Нет никаких сомнений в том, что подавляющее большинство охотников однозначно выскажется за дерево в качестве материала для изготовления ложи, хотя еще несколько лет назад это же большинство охотников столь же однозначно осуждало тех, кто покупал ружья с ложами, из синтетических материалов. Но знает ли это агрессивно настроенное большинство, что одно из каждых трех продаваемых сегодня в мире ружей имеет синтетическую ложу? Что же явилось причиной столь значительных изменений в психологии охотников?
Не знаю, почему охотники столь консервативны в вопросах, касающихся ружей. (Впрочем, я и сам отношусь к числу консерваторов. Когда Александр Посудин убеждал меня поставить на ружье флюомушку, я отбивался до последнего). Именно поэтому вопрос об активном применении синтетических материалов для изготовления оружейных лож приобретает столь большое значение.
Первые синтетические ложи появились после Второй мировой войны, когда начала активно развиваться химия полимеров. В 1950-е годы компания «Ремингтон» установила синтетические ложи на винтовки, получившие название «Nylon», под патрон кольцевого воспламенения. Отношение охотников к винтовкам с синтетическими ложами, несмотря на надежность и высокое качество сборки, было, мягко говоря, прохладным. Большинство считало синтетическую ложу скорее любопытной новинкой, атрибутом «детского» ружья.
Примерно в это же время американским рационализаторам и изобретателям пришла в голову любопытная идея: а что если смешать эпоксидную смолу с частицами стекла и заполнить этой смесью пазы в ложе, изготовленной из дерева? Сказано – сделано. Когда эпоксидная смола с наполнителем из стекла застыла, обнаружилось, что смесь жестко фиксирует ствольную коробку винтовки и таким образом устраняет дефекты подгонки деревянных частей к металлу.
Казалось бы, фиксация ствольной коробки при помощи полимерного соединения должна стать прологом к изготовлению ложи в целом из современных полимерных материалов. Однако этого не произошло. Технический прогресс оказался не в состоянии разом преодолеть предрассудки и барьеры условности, стоящие на его пути. Более того, многие оружейники в то время часто однозначно высказывались против применения полимерных материалов на том основании, что это идет вразрез с классическими канонами изготовления охотничьего оружия.
И даже тот факт, что фиксация ствольной коробки винтовки способствует повышению точности стрельбы, не принимался ими в качестве аргумента. Некоторые противники синтетических лож в своем неприятии новинки доходили даже до того, что утверждали, что если бы Богу было угодно, чтобы ложи изготавливались из полимерных материалов, то он бы вырастил полимерные деревья.
Тем не менее нашлась-таки группа энтузиастов, решивших изготовить полностью синтетическую ложу. Чет Браун, Гейл Макмиллан и Ли Сикс увлекались высокоточной стрельбой. Они решили, что ложа, полностью изготовленная из фибергласса, будет способствовать повышению точности стрельбы, и приступили к изготовлению экспериментальных образцов.
Полученные результаты поразили даже их самих. Ложа, изготовленная из армированного фибергласса и заполненная пенополиуретаном, обладала по крайней мере двумя преимуществами по сравнению с деревянной ложей. Во-первых, она была индифферентна к воздействию неблагоприятных погодных условий и, во-вторых, обладала меньшим весом.
Легкие и прочные синтетические ложи оказались востребованы стрелками, увлекающимися варминтингом. По существующим правилам, вес винтовок легкого класса (вместе с оптическим прицелом) не может превышать 4,7 кг. Уменьшение веса ложи до 700 г позволяло увеличить толщину стенок ствола и таким образом повысить его жесткость, не выходя при этом за установленные ограничения.
Уже к началу 1970-х годов синтетические ложи практически полностью вытеснили дерево из практики стрелков, увлекающихся варминтингом. Следующим шагом в направлении повышения точности стрельбы был отказ от использования винтов для соединения ствольной коробки и ложи. Использование полимерных материалов позволило жестко соединить ствольную коробку и ложу в единое целое.
Пионеры изготовления синтетических лож намеренно красили их в ядовито-желтый цвет, чтобы тем самым дать понять, из какого материала изготовлена ложа. Хотя справедливости ради следует отметить, что некоторые производители синтетических лож старались придавать своей продукции сходство с деревом, нанося раскраску, имитирующую структуру дерева. Следующим этапом, наступившим, правда, через много лет, было начало производства ружей в камуфляжном исполнении.
