качества, т.е. тульские курковки за редким исключением были дешевым ширпотребом. Ружье очень быстро расшатывалось, хотя можно было значительно увеличить его ресурс упором торца переднего крюка в перемычку колодки и подгонкой натяга рамки на полочку заднего крюка. Сделать это мог любой знакомый с металлообработкой человек. Штучные экземпляры этих ружей были обычно хороши, особенно отличались штучные ТОЗ-66.
Относительно слабое место курковок – ослабленная различными врезками ложа в месте сочленения с колодкой. Но это уже издержки конструкции.
Сегодня намечается некая тенденция к возрождению традиций правильной охоты. И вот здесь определенный шарм имеет старая классическая курковка. Востребовано это ружье не только романтиками, которым вдруг разонравился современный дизайн охотничьих ружей в стиле а-ля дубина, но и хорошими стрелками из числа таежных бродяг, для которых надежный удар по капсюлю – возможность постоянно держать патрон в стволе важнее моды, либо рассуждений об опасностях, которые таят в себе взведенные курки.
Сам я последнее время стреляю из такой вот тулочки. Ностальгия, однако…