Дистанция 50–60 м является значительной, и ее нельзя признать расстоянием уверенного и надежного поражения дробью. Но иногда так складываются обстоятельства, что приходится стрелять именно на такое расстояние.
В свое время специалисты по созданию боеприпасов «магнум» в США решили определить эффективную дальность поражения водоплавающей дичи. На практике их теоретические расчеты не подтвердились. Они однозначно показывали, что для уверенного поражения кряковой утки на дистанции 56 м достаточно навески дроби № 4–3 массой 52 г.
На практике же оказалось, что на дистанции свыше 45–50 м резко возрастало количество подранков. Основной причиной их появления были сами охотники, неправильно оценившие дистанцию до дичи и взявшие неправильные упреждения. Специалисты охотхозяйства, вооруженные лазерными дальномерами, не говорили охотникам, на какой дистанции находится дичь, а просто фиксировали результаты. А они оказались неутешительными.
Охотники зачастую сильно переоценивают свои возможности в стрельбе на предельные расстояния. Свое неумение грамотно организовать охоту многие пытаются компенсировать поиском нужного ружья и патрона с какими-то фантастическими характеристиками.
Такие взаимоисключающие параметры дробового выстрела, как кучность и резкость боя, при стрельбе на дальние расстояния зависят от взаимодействия комплекса «оружие — патрон». Мнение о том, что современный патрон полностью предопределяет результат выстрела, неверно. Как показывает опыт отстрела различных ружей на резкость и кучность совершенно одинаковыми патронами, характеристики оружия достаточно сильно влияют на бой.
Переход в последнее время за рубежом на стальную дробь вынуждает оружейников по-другому взглянуть на конструкцию дульных сужений ружей. Дело в том, что традиционные дульные сужения изнашиваются при стрельбе стальной дробью на порядок быстрее, чем свинцовой, а необходимые параметры по кучности и равномерности осыпи при использовании стальной дроби достигаются при меньших значениях дульных сужений.
Длина сужений на импортных ружьях резко возросла, угол перехода из канала ствола в дульное сужение уменьшился. Все эти изменения были нужны для того, чтобы максимально снизить силу динамического удара стальной дроби в зоне перехода в сужение и улучшить равномерность дробовой осыпи в периферийной зоне. Принято считать, что длинные дульные сужения мягче взаимодействуют с дробью.
При хороших показателях по кучности они обеспечивают меньшую плотность попаданий в центре осыпи, способствуют лучшему распределению по всей мишени, что приводит к более результативной стрельбе. Учитывая, что большая часть выстрелов на охоте производится на дистанции до 35 м, такая конструкция дульных сужений себя оправдывает. Но быть удовлетворенным боем ружья, при котором обеспечивается наилучшая равномерность дробовой осыпи на дистанции 35 м, можно не всегда.
При стрельбе дробью на дистанции свыше 35 м (до 50 м) дульные сужения, имеющие вышеперечисленные особенности конструкции, обеспечивают кучный бой, который в значительной степени зависит от параметров патрона.
Давно известно, что на дальнеубойность (не путать с дальнобойностью) ружья влияет такой параметр, как коэффициент сгущения дроби к центру дробовой осыпи. Кучность боя на 35 м может составлять 75–80%, а коэффициент сгущения дроби 1,5, и ни о какой эффективной стрельбе на 50–60 м из ружья с такими показателями дробовой осыпи речи быть не может, хотя равномерность может быть даже отличной.
Для таких дальностей необходим ствол с дульным сужением, которое на дистанции 35 м может обеспечивать значение коэффициента сгущения не менее 2,5, а кучность 75–80%. Стволов, обеспечивающих такой бой средними и крупными номерами дроби, немного.
Проще всего обеспечить сгущение дроби к центру осыпи, используя короткий и крутой чок. Но такие чоки, как правило, хорошо работают с мелкими номерами дроби, до «пятерки» включительно. При использовании более крупных номеров дроби появляются проблемы с кучностью, в основном из-за потери количества попаданий дроби в периферийную область мишени.
Наибольшая концентрация свинцовых дробин к центру дробовой осыпи наблюдается, когда угол перехода из канала ствола в дульное сужение равен пяти градусам. Но это уже предельное значение, превышение которого приводит к раздутию ствола в дульной части. Наиболее полно работа по изучению влияния параметров канала дробового ствола и дульных сужений на формирование дробового снопа в свое время была проведена на ЦКИБ СОО.
Если говорить о том, как влияет длина ствола на увеличение дистанции поражения дичи, то необходимо отметить: в среде охотников, особенно жалующих охоту на водоплавающую дичь, закрепилось убеждение, что чем длиннее стволы, тем бой лучше. Между тем оружейная наука давно установила, какая длина стволов наиболее практична при использовании бездымных порохов. Известно, что чем длиннее стволы, тем вес их больше, центр тяжести смещается вперед, ухудшается баланс ружья и его общая развесовка. И, как следствие, ухудшается меткость стрельбы влет дробью.
Применение высоколегированных ствольных сталей позволило делать стволы довольно легкими даже у двустволок. Что касается полуавтоматов, то для них это важный момент, так как изготовление ствольной коробки из сплавов «В-95» отечественного производства и «Эргал 55» импортного в сочетании с тяжелым стволом и подствольным магазином может не лучшим образом повлиять на развесовку.
Увеличение длины ствола более 70 см в ружье с патронником под гильзу 70 мм малооправданно. Большого приращения скорости дроби при использовании бездымных быстрогорящих порохов это не даст. Увеличение длины ствола дает лишь несущественное увеличение кучности осыпи. Но, как показывает практика, на кучность в гораздо большей степени влияет способ снаряжения патронов и конструкция самого дульного сужения.
