Безусловно для многих будет важным престижность ружья, известность производителя, история и «биография» самого предмета покупки, если это касается эксклюзивных старых двустволок.
Понятно, что ощутить всю прелесть старого ружья, которое, как намоленная икона, несет в себе заряд энергетики, накопленный десятилетиями охоты из него, для большинства охотников мешает «толщина» кошелька, но ничто не мешает высказывать мнение, мол раньше не только трава была зеленее …, ружья выделывали тщательнее и переходили они от отца к сыну, от деда к внуку чуть ли не в идеальном состоянии.
Так ли это на самом деле?
Возможно, кто-то не согласится с моими дальнейшими рассуждениями и выводами, но некоторая надежда все же теплица, что нижеприведенный материал в какой-то мере окажется полезным, как начинающим, так и охотникам со стажем.
Конечно, сегодня предлагаемый ружейный ассортимент столь велик, что даже кратко охарактеризовать его, места на газетной или журнальной полосе не хватит. Да и мои возможности ограничены определенными моделями ружей, что прошли через мои руки или были в работе у моих близких знакомых.
Как я обозначил в начале данного материала, «продублировав» название, основная тема будет посвящена надежности охотничьего оружия, сравнения ружей ранних годов выделки и отчасти их современных «клонов».
Начну с «многострадального» МЦ21. Сейчас даже не припомню год приобретения пятизарядки, где-то в районе 70-71 годов.
Вопреки многочисленным утверждениям о качестве и надежности прежних МЦ 21-12, мой автомат имел весь перечень «задержек», на которые ссылаются современные владельцы данных ружей, приобретенных значительно позднее.
В 1981 году, по случаю, не с ТОЗа, а с ЦКИБа взял новый МЦ21, внешне «вылизанный» с аккуратной отделкой, ствол в т.н. «черном хроме». Его тоже пришлось доводить до ума, ревизия предварительного упора (разобщителя) спускового крючка.
Может мне так «повезло», но значительно позднее, данные полуавтоматы неработающие прямо из магазина были довольно редки. Хотя данный товар и «оч.умелые ручки» определенный синоним.
Очень удивляет на поздних моделях пластиковая кнопка фиксатора затвора, зачем такое «нововведение».
Перейду к самому народному тренду «ИЖ», с некоторых пор приобретшему аббревиатуру на латинице «МР». Не буду касаться самозарядок, т.к. ижевских полуавтоматов не пользовал и у моих друзей их не имелось.
А вот о вертикалке ИЖ-12, его предшественнике «ИЖ-59 спутник» и последующей «реплике» ИЖ-27, своё мнение выскажу.
ИЖ-59 ружье достаточно редкое. Тот экземпляр, что был у меня под наблюдением в ходу, скорее был улучшенной разновидностью данной модели.
Из плюсов составное цевье, верхняя часть которого крепилась винтами к стволам. УСМ оригинальной конструкции, явная удача ИЖМЕХа, любой из двух спусков работал на оба ствола, в рядовом исполнении это не практиковалось.
Не скажу, что из него очень много стреляли, но частичное разрушение колодки вывело ружье полностью из пользования.
Пожалуй, больше дифирамбов чем ИЖ-12 не прозвучало ни об одном изделии ижевского завода. Из нескольких ИЖ-ей, что «расстреливали» в нашей спортшколе «юные дарования», при довольно «варварской» эксплуатации, особых поломок не было. Пружины боевые подсаживались.
При появлении осечек на жестких капсюлях, было достаточно поменять пружины местами и о «недуге» на длительное время можно забыть. Даже у основательно разбитых бокфлинтов, при запертом затворе в общем-то болтанка не ощущалась.
Правда внешний вид и дерево цевья оставляли желать лучшего. На одном ружье ствольные трубки вышли из казенной части стволов примерно на один мм, что на эксплуатации не сказалось, но было естественно списано.
Удивительно, почему ИЖ-27 в сравнении с двенадцатым подвергся многочисленным критическим замечаниям. А если быть точным, то много нелестных слов прозвучало о его внешнем виде, в первую очередь дерева ложи и цевья.
