С того времени военные стендовики стали ведущими стрелками в СССР. Они установили не один всесоюзный рекорд по стендовой стрельбе. Но были трудности с обеспечением их стендовыми ружьями. Отечественные ружья высокого разбора тогда не выделывались.
В 1936 году на ИЖМЕХе приступили к выпуску модели ИЖБ-36. Это было первое двуствольное ружье 12-го калибра с замками на боковых досках, которое производилось серийно вплоть до 1946 года. Запирание было тройное, предохранитель автоматический. Это были надежные и удобные ружья, которые применялись в стрельбе на стенде и на охоте. Но с началом Великой Отечественной войны производство ружей было свернуто, и заводы приступили к выпуску стрелкового оружия для фронта.
18 февраля 1946 года, состоялось совещание по выпуску охотничьего и спортивного оружия, и в скором времени на прилавках магазинов появились любимые советскими охотниками модели. Люди старшего поколения и сегодня с любовью вспоминают свои ижевки и тулки.
Из продукции ТОЗ это двуствольное курковое ружье со стволами, соединенными в горизонтальной плоскости БМ-16, и ряд ружей на его базе. В Туле выделывали курковую двустволку МЦ-9 (не путать с вертикалкой МЦ-9 ЦКИБ СОО). Для стрельбы на стенде с 1948 года ТОЗ выделывал ружья ТС-1 и ТС-2 калибра 12/70 со стволами, соединенными в горизонтальной плоскости, и внутренними курками.
Указанные индексы означали: ТС-1 — Тульское садочное, модель первая, ТС-2 — Тульское садочное, модель вторая. Длина стволов ТС-1 720 мм, дульные сужения: правый ствол 0,8 мм, левый 1,0 мм. Запирание тройное, рамкой Перде на два подствольных крюка и болтом Гринера. ТС-2 от ТС-1 отличали стволы длиной 760 мм с дульными сужениями: правый ствол 1,0 мм, левый 1,25 мм, вместо болта Гринера использовался прямоугольный выступ на казенном срезе стволов. При закрывании ружья на этот выступ надвигалась защелка. В ТС-1 стреляные гильзы извлекались экстрактором, а на ТС-2 был установлен эжектор. УСМ с двумя спусками. Замки смонтированы на отдельных досках. Масса ружей в пределах 3,5–3,8 кг.
Это были прекрасные ружья, послужившие прообразом МЦ 11 и МЦ 111 — ружей высокого разбора. На ИЖМЕХе в счет полученных репараций из Германии — оборудования и технической документации модели фирмы «Зауэр» — в 1954 году начался выпуск ружья ИЖ-54.
В конце тридцатых и в послевоенные годы отечественные и зарубежные стендовики использовали в основном садочные ружья с горизонтальным расположением стволов. Охотников и спортсменов не удовлетворяли простые и грубоватые отечественные ружья.
Первым детищем ЦКИБ СОО стало ружье со стволами, соединенными в горизонтальной плоскости, которому был присвоен индекс МЦ 11. Это ружье снискало заслуженную славу у стендовых стрелков. Первую свою золотую медаль на чемпионате Европы в 1955 году в упражнении «трап» с этим ружьем завоевал Ю. Никандров. А. Каплун в историю стендового спорта вошел как первый из советских спортсменов чемпион мира в упражнении «скит» (1958). Его ружье МЦ 11 было с укороченными стволами (675 мм) и со сверловкой «раструбы». А. Каплун, стреляя из МЦ 11, стал бронзовым призером на чемпионате мира в Осло (1961).
В начале 60-х годов прошлого столетия все стендовые стрелки перешли на ружья с вертикальным расположением стволов. Конструкторы ИЖМЕХа на базе ружья ИЖ-12 создали прекрасное спортивное ружье ИЖ-25. С ним легендарная Лариса Гурвич завоевала не одну медаль на чемпионатах Европы, мира и СССР. По ее признанию, ружье ни разу не подвело. А С. Калинин с МЦ стал бронзовым призером Римской олимпиады.
С 1950 по 1955 гг. ТОЗ выпускал бокфлинт МЦ-6. В ЦКИБ СОО, совершенствуя эту модель, стали выделывать для стендовой стрельбы ружье МЦ-8 в различных модификациях. С МЦ-8 чемпионом мира в упражнении «трап» стала Галина Хомутова. Дальнейшие поиски конструкторов ЦКИБ СОО привели к созданию новой модели МЦ-9. Стреляя на чемпионате мира в Каире (1962) из МЦ-9 на траншее, В. Зименко в упорной борьбе завоевал чемпионский титул. А в 1963 году он стал победителем спартакиады народов СССР.