Удлинение ствола до 76–81 см может быть полезно при наличии патронников длиной 76–89 мм, так как в боеприпасах «магнум» используются прогрессивно горящие пороха. Любителям особо длинных стволов необходимо помнить, что при стволе длиной 81 см и более, при стрельбе усиленными снарядами, оружие склонно низить.
Особенно это характерно для легких и длинных стволов многих импортных полуавтоматов. В результате выстрела дульная часть ствола совершает колебания с амплитудой около 2 мм. Чем сильнее заряд, легче и длиннее ствол, тем больше амплитуда. Обнаружить это можно, стреляя только по большим мишеням.
Применение патронов «магнум» при твердости дроби менее 18 единиц по НВ не решает задачу обеспечения уверенного поражения дичи на предельных дистанциях дробового выстрела. Опытные отстрелы «магнума» на дистанцию 45 м с навеской дроби 44 г показали резкий рост значения коэффициента сгущения дроби к центру дробовой осыпи (до значения 4,5).
Если вспомнить, как считается данный параметр для 16-дольной мишени, то становится ясно, что резко увеличиваться он может только за счет резкого уменьшения количества попавших дробин в периферийное кольцо мишени d = 76 см. Куда же пропали эти дробины? Они просто отклонились под воздействием аэродинамических сил, так как были в большей или меньшей степени деформированы.
Давно известно, что наибольшая деформация дроби происходит еще в патроне. Она в сильной степени зависит от твердости самой дроби, правильности подбора капсюля-воспламенителя, пороха и конструкции пыжа. Поэтому при твердости дроби менее 19–20 единиц по НВ надеяться на хорошие результаты по кучности и резкости боя, без разного рода демпферных материалов (крахмал, тальк и т.д.), снижающих деформацию дроби, непросто. Исключение может составлять картечь, в этом случае некоторое снижение твердости свинца может даже улучшить кучность при стрельбе из полного чока.
Зачастую патроны с навеской дроби 32 г и 36 г имеют параметры дробовой осыпи на 35 м, которые превосходят характеристики «магнума» и позволяют надежно поражать дичь на расстоянии до 45 м. Резкость боя у многих ружей патронами с навеской дроби 32 г и 36 г выше, чем «магнума», в том числе и при стрельбе из ружей с патронником 76 мм.
В настоящее время существует тенденция увеличивать начальные скорости дроби в надежде повысить ее дальнобойность. Но увеличение начальной скорости до 400 м/с мало что дает для стрельбы на предельные расстояния. Дело в том, что сопротивление воздуха летящим дробинам прямо пропорционально квадрату их скорости. Поэтому дробь при больших скоростях полета теряет эту скорость гораздо интенсивнее, чем при меньших.
В результате на предельных дистанциях порядка 50–55 м остаточные скорости дроби, выпущенной со скоростью 400 и 370 м/с, отличаются незначительно. Применение же повышенных навесок дроби (35–37 г) в сочетании с повышенной навеской быстрогорящего пороха, (для придания большей скорости), приводит к излишней деформации дроби в начальный момент выстрела, свинцеванию ствола и повышенной отдаче.
Особенно это проявляется при неправильном подборе капсюля-воспламенителя и пороха в малых калибрах. В конечном счете все это ведет к снижению кучности, коэффициента сгущения дроби к центру дробовой осыпи и, как следствие, к снижению результативности стрельбы на предельные дистанции.
Если проанализировать начальные скорости дроби № 1 и № 0 в большинстве патронов отечественного производства, то они, как правило, больше 400 м/с. Хотя давно известно, что при стрельбе на предельные дистанции поднимать значение начальной скорости дроби выше 390 м/с не стоит.
Значение начальной скорости дроби до 410–420 м/с желательно иметь только при использовании «магнума» на зимних охотах, где резкость боя никогда лишней не бывает. При отрицательной температуре –15 °С и ниже возникают серьезные проблемы с амортизирующими свойствами и целостностью пластикового пыжа-контейнера, что также не способствует улучшению параметров дробовой осыпи.
Получить приличный бой дробью на дистанции 50–60 м возможно лишь при значительном снижении деформации свинцовой дроби в начальный момент выстрела и использовании оружия с характеристиками, которые изначально могут обеспечить такой бой. Если не прибегать к давно известным эффективным способам снижения деформации (пересыпание дроби сухим крахмалом или тальком), то придется использовать высокосурьмянистую (до 5–6% сурьмы) плакированную медью или никелем дробь, пыжи-контейнеры с амортизаторами из термостабильных материалов.
Безусловно, потребуется подбор капсюля и типа пороха. Возникнет необходимость в пересыпании дроби в патроне мелкой крошкой из пенополистирола, как это делают известные американские фирмы «Ремингтон» и «Федерал». Понятно, что такой патрон дешево стоить не будет, но другого пути нет, если речь идет о выстреле свинцовой дробью.
Отработка патронов, обеспечивающих надежное поражение дичи на дистанции 50–60 м, должна происходить в тесном сотрудничестве с конструкторами оружия, предназначенного для решения столь непростой задачи.
Из вышесказанного следует одно: хороший бой ружья на предельные дистанции зависит от величины снаряда дроби, конструкции дульного сужения, длины и массы ствола, способа снаряжения патронов и их качества. А уверенная и результативная стрельба возможна лишь при достаточной практике стрельбы на предельные дистанции.