Конечно, эстетики в двадцать седьмом много не было, но и ИЖ-12 «красавцем» не назовешь. Здесь нужно их рассматривать чисто с практической стороны. Типичные рабочие ружья. Цевьё для хвата у ИЖ-27 стало удобнее, а главное значительно прочнее, неподверженное сколам и трещинам.
Правда модели с эжекторами, при использовании некачественных гильз, могут доставить неприятности, если выбрасыватель проскочить за рант закраины гильзы. О долгой жизни вертикалок ИЖ-ей слышать не приходилось.
Подтверждение этому отсутствие «очереди» на списанные стендовые ружья ижевского производства. Хотя многие достаточно удачно выступали со спортивными клонами ИЖ-25 и ИЖ-39. Но достижения на стенде никаким образом к долговечности этих ружей отнести нельзя.
Говоря об ижевских ружьях, нельзя не сказать о качественном хромировании каналов стволов, значительно более долговечном чем у тульских ружей.
От первых отечественных бокфлинтов ИЖ перейду к обзору курковых горизонталок, ставших в последнее время востребованными у любителей охоты с подружейными собаками.
Если оставить в стороне импортные с запредельной ценой ружья с внешними курками и раритет столетней давности, то в ходу у охотников чаще всего ТОЗ БМ 16 калибра и его «переделки» основном в 12 калибре.
То, что порой с завода тулки имели горизонтальный шат при отведенном рычаге затвора, новостью не является. Как и то, что разболтанные тозовки и сегодня в строю у многих не только сельских, но и городских охотников.
Долгожительству и определенной безопасности в эксплуатации данных ружей служит не только тройное запирание на два подствольных крюка с поперечным болтом Гринера, но и металла на них «не пожалели».
Если говорить о ружьях «от деда внуку», насколько это соответствует действительности и какие ружья могут перешагнуть 100-летний рубеж или приблизиться к нему, постараюсь рассмотреть на конкретных примерах.
Тульские левши порой удивляли не только своим новаторством, но и неоправданным консерватизмом. К последнему следует отнести штучное исполнение курковой тулки для стрельбы по тарелочкам.
К выпуску курковой штучной модели МЦ9 ЦКИБ приступил в 1954 году. Предназначение – стрельба «на траншее».
Возможно, это была последняя в мире модель куркового стендового ружья, предназначенная для спортивной стрельбы. Вес 3,75 кг; длинные, не менее 750 мм, стволы; сильные – 1,25 мм чоки; диаметр канала ствола 18,5 мм. Прямая ореховая ложа.
Примерно таких параметров было и моё МЦ9. Подпружиненный передний спуск, «глухая» колодка, сверху украшенная глубокой резьбой – дубовые листья и желуди, «доски» замков и остальной метал «покрыт» английскими арабесками.
Прямая ложа с относительно тонкой шейкой, темного комлевого ореха, предавала «тяжелому» ружью, немалую толику изящества. Но больше всего «удивляло» цевье.
Длинное, объемное, как принято говорить – бобровый хвост, но не портящей общей «архитектурной» законченности двустволки. Вместо традиционной для большинства отечественных ружей, рычажной защелки, кнопка.
Но не совсем обычная, спрятанная (утонувшая) в отверстии в передней части цевья, такое устройство мне ни разу не попадалось. На стволах надпись: «слесарь Тетёркин», «гравер…» - память имени его не удержала.
Но при всем внешнем благополучии и ухоженности, ружьё шат в горизонтальной плоскости имело ощутимый. Искать «крайнего» в слесарных работах, примененных материалах или термической обработке, в силу слабых сведений в металловедении, не берусь.
Но при ближайшем рассмотрении особой выработки боковых поверхностей подствольных крюков не наблюдалось.
По-видимому (как предположение), подгонка стволов осуществлялась в первую очередь к щитку и подушкам колодки, в процессе эксплуатации больше рассчитывая на замену осевого болта, чем трудо-затратно притирать подствольные крюки.
В продолжении предложенного материала, помимо бюджетного оружия, предполагается рассмотреть, естественно в плане надежности, ряд популярных и известных ружейных брендов.
Заслуженно, а может просто по названию, причисленных к лучшему охотничьему оружию. Конечно если читателя заинтересует озвученная тема.