Шли годы, и синтетические ложи завоевывали все больше убежденных сторонников среди любителей высокоточной стрельбы. Однако охотники и спортсмены твердо стояли на своем и категорически отказывались изменить дереву. Не удивительно. Я тоже считаю, что ложа, изготовленная из высокосортного ореха, придает ружью неповторимую индивидуальность. Вряд ли можно найти две ложи с одинаковым рисунком.
Однако к концу 1970-х годов популярность синтетических лож среди охотников возросла настолько, что этот феномен (феномен – если принять во внимание абсолютное неприятие синтетики охотниками) даже нашел свое отражение в языке. Возник термин «перекидочная» ложа.
Этим термином стали обозначать ложи, изготовленные из синтетических материалов, предназначенные для самостоятельной установки. Владелец охотничьего карабина мог без посторонней помощи установить ствол на новую ложу, получив при этом оружие с меньшим весом, имеющее повышенную точность стрельбы и не боящееся негативных погодных явлений.
Феномен феноменом, но крупные производители охотничьего оружия не торопились начинать массовое производство оружия с синтетическими ложами. Они выжидали. Вообще, как утверждают некоторые оружиеведы, выжидание – освященная временем традиция в мире производства охотничьего оружия. И когда компания «Уэзерби» объявила о начале производства охотничьего карабина с синтетической ложей (модель «Fibermark»), это прозвучало подобно грому среди ясного неба.
Как бы там ни было, но до того времени компания «Уэзерби» использовала только первосортный орех для изготовления лож для охотничьих карабинов. (Позднее в частных беседах Рой Уэзерби признавал, что он был категорически против использования синтетики и лишь благодаря настойчивости его сына Эда он рискнул начать производство карабинов с синтетической ложей. Но в официальных интервью Рой Уэзерби всегда гордился принятым решением и превозносил прозорливость сына).
Вскоре примеру компании «Уэзерби» последовали и другие крупнейшие мировые производители охотничьего оружия. Не боящиеся отрицательных погодных явлений синтетические ложи стали лишь первым шагом на пути к созданию «всепогодного» карабина. Через несколько лет охотникам были предложены модели со стволами, изготовленными из нержавеющей стали. Так что теперь охотник без какого-либо опасения за судьбу карабина может в случае необходимости воспользоваться им даже как веслом.
Кроме того, есть еще одна причина, объясняющая значительную популярность синтетических лож. Это цена сырья и вложенного в готовое изделие труда. Дело в том, что ложа карабина, изготовленная из высокосортного ореха, составляет значительную часть его цены. Изготовление ложи из синтетического материала (фибергласс, кевлар, углепластик и т.д.) обходится гораздо дешевле. К тому же в процессе производства получается почти готовое изделие, практически не требующее финишной отделки.
Всего лишь двадцать лет назад синтетические ложи воспринимались охотниками как нелепая новинка, не заслуживающая никакого внимания. Однако сейчас синтетические ложи прочно вошли в охотничий обиход и являются символами надежности, прочности и высокой точности стрельбы. К сожалению, в последние годы на рынке появилось множество моделей ружей и карабинов с синтетическими ложами, цена которых не соответствует качеству. К качеству сырья, из которого они изготовлены, претензий нет.
Важно другое. У этих ружей практически отсутствует подгонка ложи к металлическим частям оружия, а раз именно то, что с самого начало выгодно отличало синтетические ложи от деревянных. Поэтому, покупая ружье или карабин, будьте внимательны, посмотрите, что скрывает камуфляжная раскраска ложи.
Неужели дерево без боя сдало свои позиции, которые оно занимало с появления огнестрельного охотничьего оружия? Нет и еще раз нет. Оно так же, как и прежде, широко применяется для изготовления лож для ружей и карабинов. Однако век технического прогресса, помимо традиционных технологий, позволяет дизайнерам создавать и использовать новые материалы. Так, в последнее время дизайнер Терри Леонард изготавливает ложу, чередуя древесину светлого кедра и слои углепластика, что создает удивительный эффект.
Нет сомнений в том, что раньше или позже Леонарду или его последователями удастся создать новые материалы для изготовления оружейных лож, которые будут сочетать в себе прочность, легкость и износостойкость синтетики с нестареющей красотой дерева.