Ружье для первых лиц

Пожалуй, нет другой такой оружейной марки, которая была бы так знаменита в России, как Лебо, причем ее известность связана в основном c последним русским императором Николаем II, любившим и высоко ценившим эту бельгийскую марку. Конечно, царь мог выбрать для себя любое оружие, но остановился на ружьях компании «Лебо-Куралли». Говорят, на одной из самых известных фотографий император держит в руках модель компании Grande Russe.

Если у вас появится возможность подержать в руках оружие компании «Лебо-Куралли», вы ею, безусловно, воспользуетесь.

Вот и я такую счастливую возможность не упустил, увидев в одном из московских магазинов двустволку «Князь Голицын», благодаря чему смог оценить качество и особенности конкретной модели, а также всей марки Лебо.

Созданная в 1865 году компания Lebeau стала известной лишь в 1876 году, когда получила гран-при на выставке в Филадельфии, посвященной столетию США, а затем почетный диплом и золотую медаль на парижской выставке в 1878 году.

Через девять лет, в 1897 году, на промышленной выставке в Санкт-Петербурге компания удостоилась большой серебряной медали.

Тогда же молодой император Николай II, оценив достоинства бельгийских ружей, заказал у Лебо парные экземпляры 20-го калибра со стволами длиной 75 см (они получили номера 31831 и 31832, а впоследствии вошли в каталог компании под № 98 как модель Grande Russe). Кстати, императорские ружья имели замок в колодке.

Здесь интересно отметить, что до 1905 года в российской охотничьей прессе упоминаний об Августе Лебо не было вообще, и это несмотря на то что он уже был поставщиком оружия императорскому дому.

Вот что, например, пишет Л.П. Сабанеев во втором издании «Охотничьего календаря»: «В Бельгии лучшим оружейником считается, однако, не Франкотт, как полагают у нас, а Бодсон, ружья которого имеются у очень многих садочных стрелков-бельгийцев».

Читайте материал "Комбинированное оружие и современный охотник"

Но уже в 1905 году в прейскуранте оружейного магазина А. Биткова о бельгийском оружейнике говорится как о «новейшей звезде на горизонте оружейного искусства».

На подушках стволов полный набор клейм. Интересно, что патронники на данном экземпляре имеют длину 65 мм. Фото автора. 

«Среди таких величин, как Пёрдэ, Голланд-Голланд, — читаем мы в прейскуранте, — он занял равное им место; его гениальность оценили по достоинству императоры России, Германии, Испании, а также другие особы императорских и королевских фамилий охотятся с ружьями, изготовленными мастерской Лебо.

Более лучшей славы едва ли когда-нибудь достигал какой бы то ни было художник-оружейник. Август Лебо состоит поставщиком вышеупомянутых Высочайших особ, и это его лучшая рекомендация».

Однако, каков маркетинг, как бы сейчас сказали. За несколько лет сделать компанию столь знаменитой, да еще когда самого Лебо уже не было в живых  (скончался в 1896 году)!

Кстати, охотничьи каталоги продолжали хвалить его оружие вплоть до 1913 года: «Лебо по справедливости должен считаться первым мастером Льежа».

И действительно, что ни говори, а оружие, выпускаемое бельгийской компанией, отличалось высоким качеством и надежной конструкцией. Наибольшей популярностью оно пользовалось у российской аристократии, и специально для этой аудитории были созданы модели с громкими именами: «Граф Шереметьев», «Князь Голицын», «Князь Куракин», «Князь Кудашев».

С современной точки зрения это были не совсем модели, скорее, модификации или варианты исполнения, отличавшиеся гравировкой, резьбой, длиной стволов, параметрами ложи. Аналогичную картину мы наблюдаем у ведущих производителей оружия и сегодня: несколько базовых моделей дорабатываются в соответствии с пожеланиями заказчика.

Фото автора. 

В некоторых источниках можно найти информацию о том, что незадолго до смерти Август Лебо стал сотрудничать с Фердинандом Куралли.

