Давать ли детям в руки оружие

Если отвечать на данный вопрос с точки зрения закона и персональной ответственности, то, конечно же, нет. Но будем честны: а как иначе можно приучить подрастающих детей к охоте, рассказать о способах защиты с оружием в руках и (или) привить им хороший, не волюнтаристский и не гангстерский вкус к оружию? Ведь хорошее оружие — это гордость его правообладателя. В XIX веке за хорошее ружье помещики расплачивались деревнями.

В свое время я имел возможность познакомиться со статистикой трагических случаев, произошедших с членами семей, один из которых имел и хранил дома охотничье оружие. В подавляющем большинстве случаев трагедии происходили не оттого что детей дома знакомили со стволом, а от категорических запретов даже об упоминании об отцовском оружии.

Запретительные меры всегда имеют один итог. И он особенно очевиден, когда дело касается детей или вообще людей, с огнестрельным оружием незнакомых. «Запретный плод сладок», и люди, не готовые к обращению с оружием ни технически, ни в правовом аспекте, ни психологически (последнее — важнейший аргумент для владельцев оружия), способствовали трагедии, подводя отца «под монастырь» или способствуя увечью других людей.

Ситуация в стране и в мире на сегодня более чем сложная, хотя я и не склонен к излишней ее драматизации. Еще раз хочу сказать, что разговор у нас далее пойдет честный и, надеюсь, в обсуждениях темы — продуктивный. Многие показывают взрослеющим детям свое оружие, но не говорят об этом пространно с посторонними людьми.

Посмотрим в суть вопроса. Первый достойный аргумент, с которого хороший охотник может начать беседы со своими детьми об оружии, это его задачи (условия применения огнестрельного оружия, базовые принципы крайней необходимости и необходимой обороны — строго по тексту действующих законов с вашими профессиональными комментариями, а главное, с примерами).

Таким образом, я разъяснял условия и задачи использования и применения огнестрельного оружия своим детям пока только теоретически. Но поскольку детей нам Бог дал много, через несколько лет мы увидели и первые результаты.

Старшие мальчик и девочка уже в подростковом возрасте имели понятие о важнейших принципах как собственной безопасности, так и правовых условиях свободы и основания для самозащиты.

Первый, подготовительный, этап в ваших рассказах — еще задолго до непосредственного показа стволов — должен быть именно разговорно-психологическим, с примерами и веским словом об ответственности и главенстве закона.

Таким образом, прививается иммунитет против несанкционированного взлома (доступа) к сейфу с оружием, где бы он ни находился. Не так давно российское общество потрясла трагедия в городе Старая Русса, где подростки, добравшись до оружия в деревенском доме, неправомерно его применили.

Сейчас не до того, чтобы давать оценки тем или иным действиям, да и тема не та. Важно то, что главные герои той трагедии, не были посвящены методично в проблематику хранения и условий применения оружия. У них не было установки на то, что оружие — табу. С большой долей вероятности можно утверждать, что обучения дома со стороны любящих отцов они не проходили.

Поэтому пассаж о том, что для таких подростков оружие — «крутяк», справедлив на все сто. С позволения сказать, это как граната для обезьяны: сила вроде бы есть, но ответственно пользоваться незнакомой вещью не умеет, не научили.

Второй шаг — правовая подготовка. Она по определению чисто теоретическая. Надо в красках рассказать о последствиях. Исторически доказано: чтобы уберечь детей (и вообще людей) от дурных поступков, неплохо бы время от времени давать им «социальное зеркало», то есть показывать последствия подобных поступков, но на других примерах. Но в современной России такие экскурсии для вас не будут доступны.

Жаль… Результаты научных исследований однозначно говорят о пользе подобных зрелищ, особенно для созерцателей в возрасте подростковом, пубертатном, развивающемся. Поэтому постарайтесь объяснять теоретически.Когда я практиковал теоретические обсуждения в моей семье, для меня было важно следующее.

Во-первых, трагедия не в том, чтобы не говорить и не показывать с соблюдением мер предосторожности «запретный плод», а в том, чтобы замалчивать проблему. И начинать нужно с правил безопасности, правил поведения с огнестрельным оружием, неукоснительное соблюдение которых гарантирует жизнь владельцу.

