Из гладкоствольного в нарезной: вкладной нарезной стволик

Нарезные вкладные стволики существуют давно. Сегодня за рубежом можно приобрести стволик практически любого калибра, конечно, в разумных пределах. Помещенный в ствол гладкоствольного ружья, он превращает это ружье в нарезное. У российских охотников такой роскоши пока нет и, скорее всего, в ближайшее время не будет.

Согласитесь, неплохо, поместив в свое любимое ружье вкладной стволик, скажем, .22-го калибра, иметь возможность стрелять дешевым и слабеньким патроном.

Надо сказать, почти все гладкоствольное оружие способно без каких-либо последствий стрелять пистолетными патронами, даже самыми мощными, да и промежуточными тоже — вплоть до 7,62х39 мм включительно.

Ружья с тройным запиранием, особенно с верхним, в виде болта Гринера, способны использовать и винтовочные патроны мощностью .308 или 7,62х54.

Этого достаточно, чтобы превратить гладкоствольное оружие охотника в нарезное комбинированное, что, безусловно, даст охотнику и стрелку ряд преимуществ.

Несмотря на прямое разрешение нарезных вкладных стволиков в законе «Об оружии», наши разрешительные органы, к сожалению, упорно препятствуют сертификации и продаже оных.

Главная закавыка в том, что нарезное оружие в нашей стране подлежит контрольному отстрелу. При этом пуля и, что важно в конкретном случае, гильза, получив индивидуальные признаки, поступают в пулегильзотеку.

Так вот именно из-за того, что гильза, отстрелянная из одного и того же стволика, но из разных ружей, будет отличаться, нам и не разрешают вкладные стволики. Возможность их использования в разном оружии является их полезным свойством и одновременно делает невозможной их сертификацию в современных условиях.

Патрон .366 ТКМ может использоваться для добычи животных весом до 200 кг, на расстоянии до 200 метров. ФОТО SHUTTERSTOCK 

Есть и еще одна особенность. Как только вы вкладываете нарезной вкладной стволик в гладкоствольное оружие, оно тут же превращается в нарезное или комбинированное, а по нашим законам такого категорически быть не может.

Для закона это совершенно разные виды оружия, и предоставлять возможность переводить их из одного состояния в другое руками пользователя никто не спешит.

Читайте материал "Выпущено новое оружие: недорезняк или передробовик калибра .366 ТК"

Казалось, выхода из этого положения нет, но вдруг как гром среди ясного неба в продаже появились вкладные стволики от Техкрима. Слухи о том, что есть идея сделать вкладной стволик .410 калибра, ходили давно, но энтузиазма, по понятным причинам, эта идея не вызывала.

Тут же совсем другое дело: вкладной стволик калибра .366 ТКМ, да еще и со сверловкой Ланкастера. Что и говорить, идея весьма интересная и оригинальная.

Надо напомнить, что .366 ТКМ, полученный из гильзы патрона 7,62х39 путем увеличения диаметра ее дульца до 9,6 мм, — это патрон, близкий армейскому 9х39, но только внешне. Сертифицирован этот боеприпас как гладкоствольный.

Оружие, которое его использует, по сертификату тоже гладкоствольное, следовательно, и вкладной стволик калибра .366 ТКМ гладкоствольный. Конечно, это все условно.

При весе заряда 6–7 г и цене патрона 27 рублей вряд ли найдется много желающих стрелять дробью, хотя справедливости ради надо отметить, что патроны, снаряженные дробью, в продаже имеются, но похоже, это ответ на вопрос «Что же у вас гладкоствольное оружие не имеет даже патрона, снаряженного дробью?» Ну вот, теперь ответ есть: «Как это не имеет? Пожалуйста, «девяточка» — стреляйте на здоровье!».

ФОТО АНТОНА ЖУРАВКОВА 

Выпустив такой стволик, производитель решил все тонкие моменты. Поскольку оружие гладкоствольное, вопросы с отстрелом отпали. Не было никаких вопросов и по смене ориентации оружия: оно так и осталось гладкоствольным.

Сам вкладной стволик приобретается по лицензии, на него получается отдельная РОХа, по которой можно приобретать боеприпасы и использовать вкладной стволик в любом гладкоствольном оружии из своего арсенала.

Читайте материал "Луки хотят приравнять к охотничьему оружию"

Что касается «боевых» характеристик, то они у .366 калибра очень неплохи. Патрон получился солидный, превышающий 7,62х39 как по мощности, так и по останавливающему действию. Да и за его кучность совершенно не стыдно.