Из ружья МЦ-9 Наталья Уколова выиграла серебряную медаль на чемпионате мира (1975). Золотую медаль Токийской олимпиады (1988) в упражнении «трап» из ружья модели МЦ выиграл Д. Монаков. Руководство ЦКИБ СОО за эту победу вручило ему подарочное ружье.
С ружьем МЦ-8 Ю. Цуранов добивался убедительных побед как на чемпионатах и спартакиадах СССР, так и в международных соревнованиях. А замечательные результаты О. Лосева, Н. Дурнева, П. Сеничева и Е. Петрова? Вот как Е. Петров отзывался о ружье МЦ-6: «Еще в 60-м мне дали ружье, и с ним я прошагал все свои километры на стендовых площадках. Нашенское, кстати, тульское МЦ, вроде бы неказистое, без прибамбасов, но идеальное для меня. Оно не новое мне досталось, тулка хорошо послужила где-то в гарнизоне и меня ни разу не подвела, ничего ни добавлять, ни убавлять в нем не пришлось: следи, смазывай и стреляй».
Объем статьи не позволяет рассказать обо всех наших чемпионах. Но не назвать такие имена, как В. Герасина, Ю. Клекова, Е. Рабая, С. Демина, И. Ларичева, я не могу. Эти милые женщины своими спортивными достижениями возвышали наше Отечество в глазах мирового сообщества.
Если внимательно присмотреться к успехам стендовых стрелков, то заметишь такую закономерность: нет ни одного года, в который бы советские стендовики на международных соревнованиях остались без медалей. Благодаря чему?
Сегодня некоторые говорят: «Вот бы мне Perazzi, я бы показал». Сошлюсь на Елену Рабую, пятикратную чемпионку мира в командном зачете, восьмикратную чемпионку Европы в личном зачете, неоднократную чемпионку СССР и России, заслуженного мастера спорта, старшего тренера женской сборной России в упражнении «трап»: «Можно выбить 25 из 25 и из ТОЗ, и из МЦ, и из Perazzi. Очень многое зависит от самого стрелка. Можно внушить себе, что Perazzi — оружие чемпионов, а можно верить, что МЦ принесет тебе победу. Все зависит от технической и психологической готовности стрелка».
Конструкторы и мастера-сборщики ЦКИБ СОО выделывали ружья с учетом антропометрических данных стрелка и вида стендовой стрельбы. В настоящее время условия стрельбы усложняются: увеличиваются скорости полета мишеней, уменьшается навеска дроби. При высоком качестве пороха и низком дульном давлении отпадает надобность в тяжелых ружьях.
Имея более легкое ружье, стрелок получает лучшую возможность для маневра и управления им. Мне повезло побывать на трибунах 45-го чемпионата мира по стрелковому спорту в Москве (1990). Я еще тогда заметил давление зарубежных оружейных фирм. В последующие годы эта тенденция проявлялась все отчетливее: отечественные стрелки все больше стреляли из Beretta и Perazzi.
Так, А. Алипов звание чемпиона Афинской олимпиады завоевал с ружьем МХ8 Perazzi. Отечественные производители спортивного и охотничьего оружия постепенно вытеснялись и сегодня почти полностью вытеснены с нашего рынка. Да оно и понятно.
Нашим оружейникам не на что обновлять оборудование, особенно с ЧПУ. А западные компании весьма чувствительны к малейшим изменениям в требованиях к спортивным и охотничьим ружьям. Они инвестируют огромные средства в исследования, постоянно проводят контрольные отстрелы и испытания оружия.
А мы все взвалили на плечи такого руководителя, как рынок, и спрашиваем: «А что случилось с нашими кузницами ТОЗ и ИЖМЕХ? Где их знаменитые ружья? Почему ТОЗ вообще прекратил выпуск ружей, а ИЖМЕХ производит такие, которые охотники боятся покупать? Куда канули их прекрасные ружья ИЖБ-36, ИЖ-54, ИЖ-57, ИЖ-12, ТС-1, ТС-2, ТОЗ-34?» Но никто не удосужился ответить на эти вопросы.
Мы все удивляемся: отчего у нас такие низкие результаты на международных соревнованиях? Да оттого, что стреляем мы из чужого оружия и чужими патронами. Видно, нет в Отечестве леса, металла и конструкторов.