Затем, освоив теоретический курс, который в нашей семье проводился не спеша, в течение четырех недель, по выходным дням, уместно перейти к технической, но пока еще тоже теоретической части освоения материальной части опасных предметов.

На втором этапе в течение месяца мы изучали механические составные части, то есть матчасть, пока тоже теоретически. Все это было проделано с примерами и рассказами о том, как и когда каждая часть приводится в действие. Пока дело не дошло до показа стволов, хорошими иллюстративными примерами по обращению с оружием, правильному и ошибочному, являются художественные и документальные фильмы.

Это прекрасный иллюстративный материал, при условии, что вы, как наставник, опытный и законный владелец вашего оружия, профессионально разбираетесь в поднятых здесь вопросах. Конечно же, учить тому, чего вы не вполне освоили сами, не стоит. Лучше уж оставить эту идею и заняться чем-то другим.

Фото Дмитрия Васильева. 

Ваши знания и опыт хорошо помогут в том, чтобы при просмотре кинокартин и хроники выявлять правильные и неправильные приемы обращения с огнестрельным оружием. Кстати, «киноляпов» хватает, и их конкурсное обнаружение вполне может стать поводом для общесемейного веселья при просмотре какого-либо фильма.

Причем на всех этапах обучения желательно, чтобы присутствовали все члены семьи. Такой комплексный и массовый подход, во-первых, экономит ваше время, чтобы не объяснять по очереди каждому одно и то же, а во-вторых, формирует из вашей семьи сплоченную и обученную команду, ибо из опыта педагогики известно, что сообща лучше обсуждать пройденный материал, не один, так другой задаст правильный, или «албанский» вопрос.

И вот когда ваш совместный теоретический ликбез подойдет к завершению, только тогда я бы рекомендовал показать оружие и, при соблюдении предусмотренных законом мер личной безопасности и предосторожности, дать в руки в разряженном состоянии.

Затем, без спешки, один-два раза в неделю, сочетая воспоминания о полученных теоретических знаниях и практические упражнения с незаряженным оружием (которое, как требует закон, в домашних условиях хранится отдельно от боеприпасов), продвигаться дальше.

Далее события могут развиваться по-разному. Я рекомендую заниматься с подростками, достигшими 16-летнего возраста, в тире. Но тут могут быть варианты. Практическая охота — это уже другая, еще более сложная и опасная сторона дела, и как подходить к ней, эти вопросы я оставляю на ваше усмотрение и вашу ответственность.

Однозначно готовой, апробированной и рекомендованной родителям методики по ознакомлению своих детей с оружием не существует. Государство и в этом вопросе оставило незаполненную нишу, ограничив все непонятное и опасное запретами.

Психологи помогают избежать трагедий там, где не в точности выработаны инструкции, в нешаблонных ситуациях. К слову, в трагедии в Старой Руссе сотрудники полиции действовали в соответствии с законом, нет сомнений.

Но, право, как не хватало там психолога, даже с начальными знаниями, который, войдя в переговорный процесс, урегулировал бы ситуацию, сохранив жизни. Для этого такой психолог должен быть в составе каждой группы задержания, направляемой к преступающим закон детям.

Здесь недостаточно нормы, разрешающей сотрудникам полиции применять табельное огнестрельное оружие против женщин и детей «при совершении ими группового нападения».

Ситуация нетипичная. Психолог бы ее спас. Но на всем экономят, и на штатных психологах в том числе. А внештатный, гражданский, вряд ли был бы допущен в группу задержания — мы не в США, где, к слову, давно исследован опыт и выработаны превентивные меры для подобных ситуаций.

В настоящее время обязанность по воспитанию своих детей возложена законодателем именно на родителей, поэтому от того, как будут подходить к важнейшим вопросам информирования (правового, технического, психологического) детей о грозной силе огнестрельного оружия, хранящегося у отца-охотника, зависит то, как наши дети будут относиться к оружию.

Оружие дома должно прочно ассоциироваться с мирным, но все-таки атомом.

В любом деле нужно достичь неноминального результата, важны пять педагогических принципов: проверенный (качественный) материал, наглядность, авторитетность, личный пример, повторение. Сюда можно добавить и шестой — контроль, обратная связь или, по-научному, рефлексию. И еще, конечно же, безопасность.