В общем, данный боеприпас позволяет уверенно поражать животных весом до 200 кг на расстоянии до 200 метров. Другими словами, патрон в сочетании со сверловкой Ланкастера в своем классе практически не уступает нарезному оружию.

Новый вкладной стволик очень хотелось увидеть вживую и подержать в руках. Но найти  его в Москве не удалось. Ближайшим местом, где он продавался, был магазин «Темп» в Климовске.

Комплект стоит 12 700 рублей, в него входит сам стволик под 12-й калибр, кожаный чехол, ключ-переходник для затягивания муфты и рожковый ключ, обратная сторона которого служит для экстракции стреляных гильз. Производитель не стал усложнять вкладной стволик экстрактором.

Прижимная гайка и цанга просты в исполнении и надежны. Фото автора. 

Да это и понятно. Разное оружие имеет разные формы экстрактора или эжектора, и проработать взаимодействие с ними непросто, гораздо легче вырезать треть фланца «гильзы» и предусмотреть выборки в торце патронника для извлечения стреляных гильз, благо инструмент для этого прилагается.

Но с точки зрения удобства для охотника или стрелка такое решение нельзя признать оптимальным. Подобные решения больше подходят для кустарных изделий, а не для тех, что созданы на предприятии, где есть конструкторский отдел.

Читайте материал "Варминтинг - это гибрид охоты и стрелкового спорта"

В общем, это решение показалось мне спорным, хотя оно и удешевляет конструкцию. Впрочем, вкладной стволик не должен быть дорогим по определению.

Экстракция гильзы осуществляется специальным инструментом. Фото автора. 

Зато решение с муфтой мне очень понравилось. Всего две детали, которые крепятся на стволик спереди, позволяют не только надежно фиксировать его, но и центровать, а это очень важно для почти нарезного оружия.

Собственно, на этом можно и заканчивать описание стволика. Он прост и понятен, разбирается на три детали, две из которых медные насадки для крепления ствола.

Сам стволик выполнен аккуратно и точно, внутренняя выделка не вызывает ничего, кроме восхищения. Вообще сверловка Ланкастера (тут скорее всего поковка) выглядит чисто и качественно. Конечно, окончательный вывод можно сделать только после отстрела на кучность.

При сборке комплекта «Оружие — вкладной стволик» надо учитывать некоторые особенности, которые мы сейчас рассмотрим.

Перед вкладыванием стволика ослабляем центрирующую гайку. Затем аккуратно вкладываем стволик, следя за тем, чтобы он не подклинивал и прорезь в фланце гильзы совпала с экстрактором или эжектором оружия.

После того как стволик полностью помещен в ствол, аккуратно закрываем ружье, опять же следя, чтобы ничто нигде не закусывало и не заклинивало. Ставим ружье на приклад, при этом, если между стволиком и колодкой есть зазор, он будет устранен опустившимся стволиком.

Фото автора. 

Вводим с дульной части специальный переходник под ключ. В нашем случае в ружье оказался полный чок, и ключ пришлось вставлять под небольшим углом, как бы боком, но все получилось.

Затем при помощи ключа вращаем переходник против часовой стрелки и затягиваем гайки на стволике. Лепестки переходного кольца-цанги расходятся, и оно намертво фиксирует стволик в стволе.

Читайте материал "Самокрутный патрон в небо не полетит"

Все детали крепления медные, поэтому поцарапать ствол они не могут, но и затягивать надо аккуратно, чтобы не повредить медную гайку. Все. Оружие готово к стрельбе.

Учитывая, что стволик всегда ставится в одинаковое положение и затягивается цангой, можно надеяться, что повторяемость стрельбы после снятия и установки ствола будет высокой. Разборка осуществляется в обратном порядке, никаких проблем это не вызывает.

Фото автора. 

Что можно сказать в заключение? Техкрим сделал очень интересный продукт — сочетание сверловки Ланкастера и патрона калибра .366 ТКМ. На сегодня это единственный вариант вкладного стволика для гладкоствольного оружия.

Оно может стать эрзацем нарезного оружия (например, на загонной охоте) и добавить 50–70 метров к дистанции возможного выстрела.

Конечно, практика — лучший критерий истины, но пока пострелять из этого замечательного предмета у меня не получилось. Если же представится такая возможность, обязательно об этом расскажу.