Никаких документальных подтверждений этому нет, но есть основания полагать, что после смерти Лебо (23 июля 1896 года) ко-оперативное общество «Кредитный союз» подало иск к наследникам оружейника о взыскании задолженности компании в размере 14 766 франков и 22 сантима, после чего ее владельцем стал Фердинанд Куралли.

Читайте материал "Владение оружием: власть должна научиться доверять своему народу"

Вполне вероятно, он просто купил компанию у наследников или кредиторов и продолжил дело Лебо, используя не только технические наработки, но и его имя. Именно с этого времени компания обрела название, которое носит по сей день — «Лебо-Куралли». Вскоре новая фирма получила право называться поставщиком ряда королевских домов Европы — Испании, Италии и, конечно, России.

Начало XX века совпало с усилением бельгийской колониальной политики. Войны и революции породили спрос на боевое оружие. Компания решила попробовать свои силы в его производстве.

Выбор пал на армейский револьвер Webley&Scott, и в 1902 году Куралли подписал договор о его поставках в армию Бельгийского королевства. При этом «Лебо-Куралли» получила возможность выставлять свое оружие в демонстрационном зале Webley&Scott в Лондоне.

В результате такого тесного сотрудничества была создана новая фирма, получившая название Webley-Lebeau-Courally Continental Firearms Makers. Она продолжила выпуск ружей модели Grande Russe с замками в колодке и «Князь Куракин» с замками, копировавшими извлекаемые замки Вестли Ричардса.

Читайте материал "Охотничьи ружья с продольно-скользящим затвором"

Любопытно, что компания, как мы видим, не чуралась совместных проектов. В магазине, где мне удалось подержать в руках оригинальный «Лебо-Куралли», было выставлено ружье, по конструкции напоминающее классическую модель Lebeau, но без гравировки, дополнительных украшений, причем на одной стороне на досках стояла надпись Lebeau-Courally, а на другой — Verney-Carron.

История этого ружья еще требует своего исследования. Что это? Совместный проект? Оружие, сделанное на заказ? Или оружие, продаваемое под дружественным торговым брендом?

Все детали УСМ покрыты золотом. На фото видны выступающие золоченые бойки. Фото автора. 

После Первой мировой войны компанию «Лебо-Куралли» ждала непростая судьба. Сменилось несколько владельцев; после ее покупки Жозефом Верре компания несколько лет называлась «Лебо-Куралли-Верре». Изменилась и линейка моделей (в списке появились штуцера), расширилась линейка калибров.

Сегодня компания выпускает семь моделей. К сожалению, не осталось старых и культовых моделей, таких как «Князь Куракин». Точнее, теперь они называются иначе, по-современному: гладкоствольные ружья Baron с вертикальным расположением стволов 12, 16 и 20-го калибров и Prince с горизонтальным расположением стволов 12, 16, 20, 28-го и .410-го калибров.

Это оружие высокого разбора, с замками на боковых досках. Кроме гладкоствольных, появилась линейка нарезных двуствольных штуцеров Dauphin с горизонтальным расположением стволов под патроны калибров 9,Зх74R, 8х57 IRS.

Они рекомендуются для охоты на крупных европейских животных. Болтовой карабин Marquis изготовлен под патроны любого калибра — от .222 Rem до .505 Gibbs. Для горных охот идеально подходит киплауф Archiduc, который выпускается для американского рынка под патроны от .243 Win до .300 WinMag включительно.

Читайте материал "Восстанавливаем охотничьи документы"

Карабин Chevalier идет под патрон .338 Lapua Magnum. Двуствольный штуцер с горизонтальным расположением стволов Big Five (из названия понятно, для какой охоты он предназначен) выпускается под патроны .375 H&H, .470 NE, .500 NE и другие.

Поверхность колодки покрыта цветной калкой. Фото автора. 

Но вернемся к двустволке «Князь Голицын» в наших руках. Это настоящий кусок истории начала XX века. Именно эта модель, хотя и созданная в двадцатые годы прошлого столетия, поставлялась императорским дворам России и Европы.

