Мина замедленного действия

Во времена СССР да и сейчас в охотничьем магазине можно встретить на прилавке и купить выдвижную металлическую мерку. Казалось бы, охотнику, любителю самому снаряжать патроны, этого вполне достаточно, и весы – без надобности. Ведь промышленность изготовила для продажи удобную пороховую мерку с четкими, нанесенными на нее делениями. Так, очевидно, думали многие охотники, приобретая сей незамысловатый атрибут охотничьего снаряжения.

Однажды, на заре моей охотничьей юности, подобная мерка появилась и у меня. Дичи в те времена поболе было, патронов заводских достать можно было лишь с оказией, поэтому в основном охотники стреляли все больше самокрутом. Снаряжались часто и много. С висячими весами на пальце было неудобно отвешивать заряды. Поэтому отец, заранее пристреляв ружье, изготовил мерки под порох и дробь.

Правда, с переездом на новую квартиру из старого бабушкиного дома они где-то затерялись. Новая из магазина заводская мерка оказалась кстати. Чего уж тут проще, знай черпай порох и пересыпай в снаряженную капсюлем гильзу. Никакой мороки с весами, которые тогда в доме висели на суровой нитке, доставшимися в наследство от старого, ушедшего в «мир вечной охоты» соседа, заядлого охотника деда Кости.

Таким образом, понадеявшись на фабричную мерку и полностью ей доверившись, я мальчишкой стал самостоятельно снаряжать патроны для своего ружья ТОЗ-БМ 16-го калибра. Причем патроны снаряжались порохом «Сокол» и обычным дымным, которого в те годы было в избытке. На дымаре, если положить побольше порошку, ничего страшного не случится.

А зимой даже полезно увеличивать навеску. Грохоту и дыму всегда много. После выстрела на морозе отдачу, в азарте охоты, так сразу и не поймешь. Главное, попадал в цель, дичь чисто бита. А вот с патронами, снаряженными бездымным «Соколом», начались казусы. Бывало, на охоте гонный заяц из-под собак выбежит на просеку и остановится дух перевести. Сидит слушает, ушами вертит, ждет шельмец, провоцирует, когда охотник в него выстрелит.

Вспоминаю один случай, когда на опушку леса выкатил матерый тумак и сел посреди широкой дороги, ведущей в чистое поле. Стрелять в тот раз пришлось в сидячего. Но стрелял я первым выстрелом, уже предвкушая трофей, которым по приезду домой похвастаюсь перед бабушкой и своими школьными приятелями. Однако пришлось сделать и ни два, и ни три, а целых шесть выстрелов, и это все по сидячему. Вполне возможно, первый выстрел слегка ранил косого, и он немного отпрыгнул, но следом звучали выстрелы, а заяц казался, словно в бронежилете.

Снаряжая патроны к летнему сезону на утку, я также пользовался этой пресловутой заводской меркой и вновь часто мазал. Досада одолевала юного охотника, но факт оставался фактом. Мазила, одним словом. В одну из августовских охот попал я на болото, где уток предполагалось больше, чем комаров. Раз такое дело, патронов беру с запасом, все, что есть в доме. Аж целых 29 штук, как сейчас помню. Хотя обычно на утиную охоту меньше двух патронташей никогда не брал.

Так вот, день с самого утра был по-летнему жарким, утки летали хорошо, и справа и слева. Успевай только поворачиваться да взводить курки. Ох уж эти курки, аж палец устал. Однако азарт мальчишке покоя не дает, хотя давно зудит плечо. Приклад-то у курковки без резинового амортизатора и закрыт металлической пластиной, и на плече уже синяк.

Очередной выстрел делаю с опаской. Плечо побаливает. Расстрелял все патроны до единого, а утку подбил кое-как, лишь одну. Ну и на этом спасибо, зато от души пострелял в белый свет как в копеечку. Вернувшись домой, приняв душ, оглядел себя в зеркало – чистый снайпер, судя по расплывшемуся синяку на плече. После такой стрельбы две недели еще боль в плече давала себя знать.

Прошли годы, сменились ружье и калибр. Стал чаще на охоте использовать импортные патроны, а вместе с тем ушли в прошлое промахи. Наверное, с опытом стал лучше попадать, думалось мне. Курковка вспоминалась чаще, как ружье с большой отдачей и тяжелыми на взвод курками, хотя совершенно безотказное и удобное на вскидку ружье. Но к нему уже я полностью охладел.

Один мой приятель загорелся охотой и при выборе себе ружья предложил его приобретение вместе с ним отстрелять на пробу. Что ж, патроны-самокрут 16-го калибра у меня немного были. Самое то использовать их по назначению. Выехали в глубокий карьер и произвели каждый по паре выстрелов. Ружье понравилось. Вот только отдача сильная вновь напомнила мне о стрельбе моей юности.

