Знакомство со статьей Юрия Александрова «Пыжи и выстрел» (для перехода к статье нажмите на ссылку) началось у меня с изучения таблицы, в которой автор изложил результаты экспериментальных выстрелов патронами разной зарядки. Я сразу озадачился вопросом: «Почему в своих экспериментах автор пользовался навесками дроби, далекими от оптимальных (в большинстве вариантов – до 30 г)?»
Недоумение вроде бы разрешилось, когда уже из текста статьи я узнал, что автор не принимал в расчет вес тех дробинок, которые не умещались в пыжевый контейнер. Но к концу чтения опять возникла неясность. Автор указывает, что полностью входят в «стакан» пыжа лишь заряды дроби патронов фирм «Главпатрон» и «Хубертус». Вес этих зарядов, соответственно, 27,5 и 28 г. Но ведь это нормы 16-го калибра.
Так с какими же все-таки патронами – 16-го или 12-го калибра – экспериментировал автор? Если с патронами 16-го, то я буду несколько разочарован: большинство наших охотников вооружены ружьями 12-го калибра.
Есть у меня и другие замечания к статье: зачем, спрашивается, проверять на резкость бой дробью № 7, которой стреляют-то не далее 30 м; из статьи также не ясно, как оценивалась равномерность дробовой осыпи – на глаз или еще каким способом. Вместе с тем предложенная автором тема заслуживает внимания и дальнейшего обсуждения.
Вполне очевидно, что для доброкачественного выстрела важны как хорошая обтюрация пыжа в канале ствола, так и соответствующая обтюрация пыжа в гильзе. По многолетнему опыту знаю, что стандартные картонные прокладки и пластмассовые пыжи-обтюраторы (без лепестков), имеющиеся у нас в продаже, в полной мере отвечают второму из названных условий только в том случае, если они используются в папковых гильзах. Что касается пластмассовых (полиэтиленовых) гильз, по существу, вытеснивших из употребления папковые, то их внутренний диаметр все-таки несколько великоват для того, чтобы обеспечить оптимальную обтюрацию прокладок и абтюраторов.
Правда, этот факт волнует не всех охотников. Дело в том, что почти одновременно с появлением в продаже пластмассовых гильз в продажу стали поступать готовые патроны, снабженные пыжами-укучнителями (с контейнерами для дроби), которые в какой-то мере компенсируют потерю кучности боя при использовании пластмассовых гильз.
И все-таки вопрос, о котором идет речь, нельзя признать закрытым (особенно для тех охотников, которые сами снаряжают патроны). Я выхожу из положения тем, что вырубаю картонные прокладки высечками, производимыми у нас в прошлые годы.
Маркированные как калиберные, эти высечки в действительности имеют диаметр несколько больше соответствующего калибра – 16-го или 12-го (давно не интересовался, имеются ли они в продаже сейчас). От использования в пластмассовых гильзах пластмассовых пыжей – обтюраторов – я отказался: их заменяю комбинацией войлочных и древесно-волокнистых пыжей.
Теперь о достижении оптимальной обтюрации пыжей в канале ствола. Не все знают, что широко представленные в продаже полиэтиленовые обтюраторы, например производства Кировского завода охотничьего и рыболовного снаряжения, рассчитаны фактически на каналы стволов только ижевских ружей (до недавнего времени диаметр в ружьях 12-го калибра – 18,2 мм). Каналы стволов тульских ружей, в частности ТОЗ-34 – 18,5 мм в 12-м калибре, оказываются для этих пыжей излишне широкими
Решая задачу подбора заряда для ТОЗ-34, я решил попытаться заменить пластмассовый пыж-обтюратор срезом кружка бутылочной пробки толщиной 4-5 мм. Подчеркиваю, речь идет не о пыже, вырубленном из пробки, а именно о срезе кружка пробки указанного размера. Диаметр большинства таких пробок не превышает 19-20 мм. На практике, если кружок с некоторым усилием, но мягко проходит через пружины «Барклая», обтюратор можно считать состоявшимся. Употреблять его я рассчитывал в сочетании с войлочными и древесно-волокнистыми пыжами.
Опыт удался. В дальнейшем я стал усиливать пробкой и патроны для ИЖ-26, если снаряжал их дробью крупнее «пятерки». Где доставал пробки? Договорился с буфетчицей в баре, чтобы она сохраняла для меня, сколько может, пробок от сухого вина в розлив. Через пару дней получил этого добра целый ворох.
Последний контрольный отстрел таких патронов провел «по случаю» совсем недавно. Мне принесли со стенда сотни полторы стреляных пластмассовых гильз. Попытался использовать их вторично, но это оказалось непросто. Дульца гильз, деформированные при первой зарядке, при вторичной не поддавались нормальной завальцовке или заделке «звездочкой». Они просто сминались. Тогда я догадался обрезать их на 0,5 см. Укороченные гильзы завальцовывались без хлопот.
Сделал три выстрела из левого ствола ИЖ-26 на 35 м в стандартную мишень 750 мм (порох «Сокол», 2,15 г.; дробь № 3 – 32 г). Результаты, соответственно, 71, 75 и 73 процента по отношению к общему числу дробин, содержащихся в патроне. И это при неполном совпадении длины гильзы с длиной патронника. Для моих, преимущественно лесных, охот кучность даже избыточная.