Оружие украшено тонкой традиционной гравировкой с растительным орнаментом, у него отличный орех, и, что интересно, колодка  и накладные доски покрыты прекрасно сохранившейся цветной калкой. И не только они.

Даже спусковые крючки имеют такое покрытие, а это необычно и смотрится оригинально. Все детали УСМ покрыты золотом, что с одной стороны указывает на уровень оружия, а с другой — защищает детали от коррозии. Иными словами, двустволка в отличном состоянии. Возможно, им просто не пользовались, так как найти оружие возрастом около ста лет в таком хорошем состоянии непросто.

Приклад прямой, как и положено оружию подобного класса, не имеет затыльника. В торце приклада видны две вставки, закрывающие отверстия, которые используются для получения идеального баланса оружия с длиной стволов более 70 сантиметров. Какими бы легкими не были эти стволы, они будут «кивать».

Для создания «противовеса» приклад высверливается, и в него помещаются дроби в нужном для получения баланса количестве.

Далее эти технические отверстия закрываются ореховыми заглушками. Оружие прикладисто и удобно, его вес, несмотря на длинные стволы, ощущается как легкий. Широкая прицельная планка имеет антибликовую насечку, сделанную  ручным способом.

На правом стволе мы видим надпись Aug. Lebeau Courally Liege, удостоверяющую происхождение ружья. В целом «Князь Голицын» оставляет очень приятное впечатление.

Читайте материал "Лицензия на чудо: турецкого оружия всё больше и больше"

Ружья «Лебо-Куралли» неразрывно связаны с историей России. Как бы нам хотелось, чтобы встречи с нашей историей происходили как можно чаще, а хорошо сохранившихся ружей попадалось нам в руки как можно больше!

ОТ БАНКРОТСТВА К БАНКРОТСТВУ

У «Лебо-Куралли» сложная и запутанная история, многого  мы уже не узнаем, но имеющиеся факты говорят о непростом пути, приведшем компанию к успеху. Считается, что она существует с 1865 года и изначально носила имя братьев Жюля и Августа Лебо.

 

23 ноября 1876 года это товарищество было упразднено. В том же году был заключен договор нового товарищества «Братья Лебо и Ко» с инвестором Шарлем Минеттом. Инвестор обязался вложить в компанию 100 000 франков. Целью товарищества было производство и торговля огнестрельным оружием, а также всем, «что к нему прилагается».

12 июня 1879 года по иску некоего Ларока начался процесс банкротства компании, а в 1880-м ее объявили банкротом, после чего Август Лебо  учредил новую компанию «Изящное оружие. Август Лебо».

После смерти Августа Лебо владельцем марки стал Фердинанд Куралли. Скорее всего, он купил ее у наследников оружейника. В 1902 году Фердинанд Куралли подписал договор с Webley&Scott о поставках армейского револьвера, и в результате тесного сотрудничества была создана новая фирма, получившая название Webley-Lebeau-Courally Continental Firearms Makers.

После этого компания несколько раз была на грани банкротства, но всякий раз возрождалась.

ИМПЕРАТОРСКИЕ ОХОТЫ

Во времена Николая II организацией царской охоты занималась специальная придворная служба «Управление императорской охоты Министерства императорского двора». В обязанности сотрудников службы входили организация охот и обработка добытых животных.

 

По окончании охотничьего сезона служба составляла список трофеев. В персонал охотничьей команды входило более 70 служащих: егеря, стремянные, конюшенные, лесники и т.д. Дополнительно в качестве загонщиков привлекались солдаты, матросы и крестьяне из ближайших деревень. С 1906 года на охоту стали выезжать на автомобилях.

Рисунки для оформления годовых отчетов создавал придворный художник-анималист Рудольф Френц. В документе «Журнал императорской охоты № 9, составленный ловчим Владимиром Романовичем Дицем» приводятся сведения об итогах охоты за период 1884—1909 год. За это время великие князья и княгини убили 638 830 зверей и птиц.