фото: Мухамедшина Рафаэля 

Да уж, современные ружья, с различными амортизаторами приклада, гораздо комфортнее при стрельбе, что ни говори. А прогресс не стоит на месте. А тут старенькая тулка, с прикладом, оканчивающимся железной пластиной. «С таким прикладом только в рукопашную» – улыбнулся приятель, оглядывая ружье.

И вот однажды, по Аксакову, решил всерьез подобрать оптимальный патрон, поэкспериментировать с навесками различных порохов при самостоятельном снаряжении патронов под свое ружье и в связи с этим приобрел точные весы. Первым делом достал заводскую мерку и перемерил на весах навески пороха «Сокол», указанные на ней, и вот что получилось, напротив каждого деления соответствующая реальная навеска пороха, проверенная весами:


«Сокол»

2,25=2,7 г 2=2,3 г 1,75=2,05 г 1,5=1,65 г

дымный порох
2,25=4,55 г 2=4 г 1,75=3,55 г 1,5=3,2 г

«Сунар-42»
2,25=3,3 г 2=3,1 г 1,75=2,7 г 1,5-2,44 г.

Аналогичная мерка, купленная в магазине,
но с латунным внутренним цилиндром:
«Сунар-42»
2,25=3,88 г 2=3,4 г 1,75=2,97 г 1,5=2,6 г

«Сокол»
2,25=3 г 2=2,7 г 1,75=2,32 г 1,5=2 г

«Дым»
2,25=4,97 г 2=4,45 г 1,75=3,97 г 1,5=3,5 г.

Достал из патронного ящика чудом сохранившиеся три патрона 16-калибра в папковой гильзе с «уточкой», заряженной на порохе «Сокол». Хорошо помню, что снаряжал их сам много лет тому назад, черпая порох «Сокол» заводской меркой, выставленной по делению 1,75 г для 16-го калибра. Разрядил старые патроны.

«Сокол» из гильзы пересыпал на весы и – не поверил глазам! Весы показали 2,35-2,4-2,35 г, и это при отмеривании навеской против деления 1,75 г. Вот что бойся-то. Вот какую мину замедленного действия подложил завод-изготовитель охотникам. Спасибо, не ожидал…

Теперь уже черпаю меркой, установленной на 1,75 г, порох «Сокол» из банки и высыпаю на весы. Мать честная, опять 2,3 г!

Это что ж получается, господа-товарищи?! Охотник, приобретая в торговой сети пороховую мерку с делениями и, будучи уверенным в непогрешимости изготовителя, роет себе могилу?

И никто нигде ни разу за все эти годы не удосужился исправить эту смертельно опасную погрешность или, откровенно говоря, преступную халатность. Вероятно, всему виной всеобщая безнаказанность, пущено все, как всегда, на самотек.

План, количество, прибыль, прежде всего, но никто и никогда всерьез не думал о человеке. Что же с ним будет и, может, в конце-концов произойти с простым охотником, который воспользуется заводкой меркой с делениями с такой огромной неточностью. Хорошо, что ружье ТОЗ-БМ оказалось таким прочным и его не разорвало от усиленных зарядов пороха в 2,35 г.

Впрочем, некоторые знакомые охотники, уверовав в крепость русского ружья при стрельбе пулями зимой из тульской курковки ТОЗ-БМ 16-го калибра, сыпят всю жизнь умышленно «Сокола» 2,5 грамма, и – ничего, стреляют, ружье выдерживает, со временем приобретая шат стволов. Но это же опасно! Стандартные навески 16-го калибра гораздо меньше.

Теперь мне стали понятны мои частые промахи в юные годы, зимой по зайцу и синяки после летней охоты по утке.

Ружье от чрезмерно большой навески «Сокола» просто разбрасывало дробь, оставляя при этом лишь синяки стрелку и плодя возможных подранков.

И ведь сегодня в продаже имеются те же самые мерки с точно такими же делениями, которые совершенно не соответствуют действительности.

Возможно, пороховая мерка, когда впервые задумывалась и была выпущена промышленностью, соответствовала шкале делений, указанных на ней. Но со временем ОТК ослаб, и произошла замена внутреннего передвижного цилиндра на более тонкостенный. В результате имеем опасный брак! А чего переживать-то производителю, если где-то кому-то при стрельбе будет нанесен вред ружью или здоровью Сами, мол, виноваты.

Так что, как говорится: доверять-то доверяй, да весами проверяй! А за отсутствием точных фабричных мерок можно любителю самокрута самому изготовить из одноразовых медицинских шприцов нужные мерки, обязательно сверив их на весах. Удобно применять для этих целей и гильзы меньших калибров, но слегка доработанный шприц на выбор под любой калибр также удобен в качестве мерки.